ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 13:26

Контрольно-счётная палата выявила финансовые нарушения в Архангельской области на 5 млрд рублей


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 26.06.2013 10:10:13

altКонтрольно-счетная палата (КСП) Архангельской области выявила нарушения почти на 5 млрд рублей при использовании бюджетных средств. Из них около 4 млрд - в сфере строительства. Вопрос о персональной ответственности должностных лиц и компенсации потерь региональной казны поставил председатель палаты Александр ДЕМЕНТЬЕВ 26 июня на сессии областного Собрания депутатов.

 


В отчете КСП за 2012 год, который сегодня представил депутатам Александр Дементьев,  большое внимание уделено результатам проверки министерства строительства и подведомственного ему учреждения «Главное управление капитального строительства» (ГУКС). Общая сумма выявленных нарушений превысила 4 млрд рублей, в том числе: необоснованные расходы - 974 млн рублей, несоблюдение Федерального закона «О размещении заказов...» - 46 млн рублей, нарушения бюджетного учета и отчетности - 228 млн рублей, невыполнение обязательств подрядчиками - 175 млн рублей, неправомерное выделение средств областного бюджета на выполнение полномочий, отнесенных к обязательствам муниципальных образований, - 87 млн рублей. 

Еще около 2 млрд рублей - это так называемые «минусовки», когда объемы выполненных и оплаченных работ или невыполненных, но предъявленных к оплате, необоснованно снимаются, предъявляются новые акты. «В дальнейшем допущенные переплаты относятся на дебиторскую задолженность, часть из которой из-за ухода подрядчика с объекта относится на потери бюджета», - пояснил Александр Дементьев.

Данные замечания касаются нескольких объектов, которые проверяла палата: причалов Красной пристани на набережной в Архангельске, лечебного корпуса Архангельского областного клинического онкологического диспансера, многоэтажного жилого дома на Ленинградском проспекте в областном центре. 

Например, после расторжения контракта с ЗАО «МОЛ Морстрой», которое занималось реконструкцией причалов на Красной пристани, подписано мировое соглашение. По оценкам ревизоров, потери бюджета составили 14,8 млн рублей.

Не учитывается и экономия при изменении проектов, когда пересматривается технология работ, заменяются строительные материалы. По расчетам КСП, на Красной пристани должны были сэкономить 74 млн рублей (16,5% от суммы контракта). По словам Дементьева, с онкодиспансера в 2007-2011 гг. «снято» выполненных работ на 1,8 млрд рублей (184% суммы контракта), а со строительства дома на Ленинградском проспекте - 22,6 млн, и это только в 2012 году. Как сберечь бюджетные деньги - этим вопросом попросту говоря никто «не грузится». 

Ревизоры также обратили внимание на порочную практику авансирования расходов подрядчиков, что «приводит к отвлечению средств областного бюджета». Объекты строятся без утвержденной проектно-сметной документации и разрешений на строительство, объемы выполненных работ завышаются, уже оплаченные не выполняются в течение длительного времени. Причем данные факты выявлялись не только в 2011 году, но и во время реализации адресной инвестиционной программы за 9 месяцев прошлого года.

КСП отмечает, что число долгостроев по-прежнему растет. «В 2012 году ГУКС не сдал в эксплуатацию ни один значимый объект государственной собственности, что свидетельствует о неэффективном использовании средств областного бюджета из-за низкого уровня организации строительного процесса», - отметил Александр Дементьев. 

Повсеместная практика проведения конкурсов с максимально короткими сроками сдачи объектов вызывает у КСП справедливые сомнения: вполне вероятно, что они «затачиваются» под конкретные фирмы. Так, в отчете КСП говорится, что короткие сроки строительства и одновременно максимальные штрафные санкции могут ограничивать доступ широкого круга участников и предоставлять особые условия определенным компаниям. Впоследствии победители конкурсов графики не соблюдают, а предусмотренные неустойки и штрафные санкции заказчик не взыскивает.

Например, договор на строительство 196-квартирного дома для ветеранов ВОВ на Ленинградском проспекте в Архангельске заключался в июне, а сдать объект должны были уже осенью того же 2010 года. За каждый день просрочки предусматривалась неустойка в размере 0,1% от стоимости контракта (202,8 млн рублей). В сроки подрядик не уложился, но вместо иска на 70 млн рублей заявлены требования на 4,2 млн.
Новые причальные сооружения (причал №105) на Красной пристани должны были появиться за три недели, в противном случае предусматривался штраф 30 тысяч рублей за каждый день просрочки. «В итоге строительство не окончено, претензионная работа не велась. А по причалам №101-109 просрочка составляет 1066 дней», - рассказал Александр Дементьев.

Только по целевой программе «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2010-2013 годы» за 2011 год и начало 2012 года ГУКС мог, но не потребовал неустойку за просрочку исполнения обязательств на сумму 1,9 млн рублей. «Приведенный факт нарушения не установлен ни ведомственным контрольным органом, ни министерством строительства, что свидетельствует об отсутствии должного контроля и спроса за исполнением полномочий бюджетными учреждениями», - говорится в отчете КСП.

«ГУКСу не хватает грамотных специалистов, которые могли бы тщательно готовить техническую документацию, - считает представитель строительной компании. - Это вам скажет любой подрядчик, не раскрывая, по понятным причинам, свое имя. Техзадание, как правило, обобщено, не учитывает всех необходимых работ, и они не включаются в смету. Пересмотр параметров требует длительных согласований, а значит, время затягивается, меняются суммы, ранее выполненные работы «снимаются». Во многих случаях требовать неустойку с компаний не имеет смысла, так как в судебных разбирательствах выясняется вина ГУКСа, а не подрядчика, заключается мировое соглашение...».

С кадровым составом в строительном ведомстве облправительству действительно не везет. Еще при губернаторе МИХАЛЬЧУКЕ депутаты поставили «неуд» работе профильного министерства, которым руководил тогда министр Пётр ГРИГОРЬЕВ. Он спешно покинул регион, а криминальные дела ведомства вкрылись позднее.

Этой весной реальный срок — 8 лет колонии строгого режима - получил руководитель ГУКСа Олег ПАЛЬЧИКОВ. В 2010-11 годах он намеревался получить «откат» 3,5 млн рублей со строительства школы и двух домов для ветеранов. Но успел взять только 318 тысяч. 

При губернаторе Игоре ОРЛОВЕ стройиндустрию курировал министр строительства и ЖКХ Игорь ВОЙСТРАТЕНКО. С июня 2013 года отраслью заведует Андрей ШЕСТАКОВ. Ранее он возглавлял министерство промышленности и торговли, в ведение которого передали строительство. 

Но несмотря на кадровые перестановки, ответственности у должностных лиц вряд ли прибавится.  Что и говорить: по сравнению с 4 млрд рублей 300 тысяч Пальчикова просто смешны. Вот и председатель КСП заметил: неотвратимости наказания за неисполнение предписаний Контрольно-счетной палаты не существует.

«В соответствии с действующим законодательством мы можем лишь направить представление об устранении замечаний. Но, как свидетельствуют материалы переписки, участники бюджетного процесса реагируют неактивно», - пожаловался депутатам Александр Дементьев. Затем последовал главный вывод его выступления: «Настало время персональной оценки работы должностных лиц». 

И еще председатель КСП посчитал нужным напомнить о недопустимости неэффективных трат при остром дефиците казны и госдолге Архангельской области. «Встает проблема возврата израсходованных средств и персональной ответственности за неисполнение предписаний контрольно-счетной палаты. Все проблемы можно решить на уровне регионального правительства без вмешательства правоохранительных органов», - заявил Дементьев.

Своими выводами председатель КСП депутатов, видимо, не удивил: ни вопросов, ни выступлений после отчета Дементьева на сессии не последовало. Разве что депутат Надежда ПАВЛОВСКАЯ бросила несколько возмущенных реплик по поводу МУП «Бирюса» в Коряжме. Мол, там сельхозпроизводителей заставили заключать договоры с муниципальным предприятием, а, как следует из отчета КСП, «передача полномочий по закупке продуктов питания для бюджетных учреждений города МУП «Бирюса» привела к увеличению расходов бюджета на 17,7 млн рублей». «Сердце кровью обливается, когда видишь такую цифру», - сказала Павловская.

 

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Архангельской области за 2012 год 

 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей