Артем БОТЫГИН | 23.10.2016 03:07:05
В министерстве экономического развития региона решили подвести итоги эффективности государственных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Как отметил министр Семён Вуйменков, очевидных характеристик для оценки нет, поэтому КПД субсидий принято считать по динамике количества рабочих мест в МСБ и объему налогов в областной бюджет.
В областном Собрании, в комитете по экономической политике и предпринимательству прошел круглый стол «Результативность государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса органами государственной власти и местного самоуправления в Архангельской области». В мероприятии приняли участие министр экономического развития региона Семён ВУЙМЕНКОВ и член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Дмитрий ЮРКОВ.
В своем докладе Семён Вуйменков отметил, что для повышения эффективности мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства министерство перешло на межведомственное электронное взаимодействие, чтобы снизить объем требуемых с заявителя документов, изданы памятки для потенциальных получателей субсидий, в которых содержится информация о порядке получения мер поддержки и ответственности. Кроме того, ведется работа по снижению административных барьеров. В планах также провести оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и – федеральный тренд – расширить перечень госуслуг, предоставляемых предпринимателям через многофункциональные центры, более того – создать специальные бизнес-МФЦ.
«Достаточно проблематично отследить, какой из инструментов по снижению административных барьеров повлиял на какие предприятия. Мы оцениваем в целом положение в этой сфере – по количеству рабочих мест и по объему налогов, которые собираются по данным категориям бизнеса. Эти показатели растут, несмотря на общий рецессивный характер экономики в целом по стране и нашему региону. Идет рост по созданию количества малых и средних предприятий, что и говорит о положительных результатах», – подчеркнул Семён Вуйменков.
В 2015 году 8% (3,4 млрд рублей) консолидированного бюджета региона составили поступления налогоплательщиков по ЕНВД, ЕСХН, упрощенной и патентной системам налогообложения. Для сравнения: в 2014 и 2013 годах объем этих налогов был меньше – 3,3 и 3 млрд рублей соответственно. Большую часть поступлений в областной бюджет в последние три года приносит «упрощенка» – более 2 млрд рублей ежегодно, еще около миллиарда поступает за счет ЕНВД. Взносы по ЕСХН и патенту остаются незначительными.
По мнению Дмитрия Юркова, важно видеть более конкретные результаты – не количество административных барьеров, а число согласований, которые нужно пройти предпринимателю, чтобы, скажем, ввести в эксплуатацию здание.
«Я всегда привожу такой пример: мы с друзьями – любителями рыбалки и охоты решили построить небольшую избушку, чтобы там можно было проводить время в процессе отдыха. С момента подачи заявления на разрешение строительства, выделение участка и так далее до момента получения необходимых документов прошло 626 дней. Что говорить о развитии туризма в муниципальных образованиях...» – отметил депутат Госдумы.
Его поддержал и председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор КАЗАРИНОВ, добавив, что сегодня, чтобы построить объект, нужно порядка 200 согласований, в ближайшем будущем их число может сократиться в два раза, если будут приняты изменения на федеральном уровне, но ведь еще в начале 2000-х годов для этого требовалось немногим больше 30 согласований.
«Мы здесь и собрались, чтобы по прошествии нескольких лет проведения политики по поддержке бизнеса посмотреть на те вещи, которые реально нужны и востребованы, где денег не хватает, а от чего стоит отказаться», – заключил Виктор Казаринов.
По словам Семёна Вуйменкова, в 2013-2015 годах в 89,5% случаев получатели субсидий строго соблюдали условия, цели и порядок предоставления финансовой помощи. Министерство проводит пять видов конкурсов: субсидирование первого лизингового платежа, субсидирование процентных ставок частей лизинговых платежей, субсидии на начало собственного дела, социальных и инновационных проектов. За пятилетний период порядка 36% заявителей получили поддержку. В среднем это чуть более 700 тысяч рублей. Сравнительный анализ эффективности предоставляемых субсидий за 2015 год показал, что самой результативной мерой поддержки по созданию и сохранению рабочих мест, а также вложению собственных средств оказалось субсидирование процентных ставок и части лизинговых платежей. Эта же субсидия считается и самой безопасной по степени рисков.
Однако предпринимателям такая мера поддержки самой эффективной не кажется. Как считает заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Михаил АВАЛИАНИ, эта форма финансирования ставит крест на развитии социального бизнеса.
«В этом году субсидию по поддержке первого лизингового платежа в три раза уменьшили – с трех до одного миллиона рублей. Бизнес очень рассчитывал на эти деньги. Также был увеличен «возраст» организации, которая может претендовать на эту поддержку – с трех до пяти лет. К тому же здесь работает балльная система – чем меньше срок окупаемости проекта, тем больше баллов получает заявка. Дай бог за 10 лет окупится пансионат для пожилых людей в Исакогорке, который построен мной, но если в заявке указать такую рентабельность, получишь 0 баллов. Хотелось бы, чтоб социальная значимость бизнеса учитывалась при рассмотрении документов», – подчеркнул Михаил Авалиани.
Рассмотрение заявок как раз остается одной из больных точек регионального министерства экономического развития. По словам Семёна Вуйменкова, в ведомстве не хватает людей для детальной проверки и анализа отчетов, которые представляют получатели субсидий. Ежегодно в министерство поступает 300-400 заявок.
«Чтобы тщательно проанализировать каждого из потенциальных получателей субсидий, трех человек – которые помимо этого занимаются бесконечной бюрократической, рутинной работой – недостаточно. Для снижения рисков и переложения контрольно-надзорного функционала с министерства на иные структуры с 2015 года был начат переход от прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к мерам инфраструктурной поддержки и возвратного финансирования», – пояснил министр.
В результате объем прямой финансовой поддержки снизился на 86 млн рублей, то есть на 61,5%. Это привело к сокращению числа получателей прямой финансовой поддержки – когда министерство было вынуждено проверять каждого получателя субсидий, не имея возможности привлекать подведомственные организации или муниципалитет. Сейчас идет переход к привлечению подведомственных организаций и наращиванию работы с муниципалитетами.
Министерство экономического развития Архангельской области планирует и дальше развивать возвратные меры поддержки, провести докапитализацию фонда микрофинансирования и гарантийного фонда, чего давно не проводилось. У этих организаций, по мнению Семёна Вуйменкова, есть штат профессионалов, которые могут оценить риски невозвратов и мошенничества. Поддержку же начинающим предпринимателям и развитие новых инновационных производств министерство будет переводить в формат предоставления грантов муниципалитетами. На создание и поддержку нового бизнеса уже выделено порядка 20 млн рублей, и МО сами смогут отбирать достойные поддержки предприятия.