Рита ИЛЬИНА | 19.08.2011 07:50:26
Аналитики Института региональной информации проанализировали антикризисную деятельность администрации Архангельской области, влияние областного правительства на социально-экономическое развитие региона. В центре исследования оказались важные условия экономической эффективности: высокий уровень политической консолидации внутри региона, единство административной вертикали и отсутствие внутриэлитных конфликтов.
В ходе исследования был проведен анализ основных статистических показателей социально-экономического развития региона; анализ информационного поля (федеральные и региональные СМИ); экспертные интервью (опрос экспертов из Архангельской области); электоральный анализ (на основе данных ЦИК РФ).
Как отмечается в публичном докладе «Архангельская область: социально-экономическое положение и эффективность исполнительных органов власти», с 2007 по 2010 годы в Архангельской области наблюдается ухудшение большинства социально-экономических показателей. При этом прослеживается совпадение отрицательной динамики со сменой власти в регионе. С момента вступления в должность нового губернатора Ильи Михальчука, начало активной работы которого совпало с началом кризиса в стране, в области фиксируются: спад промышленного производства; сокращение объема инвестиций в основной капитал; усиление зависимости области от федерального бюджета; ухудшение качества управления бюджетным процессом. Согласно данным Минрегиона, по итогам первого полугодия 2011 года Архангельская область вошла в группу из 57 регионов с наихудшим сводным индексом социально-экономического положения. По большинству показателей Минрегион повесил на область ярлык, позволяющий сделать вывод, что итоги социально-экономического развития у нас «хуже среднероссийских».
Финансовый кризис привел к резкому ухудшению ситуации в лесопромышленном комплексе региона. В свою очередь, сложная ситуация в основной отрасли Архангельской области оказала непосредственное влияние на социальную обстановку – многие предприятия были вынуждены перейти на сокращенный режим работы, приступить к сокращению персонала. При этом крупным лесопромышленным холдингам удалось сохранить трудовые коллективы, свернув практически все крупные производственные и инвестиционные программы.
Низкое качество управления региональной экономической политикой приведет к дальнейшему росту социальных и экономических рисков. В условиях повышенной дотационности областного бюджета (в 2010 году доля федеральных дотаций составила рекордные 23%) и отсутствия у губернатора Ильи Михальчука хорошо выстроенных связей на федеральном уровне, Архангельская область имеет минимальные шансы на дополнительные объемы федеральных дотаций.
Серьезные риски для развития Архангельской области представляет ситуация в региональном ЖКХ. В этом смысле Архангельская область входит в список неблагонадежных субъектов РФ, над которыми установлен дополнительный контроль со стороны надзорных ведомств. Кроме того, кризис в ЖКХ напрямую влияет на степень готовности региона к предстоящему отопительному сезону. Учитывая провальные результаты (последнее место) по итогам предыдущего осенне-зимнего сезона, область будет нахо-диться под особым контролем Москвы. Для северных регионов «готовность к отопительному сезону» традиционно считается важным политическим фактором.
К слабым сторонам экономической политики региональных властей стоит отнести и отсутствие серьезных сдвигов в диверсификации экономики Архангельской области. Ориентация действующей администрации на продвижение транспортных проектов (строительство глубоководного морского порта в Архангельске и прокладка магистрали «Белкомур»), которые не имеют ясной поддержки федерального центра и крупного бизнеса, может привести к провалу их реализации и дополнительным бюджетным потерям. В долгосрочной перспективе более целесообразной представляется разработка совместных проектов с соседними регионами. Например, заслуживает внимания проработка концепции дифференциации грузовых потоков в Мурманском (газоконденсатные, нефтяные грузы) и Архангельском портах (контейнерная база).
Перспективным социально-экономическим проектом для региона представляется создание специальной судостроительной зоны в Северодвинске (на базе «Севмаша»). Предприятия, расположенные в таких зонах, получат льготы по уплате НДС, налога на имущество, землю и амортизационным отчислениям. Для региональных властей на подготовительном этапе важно участие в проработке необходимой проектной документации совместно с Минфином, Минтрансом и Минэкономики.
В регионе накапливаются проблемы, связанные со слабым контролем над деятельностью компаний-монополистов (в различных сферах). Так, актуальной остается проблема газификации (в первую очередь, Северодвинской ТЭЦ), которую в очередной раз может сорвать ТГК-2. Кроме того, в регионе нарастает конфликт с компаниями-операторами подвижных железнодорожных составов. Из-за неурегулированности отношений с РЖД и местными предприятиями наблюдается острая нехватка вагонов для перевозки грузов.
Важным динамическим показателем непростой социально-экономической обстановки в Архангельской области является рост социальной напряженности. При этом основной протестный потенциал направлен против региональной администрации и лично губернатора Михальчука. Требования отставки губернатора постепенно становятся главными для большинства протестных акций в регионе. Примечательно также, что рост социальной напряженности сопровождается низким уровнем доверия жителей к губернатору области (по данным ФОМ на конец 2010 года, положительно оценивают работу главы региона только 19% респондентов, отрицательно - 35%).
Дополнительным ударом по имиджу исполнительной власти в Архангельской области являются многочисленные коррупционные скандалы. Учитывая низкий рейтинг губернатора и резкий рост числа тем - генераторов негатива в публичном пространстве, можно сделать вывод о неэффективности PR-сопровождения деятельности губернатора и администрации региона. Несмотря на значительные объемы финансирования СМИ, информационная политика региональных властей не приводит к нужным результатам. Более того, ориентировка на жесткую цензуру материалов региональных СМИ в перспективе может привести к росту числа конфликтов с журналистами.
Актуальной политической задачей для администрации Архангельской области является получение контроля над органами местного самоуправления. Стоит отметить, что на фоне других регионов СЗФО область пока слабо продвинулась в процессе внедрения института сити-менеджеров. Крупным политическим проигрышем можно считать провал планов по внедрению института сити-менеджеров в крупнейшие города области – Архангельск, Новодвинск, Северодвинск. На фоне сложной социально-экономической ситуации структура исполнительной власти Архангельской области отличается низкой степенью консолидации. Высокая степень поляризация партийной системы региона позволяет говорить об ослаблении степени контроля губернатора над процессами партийного строительства в регионе.
Новым политическим центром силы в Архангельской области постепенно становится зам. губернатора Роман Балашов. При этом Балашов пользуется поддержкой архангельских элит и депутатов законодательного собрания (в неофициальных беседах депутаты сообщают, что готовы поддержать Балашова в случае его назначения губернатором региона). Именно вокруг Балашова в регионе происходит концентрация партийного ресурса «Единой России».
С докладом можно ознакомиться здесь >>>