Беседовала Елена ГРИГОРЬЕВА. Фото пресс-службы Архангельского областного Собрания депутатов | 10.09.2016 00:08:57
Что определяет силу района, где скрыты резервы развития и что препятствует раскрытию экономического потенциала на локальном уровне? На эти темы мы беседуем с председателем комитета Архангельского областного Собрания депутатов по региональной политике и вопросам местного самоуправления Александром ПОЛИКАРПОВЫМ.
– Александр Ефимович, в Архангельской области второй год продолжается реформа местного самоуправления. Какие события и направления деятельности вашего комитета вы считаете актуальными в текущем сезоне?
– Самое важное мероприятие, к которому мы готовимся с начала года, – это выборы, причем не столько выборы в Государственную Думу, сколько выборы в представительные и исполнительные органы власти в муниципальных образованиях, выборы глав районов и сельских поселений. Форма, в которой они будут проводиться, широко обсуждалась в средствах массовой информации.
В конце августа избрана на должность нового главы Холмогорского района Наталья БОЛЬШАКОВА. Ее кандидатура была утверждена решением Собрания депутатов муниципального образования в результате конкурсного отбора – на эту должность претендовали семь человек. Сам принцип формирования конкурсной комиссии, которую я возглавлял, – наглядный пример развития местного самоуправления и роста значимости представительной власти.
Я работал в составе аналогичных комиссий в Котласском районе и городе Мирном, в Шенкурске и Каргополе, но Холмогоры – это самый удачный опыт. Начнем с состава комиссии, в которую вошли самые уважаемые жители села, включая двух почетных граждан района. Когда кандидаты выступили с докладами о своих программах, каждый из них оказался серьезно подготовленным к конкурсу — то есть случайных людей, желающих стать главой, не было. Все семь претендентов показали высокие результаты при тестировании.
В начале октября мы проведем очередной координационный совет представительных органов муниципальных образований при областном Собрании. Уже десять лет такие рабочие встречи ежеквартально проходят в разных районах и прекрасно себя зарекомендовали. Мы обсуждаем проблематику, характерную для той или иной территории, нормативные документы и успешные практики самоуправления, рассматриваем бюджет. Так строится работа нашего комитета: с одной стороны – формирование нормативной базы, с другой – контроль исполнения бюджета и помощь муниципальным образованиям.
– Какая часть региональной нормативной базы попадает в ваше поле зрения?
– Мы контролируем исполнение ста сорока областных законов – больше, чем какой-либо другой комитет областного Собрания депутатов. На каждой сессии обсуждается не менее десяти новых нормативных актов.
– Реформа местного самоуправления и создание Атласа муниципальных практик направлены на создание благоприятного инвестиционного климата внутри региона. Что вы вкладываете в это понятие?
– Инвестиционный климат создается властями на местах на основе местных, областных и федеральных законов. Представители крупного бизнеса, приезжающие в регион, первым делом идут к представителям исполнительной власти. Встретив понимание и поддержку, крупные компании принимают решение о реализации тех или иных проектов в данном регионе. За примерами далеко ходить не надо: возьмем нефтяной терминал в Приводино под Котласом – там перевалка нефтепродуктов за короткое время выросла с 200 тысяч до 2 млн тонн, а Северная железная дорога вышла в лидеры по перевозке наливных нефтепродуктов. То же можно сказать про морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», газопровод «Нюксеница – Архангельск» и ряд других крупных проектов.
Это все позитивные примеры взаимодействия власти и бизнеса, но бывают и негативные.
Та же «Роснефть», построившая терминал в Приводино, планировала к реализации проект электрификации участка железной дороги от станции Обозерская до Архангельска, однако пока он так и не претворен в жизнь.
Два года назад ученые из Инновационного центра «Сколково» в стенах САФУ анализировали развитие Архангельской области в 90-е годы, вникая в каждый нереализованный проект. Некоторые из них оказались основательно проработанными, окупаемыми и защищенными на федеральном уровне. Появилась надежда на то, что в ближайшем будущем они получат вторую жизнь и будут реализованы. Смена руководства на любом уровне должна обеспечивать преемственность – в ней заключается разгадка успеха сильных регионов и муниципальных образований.
Очень многое зависит от позиции руководителя исполнительной власти, будь то поселение, район или регион. Причем последствия его деятельности будут ощущаться и после того, как он покинет свой пост. Вот почему крайне важно создать четкую систему отбора кандидатов на пост главы и не допустить избрание популистов.
– Вы можете привести примеры эффективных управленческих решений, принятых в сельских поселениях и районах Архангельской области?
– Иногда достаточно позаимствовать опыт коллег, чтобы создать благоприятную среду для развития сельского предпринимательства. Здесь я упомянул бы начинание земляков из села Порог Онежского района, перенявших практику Рыбинского района Ярославской области по организации приемных пунктов молока от населения. Когда их инициативу подхватили главы других сельских поселений, приемка молока в Онежском районе выросла в 11 раз, но, к сожалению, на сегодня эта хорошая инициатива заглохла.
Создать более благоприятную ситуацию для мелкого инвестора удалось без больших бюджетных вливаний, за счет горизонтальных связей между регионами. В итоге в разгар кризиса 1998 года у людей появилась возможность сразу получать деньги за сельскохозяйственную продукцию. Сейчас я изучаю новую редакцию закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве»: разбираюсь, чем она будет отличаться от прежней, какой статус и какие права получат садоводческие товарищества и как это отразится на сельском предпринимательстве.
Мы ориентированы на импортозамещение – значит, пришло время воссоздавать загубленную систему потребительской кооперации, созданную в начале XX века, а она строилась на принципе хозрасчета даже в советскую эпоху. Иначе муниципальные образования будут и дальше сталкиваться с тем, что иногородние предприниматели за сущие копейки скупают рыбу, овощи, грибы и ягоды в деревнях и селах, чтобы реализовать их за пределами региона. Если раньше развитию потребкооперации препятствовала нехватка оборудованных торговых площадей, то сейчас наблюдается их избыток. В том же Холмогорском или Каргопольском районах есть историческая традиция сельскохозяйственного производства и непочатый край работы, а в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске – неудовлетворенная потребность в свежих продуктах местного производства.
– В сущности, это материал истории экономического развития Архангельской области на рубеже веков, требующий осмысления и продолжения.
– Да, и сейчас я изучаю теоретико-правовые основы земского самоуправления, поражаясь четкости и ясности поставленных задач. Тут напрашивается аналогия с 90-ми годами, когда на региональном уровне были приняты внятные законы, способствующие развитию муниципальных образований. Первым из нормативных актов, который широко обсуждался в присутствии 240 депутатов, был закон о рыболовстве, принятый в интересах местного населения.
Только в этом году Молодежное правительство приступило к изучению законотворческого опыта, накопленного в регионе. Заключено соглашение между нашим комитетом и молодыми юристами, которые будут вести мониторинг исполнения нормативных актов на муниципальном уровне. Мы дали им перечень законов, обеспечили справочным материалом. Мне будет интересно услышать оценку нашей деятельности из уст следующего поколения. У этих ребят есть деловая хватка, стремление научиться государственному управлению и — главное – хорошие мысли.
– У нас есть действующие главы муниципальных образований, обучавшиеся в университетах по специальности «государственное управление»?
– В 2013 году Вилегодский район возглавил Иван ДЕМЕНТЬЕВ. В июне по его приглашению мы проводили там координационный совет с участием депутатов из всех муниципальных образований Архангельской области. Все они, особенно женская часть группы, были приятно удивлены тем, какой умный, интеллигентный и доступный в общении человек представляет систему государственного управления в Ильинско-Подомском. Совсем недавно Ивану Александровичу исполнилось тридцать лет. Он работал в администрации губернатора Архангельской области и региональном правительстве, а затем вернулся на малую родину.
Быть первым лицом района – это огромная ответственность. Меня пугает легкость, с которой некоторые кандидаты приходят во власть «порулить» – отбросить то, что сделано раньше, и начать «с чистого листа». Возмущают полное отсутствие культуры дискуссии в ходе предвыборных дебатов и уважения к человеку, ведь власть – это искусство диалога. Дементьев – прямая противоположность таким «героям на час»: хорошо подготовленный профессионал, уроженец Виледи, с полуслова понимающий тех, с кем работает.
Самое важное в муниципальном управлении – это преемственность и повседневная рутинная работа, связанная с выполнением наказов избирателей и поддержкой законодательных инициатив, которые рождаются в недрах общественных формирований. Необходимо сразу доводить значимую информацию до областного и федерального уровня, поэтому первое лицо района – психолог и педагог, который умеет находить подход к людям, выдерживать баланс интересов и примирять противоречия. Если первое лицо муниципального образования излучает уверенность, в районе начинаются позитивные преобразования.