ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 14:29

Глубоководный порт: вторая попытка


Беседовал Андрей ЗАХАРОВ. | 27.06.2024 12:41:36
Глубоководный порт: вторая попытка

В сентябре 2023 года Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года. План предусматривает строительство в Архангельске нового глубоководного района морского порта. Своими соображениями о том, чем может закончиться эта история, с редакцией «БК» поделился экс-депутат областного Собрания Александр ХАРИН.


– Александр Владимирович, вы, насколько я знаю, были лично знакомы и неоднократно встречались с великим полярником, депутатом Госдумы Артуром Чилингаровым. Скажите, тему строительства глубоководного порта в Архангельске вы с Артуром Николаевичем обсуждали?

– Обсуждали проблемы Севморпути, тарифов, ледокольного флота, проблемы жителей Арктики, развитие инфраструктуры, в том числе строительство глубоководного порта в Архангельске.

chilingarov_harin.jpg– Хорошим человеком был Артур Николаевич Чилингаров. Побольше бы таких – больше бы построили, в том числе и глубоководных портов. Кстати, вопрос: как вы считаете, такой порт в Архангельске будет или всё‑таки нет?

– Думаю, построят. Но, похоже, не скоро. Совсем не скоро. Согласно комплексному плану, строительство глубоководного порта должно начаться в 2025 году, но губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в своём недавнем интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» заявил, что он не думает, что «мы фактически выйдем на строительство нового терминала в 2025 г., поскольку требуется достаточно долгое проектирование, сегодня разрабатывается декларация о намерениях строительства порта». Это заявление я считаю странным.

– Что в нём странного? Сроки переносятся вправо. Обычное дело. То ли ещё будет.

– Разговоры о строительстве глубоководного порта ведутся в Архангельске не со вчерашнего дня. И не только разговоры: дела тоже были. В мае 2016 года была создана управляющая компания «Акционерное общество «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АО АТПУ «Архангельск») с уставным капиталом 94 млн рублей. Общество это должно было сопровождать и готовить к реализации проект строительства нового глубоководного порта.

– Готовили? Сопровождали?

– Да, не без этого. По договору между АО АТПУ «Архангельск» и АО «Ленморниипроект» был разработан проект строительства. Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры по заказу Ленморниипроекта осуществил работы по обоснованию перспективного грузооборота. В январе 2017 года между АО АТПУ «Архангельск» и ОАО «Архангельский трест инженерно-строительных изысканий» был подписан договор о проведении геологических изысканий в районе глубоководного порта. Работы по договору выполнены. В 2019 году проект строительства глубоководного порта в Архангельске был доработан с учётом проектов, ориентированных на перевозки грузов по Севморпути. Всё вместе это большая работа, серьёзные затраты, и вполне возможно, что первый заместитель губернатора Алексей Алсуфьев не сильно преувеличивал, когда в 2017 году рассказывал людям о высокой степени готовности как декларации о намерениях, так и проекта в целом. А сегодня нам говорят, что проектирование и разработка декларации о намерениях – дело долгое. Разве не странно?

– Возможно, наработки, сделанные АО АТПУ «Архангельск», где‑то потерялись? Кстати, какова судьба этой организации? Работает? Самое бы время ей трудиться в поте лица.

– Акционерное общество, судьбой которого вы интересуетесь, ликвидировано 29 июня 2023 года. Судьба уставного капитала (а это, напомню, 94 млн рублей) неизвестна. Сведений об учредителях – кто они такие? – нет. Спрашивать уже не с кого. Полагаю, что для сопровождения второй попытки строительства глубоководного порта придётся создавать новое акционерное общество.

– Создадут, дело нехитрое. Вернёмся, однако, ко второй, как вы выразились, попытке строительства глубоководного порта. Кто будет финансировать строительство?

– Финансировать будут инвесторы, которых нужно найти и убедить в том, что инвестиции в строительство порта их не разорят. Искать и убеждать инвесторов – задача чиновников Правительства Архангельской области: так сказано в комплексном плане. Считаю, что любой разговор с потенциальными инвесторами чиновники должны начинать и заканчивать одной и той же фразой: «Китай нам поможет!»

– Про Китай, если можно, подробнее.

– Россия, подвергнутая незаконным ограничениям, с Европой почти не торгует. С Америкой – тоже. Россия торгует с Китаем: продаёт всё, что Китай покупает, и покупает то, что Китай может продать, не подставляясь под санкции. Если говорить об Архангельской области, то она поставляет в КНР в основном продукцию лесопромышленного комплекса. Доля экспорта продукции ЛПК из Архангельской области в эту страну увеличилась в четыре раза – с 13,7% в 2021 году до 58,3% за 6 месяцев 2023 года. Кроме того, Китай поставляет в Архангельск автомобили и запчасти для продажи в регионах Европейской части Российской Федерации. Сегодня китайские товарищи заинтересованы в сотрудничестве с Архангельской областью. А что будет завтра? Увы, но завтра может быть всё.

– Включая отказ Китая от торговли с Россией?

– Исключать этого нельзя.

– Убедить инвесторов в невозможности негативного сценария во взаимоотношениях России с Китаем будет сложно, не так ли?

– «Сложно» – не то слово. Инвесторы – люди осторожные, любят цифры и конкретику. Для них громкие заявления с высоких трибун – простое сотрясение воздуха.

– Если инвесторы откажутся, то на планах строительства глубоководного порта придётся ставить крест?

– Думаю, если выяснится, что частных инвестиций не будет, комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года тихо похоронят. К тихому погребению громких инициатив в Архангельске давно привыкли. О них быстро забывают. За примерами и доказательствами сказанного не нужно далеко ходить.

В 2016 году в Пекине было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта строительства нового глубоководного порта в Архангельске. Документ был завизирован уполномоченным представителем китайской компании Poly International Holding Co и руководителем всё того же АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск». В том же 2016 году стало известно, что китайская компания «Хуадянь» вроде как намерена приступить к модернизации Архангельской ТЭЦ и, сверх того, заняться реализацией ряда других энергетических проектов в Поморье. Ни порт не построили (и даже не начинали), ни ТЭЦ не модернизировали. А никакого скандала не было.

– Возможность финансирования комплексного плана из средств федерального бюджета вы, насколько я понимаю, исключаете?

– Не исключаю. Полагаю, что федеральное правительство примет участие в финансировании, но только после того, как правительство области исполнит свои обязательства, предусмотренные в пункте 1 раздела I комплексного плана. Перечислять мероприятия не стану, желающие ознакомиться сделают это без моей помощи. Скажу лишь, что на исполнение указанных мероприятий потребуются такие деньги, которых в областном бюджете, скорей всего, нет.

И ещё. В примечаниях к комплексному плану говорится, что (цитирую): «объём средств и источники финансового обеспечения на реализацию комплексного плана за счёт средств федерального бюджета будут уточнены при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также при согласовании финансовых моделей проектов при условии принятия необходимых решений».

Правительство РФ подстраховалось со всех сторон. И правильно сделало.

– Александр Владимирович, как вы считаете, губернатор Архангельской области понимает, что глубоководный порт будет построен далеко не завтра?

– Его позиция беспроигрышная. Если порт построят в установленный срок, то он – молодец, а если не построят, то он сделал всё, что мог.

– Всё это очень грустно, но будем надеяться на лучшее.

– А что нам остаётся? Подождём, потерпим.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей