ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Еды много бывает: фудшеринг в Архангельской области – благотворительность или бизнес?


Рина КОСТИНА | 17.11.2019 14:35:13
Еды много бывает: фудшеринг в Архангельской области – благотворительность или бизнес?

85 млрд рублей – примерно столько денег мы выбрасываем в мусорное ведро ежегодно в виде остатков еды. Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр» подсчитали: в России объем пищевых отходов в составе ТКО достигает 17 млн тонн в год. 1 млн тонн из них можно спасти с помощью фудшеринга (от англ. food – «еда» и sharе – «делиться»). Новое экологическое движение поддерживают некоторые архангельские компании, однако сделать бизнес на продуктах с истекающим сроком годности пока никто не решился. 



Как утверждается в исследовании РАЭК и «ТИАР-Центра», проведенном в сентябре 2019 года, в мире ежегодно выбрасывается не менее 20% произведенных продуктов питания – около 884 млн тонн. Российская «доля» – 17 млн тонн – составляет около 28% от всего объема ТКО, образующихся в стране. Практически полностью они отправляются на свалки и полигоны, где становятся источником загрязнения почвы, воды и воздуха, выделяя порядка 2,4 млн тонн метана.

В топе продуктов питания, которые чаще всего оказываются в мусорной корзине, – зерновые (хлебобулочные и макаронные изделия, мука), молочные (молоко, кефир, йогурт, сыр, творог) и картофель. Исследователи утверждают, что полное устранение потерь только в этих трех категориях позволило бы сократить долю пищевых отходов в домохозяйствах на 82%, а в отходах розничной и оптовой торговли – на 70%.

«Расшарь» еду

Одно из решений проблемы – фудшеринг. Это экологическое движение и онлайн-сервисы, позволяющие рационально распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию о «лишних» продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться о безвозмездной или возмездной передаче заинтересованным людям.

В России работает несколько заметных фудшеринг-проектов, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Например, «Фудшеринг. Москва» и «Отдам еду даром». Существуют и более масштабные организации, такие как первый в стране «банк еды» – фонд продовольствия «Русь», начавший работу в 2012 году. НКО бесплатно получает продукты от производителей, магазинов, населения и передает их социально незащищенным категориям граждан через другие благотворительные организации и государственные социальные службы. 


85 млрд руб. – примерно столько
денег мы выбрасываем в
мусорное ведро ежегодно
в виде остатков еды. 


Фонд продовольствия «Русь» добился значительных успехов в работе с донорами, среди которых крупнейшие производители и розничные сети, в том числе Mars International, Cargill, Billa, Danone, Procter & Gamble, «Дикси». Согласно отчету фонда, «Русь» оказывает помощь в 54 регионах по всей России. В 2018 году объем распределенной еды составил 4,6 тысячи тонн продуктов стоимостью порядка 700 млн рублей.

С 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована группа «Фудшеринг Архангельск! Отдам еду даром», в которой состоит более 4 тысяч людей. В ней могут размеcтить предложения или забрать ненужные продукты жители Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Посты появляются почти каждый день.

«Я как-то наткнулась на питерскую группу фудшеринга, мне стало интересно, наблюдала за этим движением, – рассказала «БК» создательница группы «Фудшеринг Архангельск! Отдам еду даром» Ольга ВАСИЛЬЕВА. – Тогда оно было не очень распространено в России, но в Питере уже вполне продвинулось. Я подумала: почему бы и у нас в Архангельске не создать такую же группу? Ведь это настоящий прорыв с экологической точки зрения и, конечно же, польза для людей, которые находятся в трудном финансовом положении».

По словам Ольги Васильевой, обычно люди отдают продукты, которых у них в избытке: например, пайки с работы, закрутки или заморозки, залежавшиеся в холодильнике. Разбирается обычно все, причем быстро – буквально в тот же день. Группа также занимается благотворительностью: объявляет сборы продуктов и передает их нуждающимся. 


С 2016 года в «ВКонтакте» есть
группа «Фудшеринг Архангельск!
Отдам еду даром», в которой
состоит более 4 тысяч людей. 


«Во-первых, чтобы выбрасывать как можно меньше еды, нужно меньше ее покупать, – рассуждает Ольга Васильева. – Мы часто соблазняемся на акции в магазине и берем больше, чем можем съесть. Во-вторых, даже из продуктов, у которых заканчивается срок годности, можно приготовить еду. Например, из молока испечь блины, из творога с кефиром сделать запеканку. Но если некогда заниматься переработкой лишних продуктов, их всегда можно отдать в нашей группе, даже если у них срок годности вышел».

Как отмечает Ольга Васильева, местный бизнес пока слабо идет на сотрудничество. В адрес группы обращалась только «Пироговая». Как рассказала представительница компании Татьяна ДАН, кафе действительно раздает бесплатно несколько «вчерашних» пирогов в неделю.

«У нас система уценки и дальнейшего списания исключает попадание испорченного пирога клиенту, поэтому списывается продукция значительно раньше, чем начинает портиться. По сути, списанные пироги можно спокойно есть еще день-два (в зависимости от начинки). Мы отдаем их нуждающимся, которые с радостью забирают предложенное. В Архангельске – через группу фудшеринга в «ВК», в Северодвинске – в церковь», – пояснила Татьяна Дан. 

Как видно, фудшеринг в Архангельской области – пока сугубо благотворительная деятельность. Однако в мире, в том числе и в России, уже действуют сервисы, которые зарабатывают на шеринге еды. 

Бизнес на просрочке

17 млн тонн пищевых отходов – это значительные финансовые потери. Как говорится в исследовании РАЭК и «ТИАР-Центра», стоимость этих продуктов оценивается более чем в 1,6 трлн руб. Эта цифра эквивалентна 12% оборота розничной торговли продуктами питания в России. 

Пример успешного коммерческого фудшерингового проекта за рубежом – Karma App. Он был запущен в 2016 году в Швеции. Кафе, рестораны, продуктовые магазины размещают в этом приложении объявления о продаже нереализованной еды за полцены, пользователи выбирают товар, оплачивают его через сервис и самостоятельно забирают. Сегодня помимо Швеции Karma App доступен в Лондоне и Париже, им пользуются около 4,8 тысячи продавцов и более 550 тысяч покупателей.


17 млн тонн пищевых отходов –
это значительные финансовые потери.
Эта примерно 12% оборота розничной
торговли продуктами питания в России. 

Помимо спасения еды (550 тонн с момента запуска онлайн-платформы), компании используют приложение как площадку для привлечения новых клиентов. Karma App зарабатывает на комиссии (25% от чека). В 2018 году сервис привлек 12 млн долларов инвестиций для выхода на зарубежные рынки.

В 2018-2019 годах в России появилось несколько фудшеринговых стартапов – онлайн-платформ, зарабатывающих на помощи в рациональном распределении еды с истекающим сроком годности. Они во многом повторяют подход сервиса Karma App. Среди них Eaty Eat – приложение, с помощью которого рестораны, пекарни, магазины могут реализовать свою непроданную продукцию со скидкой 30-70%. 

Покупатель оплачивает заказ и забирает его сам в установленное время. Сервис запущен в начале 2019 года. В первый месяц работы спасено около 25 кг еды. Пока приложение работает только в Петербурге. Сейчас находятся в разработке аналогичные российские проекты – Food Hide и Алисок. 

Выбросить дешевле, чем отдать?

Спасение 17 млн тонн продовольствия позволило бы прокормить 30 млн человек, то есть больше, чем количество живущих за чертой бедности в России. Пока же выброшенная в мусорный контейнер, но пригодная в пищу еда заставляет незащищенные слои населения в буквальном смысле ползать по помойкам. Такая история, в частности, произошла в прошлом году в Архангельске. Около мусорных баков, установленных рядом с отделом крупной продуктовой сети, собиралась целая очередь пенсионеров, чтобы успеть ухватить вынесенные из магазина овощи, фрукты или мясо с истекающим сроком годности или нетоварным видом. Борьба за еду выливалась даже в драки. 

Раздавать еду людям в руки бизнесу не позволяют государственные регуляторные барьеры. По мнению представителей ритейла, действующая система налогообложения делает работу розницы с фудшерингом экономически невыгодной. Это подтверждает группа компаний X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). 


В 2018-2019 годах в России
появилось несколько
фудшеринговых стартапов. 


«Сегодня налоговое законодательство РФ построено таким образом, что уничтожение продуктов питания значительно дешевле их передачи благотворительным организациям накануне окончания срока годности. Объем налоговых отчислений, которые по Налоговому кодексу организация должна осуществить в рамках передачи товаров на благотворительные цели, может составлять до 40% стоимости этих продуктов, – рассказал «БК» представитель X5 Retail Group. – В то же время мы активно работаем над минимизацией пищевых отходов, отправляемых на полигоны, в частности, за счет предоставлении скидок на продукты накануне окончания их срока годности. Например, в «Пятёрочке» такие товары получают специальную маркировку, их стоимость в среднем снижается на 20-40%». 

В компании добавили, что сегодня X5 сконцентрирована на развитии технологии food drive, которая используется ритейлерами во многих странах мира. Для помощи нуждающимся покупатели могут приобрести как отдельные товары с длительным сроком хранения, так и продуктовые наборы, состоящие из круп, сахара, макарон, чая, мясных консервов, печенья и растительного масла. В рамках проекта «Корзина доброты» в 2015 году X5 совместно с фондом «Русь» создала и продолжает развивать инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по этой технологии. За время существования проекта в магазинах сетей Х5 было собрано 314 тонн еды. Продовольственную помощь получили более 32 тысяч семей в 45 городах России.

Аналогичной благотворительностью, не совсем связанной с фудшерингом, занимается торговая сеть «Лента». Как пояснила «БК» директор по связям с общественностью и государственными органами компании Мария ФИЛИППОВА, «Лента» передает продукты нуждающимся категориям граждан в рамках проведения различных благотворительных акций, помощи при чрезвычайных ситуациях, по запросу благотворительных организаций. При этом все продукты, которые передаются компанией или ее покупателями, имеют длительные сроки хранения (крупы, макароны, конфеты и т. д.), которые не заканчиваются на момент передачи товаров. 

За 2018 год в стране благодаря фудшерингу было спасено порядка 7 тыс. тонн еды. По оценкам экспертов РАЭК и «ТИАР-Центра», при условии снятия регуляторных барьеров, к 2024 году этот показатель может вырасти до 1 млн тонн.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Бизнес-класс ТВ

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5