ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 20 декабря, 2024 08:30

Сергей МАЛИНОВСКИЙ: Аренда - главный резерв бюджета


Татьяна ПОТАПОВА | 11.12.2009 08:08:38

В Архангельске в первом чтении утвержден проект городского бюджета на 2010 год. По прогнозам, доходы муниципалитета в следующем году снизятся почти на 13% (772 млн рублей) и составят 5,4 млрд рублей. Однако, по мнению председателя комиссии по финансам и бюджету городского Совета депутатов, члена фракции «Единая Россия» Сергея МАЛИНОВСКОГО, у городской казны есть дополнительные резервы для роста доходов. Главный из них - платежи от аренды муниципального имущества.

- Сергей Владимирович, в мэрии Архангельска твердо настроены не поднимать в 2010 году ставки аренды муниципального имущества, чтобы поддержать малый и средний бизнес. Оправданна ли такая позиция городских чиновников в условиях серьезного дефицита бюджета? И насколько эффективно, по вашей оценке, Архангельск распоряжается муниципальной собственностью?

- В позиции мэрии Архангельска, безусловно, есть здравый смысл. И депутаты горсовета поддерживают стремление чиновников помочь предпринимателям в кризис. Однако подходить к вопросу установления арендной платы нужно дифференцированно. Определенным категориям арендаторов плата все же должна быть повышена.
Сейчас от аренды имущества Архангельск получает порядка 230 млн рублей. Я уверен, что эта сумма может быть увеличена. В областном центре есть арендаторы, которые снимают площади по номинальным ценам - 1 рубль за кв. метр. Очевидно, что многие из них несут социальную нагрузку. Для них оправданно установить столь незначительную плату. Но, полагаю, далеко не все арендаторы, пользующиеся подобными преференциями, относятся к категории социально значимых.
Сегодня, когда в бюджете не хватает средств на социальные нужды города, с практикой «дарения» площадей нужно расставаться. Департаменту имущества мэрии Архангельска уже поручено детально проработать все договоры аренды муниципального имущества. По результатам проведенной проверки, мы надеемся, для части арендаторов будет установлен иной размер ставок.
Еще раз подчеркну, что увеличение ставок не ставится во главу угла, важно навести в этом вопросе порядок, повысить степень прозрачности договоров с арендаторами.
Что касается организаций, которым возможно предоставить помещения по минимальным ставкам аренды, то этот список, по моему мнению, должен утверждаться депутатами горсовета.

- Рабочая группа, созданная депутатами, прорабатывала и другие, помимо аренды, источники пополнения городской казны. Какие еще существуют резервы для роста доходов?

- Аренда имущества, пожалуй, главный резерв. Как показала практика 2009 года, заработать на приватизации муниципальной собственности город не сможет. Спрос на имущество падает, его стоимость также уменьшается. Продавать муниципальные помещения по бросовым ценам, на мой взгляд, неправильно. Лучше переждать 2010 год и потом, ориентируясь на состояние региональной экономики, увеличить количество продаж, но уже по реальным рыночным ценам.
Большинство депутатов придерживаются аналогичного мнения. Поэтому в доходную часть бюджета включены 73 млн рублей от реализации в 2010 году объектов плана приватизации, а не 150 млн, как предполагалось изначально.
Я считаю, это вполне реалистичный прогноз. Можно, конечно, завышать цифры предполагаемых доходов до бесконечности, но как потом их исполнять?
Дополнительную прибыль городская казна получит и за счет повышение ставок аренды  земли. В 2010 году такой рост уже запланирован администрацией Архангельской области. Ставки аренды земли увеличатся на 11%.
Городской бюджет, который получает 80% от суммы этих платежей, предположительно пополнится почти на 216 млн рублей. Думаю, увеличивать плату более чем на 11% в современный период будет несправедливым по отношению к бизнесу, поэтому данный резерв можно считать исчерпанным.
Над пополнением казны за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду и утилизацию отходов активно работает Роспотребнадзор. В 2010 году сбор «экологических» платежей увеличится почти на 12 млн рублей. Для Архангельска, где лишь два крупных плательщика - Соломбальский ЦБК и Архангельская ТЭЦ, это очень существенный показатель.

- Бюджет города сверстан почти с предельным дефицитом – 9,1%, или 376,693 млн рублей. Как предполагается покрывать дефицит и насколько увеличится нагрузка на казну по обслуживанию долга?

- Гасить дефицит бюджета предполагается преимущественно за счет кредитных ресурсов. Депутаты горсовета дали согласие мэрии Архангельска на привлечение до 500 млн рублей заемных средств. Насколько мне известно, первый аукцион на предоставление кредита в размере 150 млн  рублей уже проведен.
Сумма на обслуживание долга в 2010 году вырастет значительно. Если в 2009 году она составляла около 13 млн рублей, привлечено было порядка 150 млн рублей заемных средств, то по плану 2010 года она составит 45 млн рублей.
Думаю, что к вопросу погашения дефицита бюджета депутатам еще придется вернуться. В источниках финансирования заложены две позиции, на которые, по моему мнению, не стоит возлагать особых надежд. Это возврат денег от МУП «Городские бани» и МУП «Жилкомсервис».
Все прекрасно понимают, в каком тяжелом положении находятся предприятия, поэтому рассчитывать, что они смогут вернуть муниципалитету какие-то средства, несколько оптимистично. В городском бюджете, напротив, заложены субсидии МУП «Городские бани», чтобы оно смогло выполнять свои социальные функции.
Поэтому кредитная составляющая в погашении дефицита бюджета может быть даже выше, чем предусмотрено сейчас. Но других вариантов у муниципалитета просто нет.

- Сергей Владимирович, как в целом вы оцениваете принятый в первом чтении бюджет Архангельска на 2010 год? Какие важные поправки депутатам горсовета удалось отстоять и будут ли внесены в документ другие принципиальные изменения?

- Бюджет следующего года носит ярко выраженный социальный характер. Формально на социальные статьи: образование, здравоохранение, культура, спорт - отводится 68% расходов бюджета.
Хотя в действительности, с учетом всех  остальных позиций, на социальную сферу пойдет более 80% городских средств.
На прочие нужды: функционирование аппарата управления городом, городское хозяйство, органы внутренних дел - отпущено менее 20% бюджетных средств.
Столь социальная направленность бюджета, на мой взгляд, оправданна. Это те обязательства, которые город должен неукоснительно соблюдать. Другой вопрос, что нужно жестче контролировать расходование средств внутри самих социальных учреждений.
Крайне неэффективно сегодня, к примеру, школы и детские сады используют энергоресурсы. А экономия на коммунальных платежах может быть колоссальной.
В городском бюджете на 2010 год заложено 8 млн рублей по программе энергосбережения для учреждений социальной сферы. Но этих средств крайне мало. Я бы увеличил финансирование по программе, отдача не заставит себя ждать.
Вообще изменения в бюджет города вносятся на каждой сессии горсовета. Из значимых поправок, которые удалось провести, я бы отметил выделение почти 9 млн рублей на компенсацию расходов на ремонт квартир участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и другим категориям граждан.
Маленькой, но все же победой, считаю и то, что депутатам удалось добиться выделения 30 млн рублей на ремонт тротуаров, дворовых и внутри-квартальных проездов. Дворовые проезды в Архангельске практически не ремонтировались с момента застройки районов, поэтому проблема крайне острая.
В остальном вносимые в городской бюджет поправки незначительны. Собственно, и делить  нечего. Депутаты прекрасно понимают, что урезать такие социальные статьи расходов, как образование или здравоохранение, в пользу, к примеру, программ строительства дорог, нельзя. Хотя для меня, как дорожника, очевидно, что выделять средства на ремонт Обводного проспекта, строить участок Троицкого проспекта от ул. Суворова до ул. Гагарина необходимо.
Будем надеяться, что выпадающие доходы Архангельск сможет пополнить за счет вхождения города в ряд федеральных программ. Мы имеем все шансы попасть в федеральную программу «Дороги России», а также получить средства на капитальный ремонт домов и строительство социального жилья из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Средства на софинансирование федеральных программ в городском бюджете уже заложены, таким образом Архангельск заранее обозначил свое намерение бороться за субсидии.

- Перед городской властью и депутатами стоит сложная задача: распределить средства бюджета так, чтобы ни одно из приоритетных направлений не осталось без финансирования. Не получится ли, что деньги городской казны, выражаясь образным языком, «размажут» по большому количеству статей расходов...

- Возможно, на первый взгляд кажется логичным отложить исполнение некоторых программ,  а оставшиеся профинансировать в полном объеме. Но не стоит забывать, что за каждой строчкой расходов в бюджете стоят живые люди, работники предприятий, которые, не получив совсем никакой финансовой подпитки, могут прекратить свою деятельность или покинуть город.
Что мы получим в результате? Без работы останутся сотни людей, резко возрастет социальная напряженность в городе.
Поэтому избрана тактика, при которой средства будут выделяться на все значимые статьи расходов. Важно не ухудшить ситуацию в городе.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей