ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 10 августа, 2024 00:17

Территория новых решений: итоги форума «Арктика – Регионы»


Рита ИЛЬИНА. Фото пресс-центра форума и dvinanews.ru | 09.08.2024 20:29:27
Территория новых решений: итоги форума «Арктика – Регионы»

Главным событием минувшей недели в Архангельской области стал II Форум «Арктика – Регионы». Форум прошёл в Архангельске 8-9 августа при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Центральные темы мероприятия — развитие арктических регионов, Северного морского пути, раскрытие инвестиционного потенциала территории, кадровое обеспечение.


Стратегические приоритеты

Насыщенная деловая программа форума на протяжении двух дней содержала десятки мероприятий, затрагивающих все аспекты арктической повестки — от логистики и цифровых технологий до организации качественного медицинского обслуживания и вопросов безопасности. Напомним, что Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года утверждена Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ.

Самую большую аудиторию в первый день форума собрало пленарное заседание «Арктика — на шаг впереди».

«Президент России поставил новые задачи в сфере обеспечения безопасности в Арктике, расширения международного взаимовыгодного сотрудничества, поступательного наращивания мощностей промышленных предприятий, формирования на базе Северного морского пути конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации, – подчеркнул в своём обращении к участникам форума помощник Президента РФ Николай ПАТРУШЕВ. – Нам важно укреплять своё присутствие в регионе, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, поддерживать научно-исследовательские инициативы. При этом необходимо сохранить хрупкую уникальную природу приполярных территорий».

О важных, в том числе и для Архангельской области, результатах реализации государственной политики в Арктической зоне РФ в режиме видео-конференц-связи сообщил глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ.

«Наши стратегические приоритеты - обеспечение суверенитета, развитие стратегической ресурсной базы и Севморпути, сохранение экологического баланса. И, конечно, самое главное - повышение качества жизни людей. В регионе создана крупнейшая в мире свободная экономическая зона площадью почти пять миллионов квадратных километров. Реализуются почти 900 инвестпроектов объёмом два триллиона рублей. Фактически инвестированы более 600 миллиардов рублей, создано 16 тысяч новых рабочих мест. Действуют две территории опережающего развития. Перечень механизмов господдержки совершенствуется и расширяется. В ближайшее время ожидаем решения Правительства России о создании новой ТОР «Столица Севера» в Архангельской области – для реализации инвестиционных проектов на территории региона. Это то, о чём мы договаривались на таком же форуме в Архангельске год назад», – отметил Алексей Чекунков.

На шаг впереди

Губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ в начале своего выступления привёл примечательную статистику, говорящую о высоком статусе стратегической площадки в Архангельске. Если первый форум «Арктика — регионы» в 2023 году собрал около 600 участников, то в этом году - уже 1150.

forum-arctic-2024_tsibulski.jpg«Продолжу основные тезисы, изложенные Алексеем Олеговичем Чекунковым, только в преломлении Архангельской области, - пояснил Александр Цыбульский. - Несмотря на то, что недавние западные партнёры руками недальновидных руководителей своих стран лишились возможности сотрудничать с Россией, сложившийся вакуум, надо сказать, очень быстро заполняется партнёрскими отношениями с дружественными странами. Бизнес Архангельской области прошёл практически полную географическую диверсификацию. И результатом (промежуточным, поскольку эта работа ни на день не прекращается) стало то, что сегодня продукция, в частности нашего лесопромышленного комплекса и целлюлозно-бумажной промышленности, активно поставляется в страны Юго-Восточной Азии. Проблемы, связанные с закрытием европейского рынка, - уже перевёрнутая страница. Мы видим новые горизонты и абсолютно чёткие перспективы. В среднесрочной перспективе наши предприятия планируют наращивать экспорт пиломатериалов в Турцию, Индию, фанеры — в Египет, страны ближнего зарубежья, я не говорю уже про Китайскую Народную Республику, куда перенаправился основной объём нашей экспортной продукции ЛПК».

По оценкам главы региона, огромное значение здесь имеет национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который по поручению Президента РФ продлевается до 2030 года, а также создание профильной комиссии Госсовета.

«Сегодня для государства актуально создание адаптивной системы управления энергетическим, логистическим, ресурсным, экономическим, социально-культурным капиталом Арктической зоны РФ, развитие которой напрямую связано с привлечением крупных инвесторов. И одним из эффективных инструментов является преференциальный режим резидентства в АЗРФ. Это не просто какой-то искусственно придуманный или предложенный инвесторами режим. За несколько лет мы видим очень серьёзные результаты», - отметил Александр Цыбульский.

В Архангельской области на сегодня зарегистрировано 226 резидентов АЗРФ с плановым объёмом инвестиций свыше 140 млрд рублей и созданием более 7000 рабочих мест. При этом в экономику региона уже фактически привлечено 25 млрд рублей, создано 3500 рабочих мест.

«При этом хочу сделать важный акцент. Настало время немного пересмотреть условия резидентства в Арктической зоне. Дело в том, что многие предприятия начинают идти по пути перерегистрации на территориях преференциальных режимов, занимаясь прибыльной деятельностью. Изначально особые экономические зоны, территории опережающего развития, резидентство вводились для создания новых экономических активностей, новых предприятий. Очень важно это помнить и не применять данные инструменты для ухода от нормального, стандартного налогообложения. Уверен, что отражаю мнение всех арктических губернаторов. Надеемся, что в ближайшее время на федеральном уровне такое решение состоится, - отметил Александр Цыбульский. - А всех желающих на деле инвестировать в экономику Архангельской области, открывать производства призываю этим очень выгодным режимом воспользоваться, а в ближайшем будущем - стать резидентами новой ТОР, решение о создании которой, надеюсь, уже на выходе».  

forum-arctic-2024-1.jpg

Как подчеркнул глава региона, динамичное и в то же время бережное развитие арктического макрорегиона возможно только при выстраивании эффективного взаимодействия государства, науки и бизнеса. И здесь ключевая роль отводится строительству межвузовского кампуса мирового уровня «Арктическая звезда».

«Сейчас в диалоге с нашими индустриальными партнёрами мы работаем над определением ключевых специальностей кампуса. Это будут, по нашему мнению, судостроение, морская логистика, новые технологии переработки леса и природных ресурсов, инновационные подходы к здоровью и сбережению населения Арктики. Приглашаю участников форума, прежде всего представителей предприятий всех сфер экономики, подключиться к этому процессу», - предложил Александр Цыбульский.

У всех арктических регионов есть как общие вызовы, так и свои индивидуальные особенности, объективные основания для конкуренции.

«Думаю, что основная цель форума «Арктика — регионы» как раз и заключается в том, чтобы такую межрегиональную конкуренцию перевести в формат межрегионального сотрудничества. Конкуренция, конечно, важна для улучшения качества продуктов и услуг, которые мы предоставляем населению. Но она в конечном счёте ведёт к улучшению качества жизни людей только в одном регионе. Тогда как межрегиональная кооперация, сотрудничество обеспечат улучшение жизни людей, проживающих во всей Российской Арктике», - уверен губернатор Архангельской области.

Национальная магистраль

Масштабная конференция по реализации плана развития СМП проходила на форуме при поддержке ГК «Росатом» в двух частях, первая из которых носила название «Северный морской путь – арктическая связь регионов». Столь пристальное внимание базируется на понимании стратегической роли Севморпути, который в современных экономических и геополитических условиях становится ключевой национальной водной магистралью. Существенно изменился статус СМП и в мировой логистике.

Как отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед ГУСЕЙНОВ, план развития Северного морского пути до 2035 года, принятый Правительством РФ по поручению главы государства, состоит из 152 основных мероприятий.

«Основная его ценность в том, что в нём есть как обязательства государства по созданию инфраструктуры на Севморпути, так и обязательства инвесторов по развитию инновационных проектов. Президентом определены целевые индикаторы роста грузооборота. И по итогам 2023 года мы достигли рекордного на сегодняшний день показателя - более 36 миллионов тонн. Создаём в рамках этого плана современный атомный ледокольный флот. Организованы субсидированные каботажные рейсы. Первая, как мы её называем, «морская электричка» вышла как раз из порта Архангельск со 100%-ной загрузкой. В этом году мы планируем три субсидируемых каботажных рейса. Запланированы заходы в общей сложности в 14 портов», - рассказал Гаджимагомед Гусейнов.

forum-arctic-2024-3.jpg


Потенциал арктических предприятий и компаний представили на выставочной экспозиции форума. В оформлении стенда Архангельской области были отражены ключевые отрасли экономики региона: лесозаготовка и лесопереработка, добыча полезных ископаемых, машиностроение, судостроение и судоремонт, рыбодобывающая промышленность, развитая портовая инфраструктура.


По словам заместителя министра, государство по этой схеме фактически фрахтует судно и даёт грузоотправителям возможность перевезти даже один-два контейнера. Субсидируемые рейсы, используются, в том числе, и для северного завоза. Важно также, что в этой цепочке задействованы практически все города, которые вошли в утверждённый Президентом РФ перечень опорных пунктов Арктики.

«Сейчас мы разрабатываем мастер-планы этих городов: такая задача поставлена президентом со сроком выполнения до 1 октября 2024 года. А уже на основании мастер-планов правительством будет определена программа социально-экономического развития опорных населённых пунктов России в Арктической зоне», - добавил Гаджимагомед Гусейнов.

Создание нового порта

Особое внимание и на пленарном заседании, и на конференции было уделено роли порта Архангельск в развитии Северного морского пути. Помимо субсидируемых каботажных перевозок, много было сказано о растущих грузооборотах между Россией и Китаем.

«Торговые отношения с Китайской Народной Республикой значительно активизировались, в том числе с использованием Северного морского пути. В прошлом году мы запустили пилотную линию Архангельск - Шанхай, а в этом году запланировано уже 10-12 судозаходов. Это говорит о том, что направление является перспективным и востребованным для грузоотправителей. И пользуясь присутствием в зале практически всей экономической, производственной элиты Архангельской области, хочу ещё раз напомнить про открывающиеся перед нами возможности, заинтересованность китайских партнёров, поскольку обратная загрузка грузов также очень важна, - отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

В начале июля состоялся запуск нового торгового маршрута «Арктический экспресс № 1». От Московского железнодорожного узла он следует до Архангельска по железной дороге и далее – морем – до китайских портов Шанхай и Нинбо. В обратном направлении по прибытии в столицу Поморья грузы будут доставляться железнодорожным транспортом в Москву и Санкт-Петербург.

«Вместе с тем перед нами стоят амбициозные задачи по наращиванию грузооборота порта, и мы будем прилагать к этому все усилия», - подчеркнул глава региона.

Строительство нового глубоководного района порта входит в комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, утверждённый Правительством РФ.

«Это глобальный проект, который открывает для нас абсолютно новые возможности. Строительство глубоководного района позволит принимать суда практически любого класса. Это по сути создание нового порта. Сейчас проект находится в стадии проработки, разрабатывается декларация о намерениях. Мы видим потенциальных инвесторов, готовых вкладываться в развитие данной инфраструктуры. Для Архангельской области это, конечно, увеличение поступлений в бюджет, возрождение компетенций, создание рабочих мест. Понятно, что с учётом географических, климатических и природных условий Архангельский порт всё равно будет иметь определённые ограничения. Мы для себя в долгосрочной модели ставим планку по грузообороту в 50 миллионов тонн в год. Это тот максимум, на который можем выйти в перспективе 15-20 лет. Но сегодня в нашем порту перегружается около 6 миллионов тонн грузов в год», - уточнил Александр Цыбульский.

forum-arctic-2024-2.jpg


На полях II Форума «Арктика – Регионы» заключено соглашение о сотрудничестве в строительстве нового микрорайона «Арктика парк» в Приморском округе Архангельской области. Подписи под документом поставили первый заместитель губернатора – председатель Правительства Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ, управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Андрей ШАРАФУТДИНОВ и генеральный директор СЗ «Трансстройдевелопмент» Евгений КУНИЦКИЙ.


Реализация плана развития Архангельского транспортного узла предусматривает несколько этапов. И на первом этапе необходимо использовать на все 100% имеющиеся портовые мощности.

«У нас уже есть потенциал - почти 5 млн тонн грузооборота. И мы можем «забрать» его со сравнительно небольшими инвестиционными затратами. Нам надо отработать эти вопросы с РЖД, расшить узкие места, и это решается даже без строительства дополнительных веток. Второй момент — вложения в дноглубление, до 11,5 метра. Тогда мы сможет увеличить загрузку судов практически на 50 процентов. Это задачи на краткосрочную перспективу», - уточнил Александр Цыбульский.

К ним, по словам главы региона, относятся также полная загрузка судоремонтных и стивидорских компаний, которые сейчас выходят на совершенно другой уровень функционала.

«Для Архангельской области развитие порта — ключевая задача. А развитие Северного морского пути изначально закладывалось как главный проект и основная экономическая компетенция всей арктической территории России», - резюмировал Александр Цыбульский.

***

На второй сессии конференции, которая называлась «Безопасность в Арктике – приоритеты», обсуждалось применение Единой платформы цифровых сервисов СМП и механизмы сотрудничества судовладельческих компаний, морских операторов с профильными ведомствами по сбору и анализу данных.

При поддержке Минвостокразвития России состоялась серия тематических сессий по развитию опорных городов Арктической зоны РФ. Среди вопросов — лучшие мировые практики для мастер-планов опорных городов АЗРФ, особенности строительства за полярным кругом, инструменты развития арктических городов, арктическая медицина, развитие науки и технологий, внутреннего туризма в Арктике.

Российский морской регистр судоходства провёл дискуссию «Строительство гражданского флота и морской техники для Арктики» и сессию «Технологический суверенитет в Арктике. Импортозамещение в отрасли судостроения».

Традиционно большое внимание на разных площадках форума уделялось вопросам подготовки кадров для различных отраслей экономики. В этом году на форуме был отдельно представлен молодёжный трек, цель которого — сформировать пул инициатив по развитию Арктической зоны РФ со стороны молодого поколения.

Для иногородних участников форума были предусмотрены экскурсии на промышленные предприятия региона, а также обширная культурная программа.

Комментарии

Василий БОЙЦОВ, заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию АО «Объединённая судостроительная корпорация»:

forum-arctic-2024-boicov.jpg- Именно в Архангельской области находятся особые предприятия, не побоюсь этого слова, мирового масштаба. На Севере люди всегда очень гордятся тем, чем занимаются, уверены, что они причастны к защите Родины, созданию высокотехнологичной, уникальной продукции. Это очень важно, и мы должны эту составляющую развивать. Я вхожу в наблюдательный совет САФУ и могу утверждать, что первоклассное, не хуже, чем в Москве, образование, прежде всего по инженерным специальностям, принесёт свои плоды и позволит удерживать кадры в регионе.

Также необходимо, чтобы те предприятия, которые являются сегодня здесь основными работодателями, были оснащены по самому современному уровню науки и техники. Это дополнительная мотивация идти работать на эти предприятия. Жильё, досуг, доход — всё, о чём говорилось на форуме, - тоже очень важные моменты. Но я о развитии технологической ниши, включая судостроительную. Уверен, что в сфере судостроения мы можем реализовывать любые, самые невероятные и амбициозные проекты.

Владимир ПАНОВ, специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по развитию Арктики:

forum-arctic-2024-panov.jpg- Первый этап работы по включению порта Архангельска в проект международной контейнерной перевозки уже идёт. Так, компания NewNew Shipping Line, которая также присутствовала на форуме, говорит о своих планах осуществить более 10 рейсов в рамках действующего терминала. Задача второго этапа, и она более важная, – создание глубоководного порта в Архангельске, который будет находиться в районе Куи и позволит принимать крупнотоннажные суда. Как вы знаете, глубины действующего терминала ограничивают эти параметры. Другой сдерживающий фактор – возможности железной дороги. Губернатор и его команда делают анализ ситуации, и Росатом активно участвует в этой работе.

А если рассматривать предысторию нашего сотрудничества с компанией NewNew Shipping Line, с которой мы на Петербургском международном экономическом форуме заключили соглашение о совместных предприятиях, это стало возможным тоже с лёгкой руки и благодаря профессионализму главы Архангельской области. Ранее наша встреча с китайскими партнёрами в Москве состоялась по рекомендации и по результатам предварительной работы Александра Цыбульского.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей