Андрей САХАРОВ | 22.06.2012 08:41:45
В Архангельской области намерены отменить часть региональных налоговых льгот. Инициатива областного правительства объясняется дефицитом казны: за бедность региона придется расплачиваться налогоплательщикам. Если решение будет принято, налоговая нагрузка увеличится прежде всего для дорожников, учреждений системы исполнения наказаний, муниципальных предприятий и коммунальщиков.
Правительство региона придумало, как пополнить бюджет: на сессию областного Собрания депутатов вынесен вопрос об отмене с первого января 2013 года ряда налоговых льгот.
По словам министра финансов региона Елены УСАЧЕВОЙ, предлагаемые изменения вызваны жестким дефицитом финансовых ресурсов: в текущем году он превышает 9,8 млрд рублей. Государственный долг области составляет почти 18 млрд рублей. Вместе с тем регион предоставляет необоснованно много льгот, считает министр. На сегодняшний день 44 категории налогоплательщиков имеют возможность воспользоваться теми или иными льготами при уплате налогов. Общий объем льгот в 2010 году составил почти 1,5 млрд рублей. «Эти льготы были приняты 5–10 лет назад в совершенно иной экономической ситуации, – отметила Елена Усачева, – Сейчас же федеральный центр взял курс на отказ от необоснованных налоговых льгот. Аналогичные решения принимают и регионы, в частности наши соседи по Северо-Западному федеральному округу».
Поэтому региональное правительство предлагает не имеющие «значительного бюджетного и экономического эффекта» послабления отменить: льготную ставку налога на прибыль в 14,5%, установленную в 1996 году для организаций уголовно-исполнительной системы (это дополнительные 2–2,5 млн рублей в год для бюджета); такую же ставку налога на прибыль для СМИ, действующую с 1995 года (500–600 тысяч рублей в бюджет); нулевую ставку налога на имущество организаций в части имущественных объектов, входящих в состав автодорог общего пользования (430–440 млн рублей ежегодно). К тому же от налога на имущество освобождены объекты ЖКХ областные органы госвласти, местного самоуправления, учреждения бюджетной сферы (свыше 700 млн рублей в год). Льготой по уплате транспортного налога пользуются дорожные организации (выпадающие доходы бюджета 16–18 млн рублей).
Правительство предполагало получить «добро» комитета по бюджету и налогам областного Собрания депутатов, чтобы представить законопроект по отмене льгот на сессии регионального парламента 27 июня. Как дала понять на заседании Елена Усачева, федеральный центр требует наведения порядка в финансовой политике региона. В противном случае области будет трудно лоббировать свои интересы в федеральном правительстве. «Аналогичные льготы в Вологодской области уже отменены», – заявила еще один аргумент министр.
Замечу: на обсуждении не было представителей организаций, которые пострадают из-за отмены льгот, кроме депутатов, имеющих отношение к строительству дорог. Зато присутствовал председатель Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Опора России» Сергей АНТУФЬЕВ.
«Все эти льготы касается госструктур и монополистов, и защищать я их не буду – это не в моей компетенции, – прямо заявил Сергей Кимович. – Но, по моему мнению, прежде чем «срезать» льготы, необходимо предварительно обсудить эти шаги власти на большом круглом столе с участием всех заинтересованных сторон. Не рубите с плеча!».
Он считает, что налоговые резервы есть в лесопромышленном комплексе, в котором процветает теневой бизнес, а власти не могут навести порядок.
В целом дискуссии на заседании комитета не получилось. Депутаты Сергей ЗАРУБИН и Александр НЕЧАЕВ, которые соответственно возглавляют ОАО «Устьянское дорожное управление» и ОАО «Севзапдорстрой», похоже, не были готовы к таким шагам правительства. Критических замечаний от них Усачева не услышала. Зарубин лишь поинтересовался у министра в чем смысл отмены налоговых льгот в дорожной отрасли.
«В моем понимании, нагрузка на область с воссозданием дорожного фонда благодаря федеральной финансовой поддержке значительно снизилась», – с иронией заметил Зарубин. В ответ Усачева заявила, что область вложилась в фонд больше, чем раньше выделяла средств на содержание дорог. Между тем, по прогнозу экспертов, принятие данного законопроекта приведет к увеличению налоговой нагрузки на дорожную отрасль на 500 млн рублей, что сопоставимо с ежегодным объемом финансирования в рамках целевой программы по ремонту и реконструкции дорог.
На вопрос председателя комитета по бюджету и налогам областного Собрания депутатов Андрея БРАЛЬНИНА о влиянии отмены льгот в сфере ЖКХ на коммунальные тарифы, Елена Юрьевна, ссылаясь на консультации с Агентством по тарифам и ценам области, заверила, что их рост в худшем случае составит 0,5–1,7%. Кроме того, по ее словам, на баланс области могут быть переданы в следующем году муниципальные музыкальные школы и школы искусств. А их содержание выльется в миллиард рублей. Однако аргументы министра не устроили собравшихся.
По мнению заместителя председателя комитета Василия Баданина (фракция «Справедливая Россия»), в предложенном законопроекте есть определенное рациональное зерно: отмена льгот позволит организациям бюджетной сферы, муниципальным властям задуматься – так ли им нужно имеющееся имущество. Заместитель председателя комитета Сергей МЫШКОВСКИЙ (фракция «Единая Россия») заострил внимание участников заседания на том, что при всей важности вопроса нельзя рассматривать отмену льгот пакетом: «Мы должны проанализировать каждую льготу отдельно, чтобы понять ее эффективность».
Такой подход поддержала и депутат Надежда ВИНОГРАДОВА (фракция КПРФ): «Мне близок посыл законопроекта – мы должны научиться считать каждую копейку. Но рассматривать в одном проекте целый блок льгот нельзя».
Подводя итоги обсуждения, Андрей Бральнин заметил, что в условиях снижения объемов федеральной финансовой помощи регион может оказаться в очень непростой ситуации. Поэтому необходим тщательный мониторинг уже предоставленных налоговых льгот.
«В предложенном виде законопроект носит характер пожарных мер, – заявила приглашенный эксперт, доцент кафедры «Налоги» Финансового университета (Москва) Лариса ГРУНДЕЛ. – Необходимо просчитать, что даст отмена налоговых льгот региону в перспективе. Наверное, имеет смысл широко обсудить этот документ, в том числе с привлечением тех организаций, которые пользуются этими льготами».
Комитет согласился с такой оценкой и рекомендовал направить проект закона на доработку.