ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Александр Иванов: «Дефицит бюджета – бесконечная песня чукчи»


Александр ИВАНОВ, экс-председатель Архангельского горсовета народных депутатов | 18.10.2013 05:05:14

alt«Бюджет Архангельской области может быть любым - мы все равно выживем», - считает Александр ИВАНОВ, в прошлом депутат, руководитель бюджетного комитета Архангельского областного Собрания. По его мнению, общественный резонанс, который вызван сокращением расходов региональной казны, спровоцирован искусственно. Своим мнением о финансовых перспективах области Александр Петрович поделился с «Бизнес-классом»:

-  Если обратиться к истории, то можно сделать вывод: были куда сложнее времена, которые так или иначе отражались на финансовом благополучии нашей губернии. Например, в начале XVIII века половина бюджета страны - а он не превышал  8 млн рублей - формировалась податями, а вторая часть - Архангельским севером, в основном за счет таможенных платежей из Архангельска, Великого Устюга, Сольвычегодска. Обратно в Архангельск ничего из Москвы не шло - царь все тратил на войну и свои нужды.

В конце 80-х, во время полного социализма, бюджет области верстался в Министерстве финансов РСФСР. На сессиях областного Совета  в развернутом виде его видели только члены бюро обкома и исполкома. Принимался бюджет без лишних вопросов, поправок не могло быть.

В 90-е годы при полной демократии, когда темпы инфляции дошли до тысячи процентов в год, Архангельская область стала единственным регионом страны, который, чтобы как-то контролировать ситуацию, перешел на утверждение поквартального бюджета. И в нем не было ни инвестиций, ни социальной поддержки. Он расходовался исключительно на зарплату бюджетникам и нужды госучреждений. И ничего, жили, иногда даже весело жили.

Сегодня новые порядки. Бюджет формируется финансистами на основе прогнозов и нормативов, присылаемых Москвой. Методик формирования областного бюджета на основе  достоверного прогноза развития области я не видел и, судя по выступлениям ответственных должностных лиц  области в вашей газете, их нет до сих пор.

Тот социально-экономический прогноз, что делает министерство экономики области,  отталкивается от финансовых показателей, задаваемых Минэкономики РФ, и при формировании доходной части областного бюджета не использовался никогда.  Минфин РФ задает для наших финансистов свои показатели и нормативы. Расходная часть областного бюджета тоже формируется на основании нормативов и указаний федерального центра. В итоге получается, что проект областного бюджета жестко подчинен интересам, приходящим «сверху». Назначенный нам губернатор, практически наместник, проводит этот «не наш» бюджет через голосование. За короткое время сессии депутаты что-то попытаются поправить, но суть останется прежней - мы, как всегда, будем иметь государственный бюджет «для Архангельской области».

Итог рассуждений: во-первых, исторически доказано, что бюджет может быть каким угодно - на нашу выживаемость это не влияет, хотя государственной заботы нам очень хочется. Во-вторых, не надо ожидать от бюджета реализации интересов населения. До этого пока не доходило...

Формирование и принятие бюджета «для Архангельской области» на 2014 год было бы штатным, если бы не профессиональный «прокол» губернатора и его замов, вызвавший всплеск негатива в обществе. Они неквалифицированно подошли к подаче «продукта».

В прошлом созыве областного Собрания депутат Александр НЕЧАЕВ на протяжении нескольких лет пытался внести поправки в закон о ветеранских льготах. Предлагалось повысить требования к кандидатам на звание «Ветеран труда Архангельской области» и льготы предоставлять в зависимости от уровня дохода ветерана. Например, при среднедушевом доходе семьи ветерана более трех прожиточных минимумов предоставление льгот ограничивалось. Но губернатор был против и блокировал проект, ссылаясь на «невозможность снижения уровня государственной заботы о ветеранах». Если бы он знал, что буквально через полгода…

Золотое правило политика: никогда не лезь в инициаторы, всегда будь арбитром! Если бы тогда была начата дискуссия в обществе по тому законопроекту, насколько легче было бы исполнительной власти сегодня!

Еще одна ошибка - включение этого острого вопроса на октябрьскую сессию. На выборах депутаты испытали огромное административное давление, почти насилие! Для честолюбивых и амбициозных людей это унижение, которое, я знаю по своему опыту, потребует эмоционального выплеска на первых сессиях. Обычно такие «стремные» вопросы готовят ко времени, когда у депутатов головы заняты другим, например дележкой расходов при втором чтении закона о бюджете. Причем сама суть поправок обычно тонет в процедурных вопросах, которыми благодатно завален пресловутый «закон о законах». Но исполнительная власть эти «тонкости» не учла.

Что касается наших дальнейших финансовых и экономических перспектив, то выгоревшей земли не будет. Все будет по-прежнему, потихонечку… Мы всей страной в стагнации, и Архангельская область лучше всех жить не будет.

Изменить что-либо можно будет только тогда, когда к государственному и муниципальному управлению придут те, кому сейчас лет 20-30. У них иные ценности, иная мораль, они немного иначе думают, и это хорошо! Пока же основу управленческого аппарата составляют люди, выросшие и воспитанные до «новой эры», в другой политико-экономической системе. И для них некоторые решения, что можно было бы предпринять для выравнивания финансового положения нашей области, пока не приемлемы психологически.

Хотите пример? Ежегодно область тратит два миллиарда рублей на дорожное строительство. До последнего времени эти деньги на аукционах выигрывали несколько частных фирм. И хорошо строили! Но не будем говорить, по каким причинам частников «отжали», и заказы получили три новых акционерных общества, организованных в свое время на базе бывших ДРСУ «Архангельскавтодора».

Раньше они занимались содержанием дорог, теперь будут строить. В результате имеющийся у области актив в виде акций этих ОАО увеличил свою рыночную стоимость на пару сотен миллионов. Приватизируйте эти акции и закройте часть дефицита бюджета - области от этого будет только лучше! Но я сильно сомневаюсь, что это произойдет. Для нынешней администрации это психологически трудно.

Другой пример. Есть гигантский актив, который область получила «несколько губернаторов назад», при Николае КИСЕЛЕВЕ -  земли города Архангельска. Это весьма лакомый кусок! Каждый год на «сером рынке» земельных участков Архангельска «прокручивается» чуть меньше полумиллиарда рублей. Сделать этот рынок «белым» и самим торговать землей, заполняя дефицит бюджета, не стоит ни копейки. Но я что-то не вижу, чтобы областная исполнительная власть взялась за это дело или, на худой конец, поручила бы процесс мэрии Архангельска. К сожалению, на это нет политической воли. Таких примеров можно насобирать на «весь дефицит». Но, видимо, еще рано…





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5