ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 14:01

«С госдолгом области нужно работать постоянно»: 30 июня для Архангельской области истекает срок возвращения части бюджетных кредитов


Беседовал Григорий ГЕРМАНОВ | 18.06.2017 00:39:06
«С госдолгом области нужно  работать постоянно»: 30 июня для Архангельской области истекает срок возвращения части бюджетных кредитов

Интервью с заместителем председателя Архангельского областного Собрания депутатов Надеждой ВИНОГРАДОВОЙ состоялось по итогам заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по экономической политике и бюджетным вопросам, которое недавно прошло в Санкт-Петербурге. На заседании вице-спикер регионального парламента выступила с подробным докладом, посвященным сложнейшей проблеме – государственному долгу.


Сегодня Архангельская область поставлена в жесткие рамки: необходимо досрочно возвращать бюджетные кредиты, выданные региону для замещения коммерческих заимствований. Постоянный комитет при Парламентской Ассоциации Северо-Запада России поддержал инициативу нашей области о рефинансировании бюджетных кредитов и внесении изменений в правила их предоставления на будущее.

– Надежда Ивановна, что произошло в 2016 году? Отчего наша область потеряла право пользоваться бюджетными кредитами?

– В истории с госдолгом Архангельской области не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Проблемы возникли по объективным причинам – не потому, что плохо работаем.

Макроэкономические показатели экономики России в 2016 году свидетельствуют о существенном, можно даже сказать, большом спаде. Для нашей области основной причиной непрогнозируемого сокращения доходов явилось очередное изменение федерального законодательства – в части так называемого «налогового маневра» по нефтегазодобывающему сектору. Падение стоимости нефти, увеличение фискальной нагрузки на недропользователей, уменьшение доли Архангельской области и НАО в составе консолидированной группы налогоплательщиков при распределении показателей – все это привело к снижению более чем на 3 млрд рублей поступлений от плательщиков НАО в наш бюджет за 2016 год.

С целью компенсации недополученных доходов и во избежание срыва сроков выдачи заработной платы вынужденно было принято решение о привлечении банковских кредитов для финансирования дефицита бюджета. Это привело к тому, что уровень соотношения коммерческих кредитов к собственным доходам превысил 60%. А именно такая планка установлена в соглашении Архангельской области с Минфином России о предоставлении бюджетных кредитов.

Минфин потребовал досрочного возвращения 12,3 млрд рублей: надо понимать, что это примерно четверть годовых собственных доходов областной казны. Досрочное погашение бюджетных кредитов приведет к необходимости замещать их более «дорогими» коммерческими кредитами. По информации Минфина, региону планируется выделить бюджетные ассигнования в размере 5,8 млрд рублей. Но при таком развитии событий уровень коммерческого долга области составит 82% при допустимых 60%.

– Когда регион должен вернуть кредиты Минфину? И чем это чревато для бюджета?

– Погашение задолженности по бюджетным кредитам в полном объеме планируется 30 июня 2017 года. Не вернуть деньги мы не можем, поскольку все-таки работаем в правовом поле Российской Федерации и обязаны соблюдать правила игры, заложенные в законодательстве. Цена досрочного расчета с Минфином – а это дополнительные затраты на обслуживание коммерческих кредитов – 500 млн рублей (на уплату процентов). Еще раз повторюсь: бюджетные кредиты должны быть возвращены из-за резких колебаний рыночной конъюнктуры и несвоевременной корректировки под эту конъюнктуру действующих нормативных правил и предписаний. Так разве дело в том, что плохо работает областная власть? Думаю, что нет.

– Почему – нет?

– Решение вопросов, спровоцировавших данную ситуацию, находится вне пределов компетенции региональных властей. Качество жизни людей, состояние социальной сферы и инфраструктуры зависят, прежде всего, от состояния бюджетов, их доходной части. При этом все полномочия субъекта должны быть подкреплены финансами. Когда этого нет, возникает дисбаланс. За последние 15 лет на регионы «скинули» 17 федеральных полномочий без соответствующих источников исполнения.

Вместе с тем климатические условия, низкая плотность населения и высокий уровень энергозатрат существенно влияют на экономические показатели Архангельской области и, как следствие, на наполняемость бюджетов всех уровней. Низкая доходность бюджетной системы ставит нас в число дотационных регионов.

На отдаленных территориях цена киловатта достигает 30 рублей! Для сравнения: в Ленинградской области она составляет 2,8 рубля. Средняя цена киловатта для населения у нас – 4,59 рубля, для промышленности и бизнеса – 5 рублей. Во многих регионах страны электро­энергия дешевле в разы.

Областные власти не могут допустить, чтобы эта нагрузка ложилась на население. Не могут и поднять коммунальные расходы выше пределов, установленных федеральным центром. Поэтому вся нагрузка приходится на региональный бюджет, на всевозможные компенсации («дельты»).

Цена на газ у нас на 60% выше, чем, например, в Московской области – по этому показателю мы находимся на 82-м месте из 83 субъектов РФ (в порядке возрастания стоимости – Прим. ред.). Сейчас – спасибо региональным властям – цена на газ не растет. Но и меньше не становится. Разве мы виноваты в том, что магистральный газопровод сюда построен так поздно?

В таких условиях бизнес не способен эффективно развиваться и обеспечивать бюджет соответствующими регулярными поступлениями. К тому же в целом бюджетные расходы на одного человека в Архангельской области на 55% выше средних по России. Однако при расчете межбюджетных отношений такая специфика северных территорий не учитывается должным образом. Необходима более справедливая, объективная методика оценки потребности в бюджетных ресурсах, предоставляемых регионам.

Поэтому мы и говорим: вопросы долговой нагрузки на бюджеты субъектов необходимо рассматривать с учетом реальной экономической составляющей и реальной стоимости возложенных на регионы федеральных полномочий. На сегодняшний день это не так.

– Надежда Ивановна, а почему нельзя просто списать этот долг? С такой инициативой не так давно выступили сенаторы, в том числе и Виктор ПАВЛЕНКО.

– Списать? Так вопрос ставиться не должен. Есть правило: занял деньги – верни. Я не говорю о штрафах, пени, завышенных процентах – вот об этом можно и нужно договариваться. А долги надо погашать. Иначе в будущем никто денег уже не даст. Главное – не поверят! В отличие он некоторых других стран, у нас регионам долги не списывают. Субъекты Российской Федерации – части суверенного государства, единого целого. Поэтому речь должна идти о справедливом перераспределении доходов с тем, чтобы государство могло эффективно обеспечивать исполнение своих функций перед обществом и развитие своих территорий.

– В таком случае возможно ли попросить компенсировать средства, которые область выделяет на «дельты»?

– Надо, прежде всего, хорошо представлять, из чего формируются предпосылки для возникновения проблем у региональных бюджетов. На тарифные компенсации Архангельской области требуется примерно 2,9 млрд рублей. При этом основная часть дополнительной финансовой нагрузки на региональный бюджет – это расходы на исполнение «майских указов» Президента России. Я не собираюсь оспаривать их ценность, так как они были призваны поднять уровень жизни работников бюджетной сферы – врачей, учителей. Это, безусловно, необходимые меры. Но правительство РФ, в свою очередь, при реализации «майских указов» явно не доработало по источникам их финансирования. Ведь понятно: если федеральная власть обещает такие серьезные новации, то должна и средства изыскивать. Однако все это тяжким грузом упало на регионы.

– Какой путь решения проблемы видится вам наиболее реальным?

– Сейчас мы ставим вопрос о рефинансировании бюджетных кредитов, чтобы снизить расходы регионов на погашение коммерческих заимствований. Впервые Архангельская область начала обозначать свои проблемы, в том числе и с энергоресурсами, на уровне Совета Федерации. Мы – один из ключевых для страны регионов, что еще раз было доказано в ходе Арктического форума.

Половина Архангельской области – арктическая зона. Нам надо решать вопросы поддержки малого и среднего бизнеса на территории. Проект строительства «Белкомура» сейчас обсуждается уже на уровне премьер-министра и правительства РФ. Есть понимание: надо показать инвесторам серьезность наших намерений, увеличить грузооборот порта Архангельск. Конечно, мы поднимаем и проблему размеров МРОТ в условиях Севера. Я поехала на заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации, чтобы на этой площадке, где представлены все регионы Северо-Запада, нас услышали, к нам прислушались и были выработаны конкретные предложения по преодолению кризисных явлений.

– Какое решение принято по итогам вашего доклада в Санкт-Петербурге?

– Получило поддержку обращение к Парламентской Ассоциации Северо-Запада, к Председателю Правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ о необходимости рефинансирования долговых обязательств субъектов РФ и внесения изменений в правила предоставления из федерального бюджета кредитов регионам. Одобрены действия губернатора Архангельской области Игоря ОРЛОВА, направившего письма в адрес заместителя министра финансов, министра финансов и Председателя Правительства РФ о полном рефинансировании бюджетных кредитов.

С госдолгом области нужно постоянно работать. Сегодня, повторюсь, мы предлагаем рассматривать вопросы долговой нагрузки на региональные бюджеты исходя из реальной стоимости возложенных на них полномочий. Мы постараемся сделать все необходимое на федеральном уровне, чтобы наши предложения были учтены при внесении изменений в российское законодательство.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей