ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Привычка жить в долг


Андрей ПЕРЦЕВ | 18.02.2011 09:32:30

Госдолг Архангельской области растет каждый год. В 2011 году регион планирует занять еще 4 миллиарда рублей. Вкладывать кредитные средства область собирается без отдачи: займы, берутся, например, на празднование юбилея Ломоносова и строительство служебного жилья.  Многие расходы по кредитам и вовсе обезличены. К чему может привести привычка жить в долг?

Кредитная эпопея началась после прихода на должность губернатора Ильи Михальчука (еще в 2007 году бюджет был профицитным). В 2009 году, на который пришелся пик кризиса, регион занял 4,7 млрд рублей. При этом долг увеличился почти в два раза. На его обслуживание ушло 416 млн.

Нет пределов роста

В 2010 году регион занял не так много - чуть меньше миллиарда рублей. На 1 декабря 2010 года госдолг составил 11,15 млрд рублей. Несмотря на то, что вырос он «всего» на 10%, сумма  долга в сопоставлении с бюджетом области (четверть всех расходов) выглядит довольно внушительно.

Казалось бы, куда больше? Но долговые аппетиты растут. Регион снова хочет занять около 4,7 млрд рублей, а размер бюджетного дефицита составит 6,3 млрд. Это 24,1% от общей суммы доходов областного бюджета.  Сумма предельного бюджетного дефицита  установлена в размере 19,3 млрд, а предельный объем на обслуживание долга – 800 млн рублей.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Если с доходами областного бюджета, то очень много: они составляют 37,8 млрд рублей, собственные доходы региона и того меньше – 26 млрд рублей. Получается, Архангельская область занимает все больше и больше, при этом возможностей отдавать долги не прибавляется.

У кого берем?

Интересно сравнить структуру госдолга Архангельской области в 2011-м и, допустим, в 2010-м году. Из 11,1 миллиардов уже имеющегося долга регион занял 6 млрд у федерального бюджета, 921 млн составили обязательства по госгарантиям. Кредитным организациям регион был должен 4,2 млрд рублей. Новый долг по структуре будет другим: 3,9 млрд (то есть большую часть) планируется занять именно у кредитных организаций.

В этом кроется принципиальная разница: государственные кредиты регионы получают под довольно щадящие проценты – 3-4%. Кредитные организации не так щедры: дают деньги под 14-16% годовых. Почему же область берет основную часть средств не у доброго и почти бескорыстного Минфина, а у «злых» кредитных организаций? Скорее всего потому, что в федеральном центре не приветствуются займы, которые берут регионы-доноры.

Самые большие дефициты имеют сильные с финансовой точки зрения регионы - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, то есть регионы-доноры, имеющие бюджетную обеспеченность выше среднероссийской. Занимают под инвестиции, на развитие, софинансирование проектов. Займы Архангельской области идут не на инвестиции (они в 2011 году должны составить 584 млн рублей) и развитие, а на «текущие цели» и «социалку». Зато наши соседи брать в долг не очень любят. В Мурманской области дефицит областного бюджета составляет 2,3 миллиарда рублей, в Вологодской области – 4 миллиарда, в Карелии – 1 миллиард рублей.

Конвертация ресурса

Особенно странными выглядят кредитные маневры на фоне распределения доходов бюджета. Например, на программу по освещению социально-экономической ситуации в регионе в СМИ областная казна «наскребла» 114 млн рублей. Зато на празднование юбилея Ломоносова уже пришлось занимать 279,4 млн.

«Безудержное закредитовывание правительства Архангельской области - это способ конвертировать административно-властный ресурс, коим наделен действующий губернатор, в денежные знаки. В богатых, самодостаточных регионах главы пользуются административным рэкетом, создают всевозможные фонды, но регионы в беспросветные долги не загоняют, - говорит политолог Андрей ЧУРАКОВ. - Для Михальчука эта схема невозможна по трем причинам. Регион находится в экономическом коллапсе, крупные промышленные предприятия и бизнес отказались платить дань, вариант сбора пожертвований после скандала с разворовыванием денег для Цхинвала и срыва работ по строительству храма в Архангельске сегодня тоже не применим».

Вице-спикер Архангельского областного Собрания депутатов Антонина ДРАЧЕВА не столь категорична. «Конечно, в идеале деньги нужно зарабатывать самим: пока нашу систему можно назвать круговоротом бюджетных денег в природе. Во многих районах основную часть налогов платят бюджетники. Но огульно обвинять областное правительство в нерациональном расходовании средств я тоже не стала бы», - говорит депутат.
Однако очевидно, что областной власти жизнь в кредит пришлась явно по душе, только как и за счет каких средств отдавать займы? Тот же Минфин планирует постепенно уменьшать межбюджетные трансферты регионам, это значит, что рассчитывать региональные власти должны, прежде всего, на собственные силы. Руководство богатой Москвы уже заявило, что будет отказываться от займов, мы, несмотря на все прогнозы, продолжаем занимать.

«Отдавать эти кредиты никто не собирается. В лучшем случае будет реализована схема финансовой пирамиды. Для погашения долгов будут привлечены новые кредиты, что в конечном итоге может продолжаться достаточно долгое время. Особо стоит отметить, что кредиты берутся на самые откатоемкие проекты. Данную политику я бы рассматривал либо как государственную измену, либо как экономический экстремизм», - скептически настроен Андрей Чураков.

По мнению Антонины Драчевой, займы могут пойти на пользу, их даже можно вернуть. Правда, при соблюдении условия: если средства пойдут на привлечение инвесторов. «К работам на средства областного бюджета нужно привлекать местные компании: они будут развиваться, платить налоги», - заключает вице-спикер регионального заксобрания.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5