Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото vyborgshipyard.ru, dvinanews.ru | 24.02.2022 10:32:07
В России обсуждают 2-й этап программы инвестиционных квот в рыбохозяйственном комплексе. Эти споры напрямую касаются Архангельского тралового флота, рыболовецких колхозов, малого и среднего бизнеса в нашем регионе. На первом этапе из общего объема квот на вылов рыбы инвесторам выделили 20%. Крупные предприятия решились взять кредиты и начали строить по программе суда. На втором этапе – уже новым инвесторам – предлагается дать еще 20% квот. Но под какую гарантию достраивать заложенные траулеры? И что останется от квот малым предприятиям, у которых не было и нет денег на участие в этой «разделке»?
О серьезности проблемы говорит уже тот факт, что к ее обсуждению подключился Совет Федерации. Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию направил в прибрежные регионы, включая Архангельскую область, запросы о результатах первого этапа программы инвестиционных квот. Как отмечает руководитель комитета Алексей МАЙОРОВ, единой позиции у регионов нет и выводы делать сложно. Губернаторы не исключают банкротства малых предприятий рыбного промысла и трудностей с достройкой траулеров у инвесторов первой волны.
Ресурсный «штиль»
Напомним, что инвесторы могли использовать квоты как гарантию вложений по двум направлениям: строительство судов – траулеров, краболовов (квоты под киль) – и строительство береговых рыбоперерабатывающих заводов. По данным Росрыболовства, в период с 2016 года было заключено 123 таких договора. То есть суда и заводы строились. Но общий план мероприятий на конец 2021 года был реализован всего на 21%.
Практически все губернаторы и их представители говорят об увеличении количества рабочих мест – прежде всего, за счет береговых предприятий, росте поступлений в бюджеты. Однако если из 24 запланированных заводов под инвестквоты построено более 20, то судов – всего пять-семь.
Архангельский траловый флот включился в программу строительством четырех рыбопромысловых судов на верфях в Выборге. В 2021 году на промысловые испытания вышли два траулера: в феврале «Баренцево море» и в декабре – «Норвежское море». Два судна еще достраиваются.
В Мурманской области готов только один «программный» траулер. Строится 12 траулеров и 9 краболовов. Как рассказала на одной из онлайн-встреч в Совфеде заместитель губернатора Мурманской области Ольга КУЗНЕЦОВА, суммарная потребность в сырье (на производство филе и фарша) судов, работающих на Северном рыбопромышленном бассейне, уже превышает размер национальной квоты на вылов трески и пикши. Кстати, квота на эти ключевые и для архангельских рыбаков виды рыб на 2022 год и так несколько сокращается по результатам научных исследований. Промысловые мощности краболовов, включая строящиеся, перекрывают ежегодный общий допустимый улов крабов на Северном бассейне.
Это означает, что ни Мурманску, ни Архангельску в ближайшие годы новый флот, помимо уже заложенных судов, попросту не нужен. Как обеспечить рыбой уже имеющиеся траулеры – вот в чем вопрос.
Первые инвесторы и малый бизнес
Другая сторона проблемы – исполнение контрактов, уже заключенных инвесторами первой волны. Второй этап программы предполагает «изъятие» из общего объема квот на вылов рыбы еще 20% ресурса. Напомним, 20% «сминусовал» первый этап. Таким образом, доля «исторических» квот – квот, которые предприятия, соблюдающие все требования законодательства, получали в каждом следующем периоде, – станет еще меньше.
«При составлении финансовых моделей и бизнес-планов для первого этапа предприятия исходили из стабильного обеспечения объемами добычи в соответствии с заключенными договорами на пятнадцатилетний период. В случае введения второго этапа объем «исторических» квот, которые являются единственным источником средств для обслуживания и погашения кредитов на строительство этих новых судов, конечно, уменьшится», – отметила, комментируя ситуацию «Бизнес-классу», министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА. Ирина Борисовна принимала участие в совещании в Совфеде, а затем более подробно ответила на вопросы «БК».
Со слов Алексея Майорова, многие регионы считают, что «Инвестквоты 2.0» повредят финансовой стабильности и устойчивости предприятий – инвесторов первой волны. При этом на участие в дальнейшем «разделе» квот у них уже нет денег.
Если из имеющегося у инвестора пакета квот – и инвестиционных, и «исторических» – изъять еще часть для второго этапа программы, ресурсное обеспечение проектов, которые начаты на первом этапе, сократится на 8–9%, считает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей ОСИНЦЕВ.
Нет такой возможности и у большинства рыболовецких колхозов, малого и среднего бизнеса.
«На территории Ненецкого автономного округа семь рыболовецких колхозов – системообразующих предприятий для 16 населенных пунктов, находящихся за Полярным кругом. Изменения в политике распределения квот в пользу крупных участников рынка могут привести к серьезным негативным социально-экономическим последствиям для арктических сельских муниципалитетов», – считает сенатор от НАО Денис ГУСЕВ.
Эти опасения разделяет Ирина Бажанова: «Малый и средний бизнес Архангельской области не смог претендовать на инвестквоты, так как малотоннажные и среднетоннажные суда изначально не были включены в перечень объектов инвестиций для Северного рыбохозяйственного бассейна. Суммарно минус 40% квоты: это может привести к банкротству ряда предприятий отрасли, в том числе рыболовецких колхозов, несущих высокую социальную нагрузку на территории Арктической зоны Российской Федерации. Что, конечно, недопустимо».
Аргументы властей
На Дальнем Востоке ситуация несколько иная. Однако Камчатский край в своем обращении в Совфед заявил, что местные власти оценивают грядущие ресурсные потери на уровне 30% от нынешнего регионального улова, если второй этап инвестквот будет организован на тех же условиях, что и первый.
По мнению руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия КОРКО, говорить о следующем шаге можно только после завершения всех уже заключенных инвестиционных договоров и тщательного анализа: стоит ли вообще продолжать эту практику или лучше обратиться к другим механизмам обновления флота и береговых предприятий?
Он же подчеркнул, что не все верфи сегодня справляются с заказами на строительство судов, сроки постройки траулеров постоянно сдвигаются.
«Предприятия полностью выполняют все свои обязательства по заключенным судостроительным контрактам, что подтверждается заключениями Минпромторга России. Несмотря на это, идет значительная – зачастую более года – задержка сроков сдачи судов заказчикам. Это приводит к дополнительным расходам рыбодобывающих компаний», – отмечает и Ирина Бажанова.
При этом, по данным Минпромторга, стапельные места на большинстве российских верфей (за рубежом строить суда по инвестквотам нельзя) освободятся не раньше конца 2023-го, а в основном только в 2024–2025 годах. Это тоже нужно учитывать, планируя второй этап программы.
Как сказал на онлайн-встрече в Совфеде заместитель руководителя Росрыболовства Хасан ЛИХОВ, отечественные верфи за эти несколько лет приобрели опыт: «Такие причины задержек в строительстве судов, как отсутствие подходящих проектов, трудовых ресурсов, постепенно нивелируются. Вы же знаете, что к 2015 году около 30% рыбопромышленного флота выбыло из строя из-за технологической отсталости. А тот флот, который есть, неоднократно модернизировался, переделывался. Это суда, находящиеся на грани полезной эксплуатации», – уверен чиновник.
По словам советника министра сельского хозяйства Евгения КАЦА, сейчас суммарный объем инвестиций по заключенным договорам превышает 210 млрд рублей. В результате обновления на Северном бассейне мощность флота усилится на 80%, на Дальневосточном – на 40%. Кроме того, по поручению вице-премьера РФ Виктории АБРАМЧЕНКО интересы инвесторов первой волны обязательно будут учтены. «Мы также заинтересованы в том, чтобы эти предприятия смогли в полном объеме исполнить свои обязательства по контрактам», – добавил представитель министерства.
Что нужно рынку?
Второй этап программы еще только обсуждается, заверяют в Минсельхозе и Росрыболовстве. Переходить к нему планировалось в 2023 году, однако сейчас речь идет уже о текущем, 2022-м. Пока, правда, только в отношении береговых рыбоперерабатывающих заводов.
Как отметил Хасан Лихов, реализация первого этапа программы позволит России выйти на уровень глубокой переработки рыбы в 65% от объема выловленного сырья, и стоит задача довести этот показатель до 80%. При этом 20% квот второй волны для инвесторов будут поделены по-другому: не 15% на суда и 5% на заводы, а 10% и 10% соответственно.
Насколько это актуально для Архангельской области? Пока с использованием механизма инвестиционных квот у нас в регионе построен один рыбоперерабатывающий завод – на площадке АО «Архангельский опытный водорослевый комбинат». Производство ввели в эксплуатацию в 2019 году. В 2021-м завод вышел на производственные мощности, его загрузка сейчас составляет около 70%. В Мурманской области – около 40 береговых предприятий рыбопереработки.
Как резонно отметил сенатор от Новгородской области Сергей МИТИН, рынок сам должен определять, какую продукцию изготавливать рыбакам.
«Сегодня в мире растет спрос на свежую рыбу, – выразил свои сомнения сенатор. – Записывать в нормативный документ, закон или постановление правительства глубокую переработку как главную задачу я бы поостерегся. Что касается моей позиции в целом – невозможное не бывает возможным. Стапельные места на крупнейших верфях освободятся в конце 2023 года. Новые корабли начнут строиться не раньше. Поэтому и говорить о втором этапе нужно только после полного завершения первого».
Мнения членов «палаты регионов» в итоге разделились. Сенатор от Камчатского края Борис НЕВЗОРОВ высказался категорически против программы, назвав инвестиционные квоты механизмом, «придуманным для передела ресурсной базы».
Сенатор от Приморского края Людмила ТАЛАБАЕВА призвала не менять правила игры для бизнеса: «Законодателей всегда обвиняли в этом. Мы должны стараться сохранить правила игры, принятые инвесторами, – правила, на основании которых мы их в эту программу втянули», – считает она.
Но разве не стоит принять во внимание, что зачастую смена «правил игры» означает признание ошибок или сложностей в достижении поставленных целей?
Как считает сенатор от Мурманской области Константин ДОЛГОВ, распространять на Северный рыбопромышленный бассейн второй этап программы инвестквот в этом году точно нецелесообразно. С этим косвенно согласен и Минсельхоз.
«Помимо инвестиционных квот в нашем арсенале есть еще целый ряд инструментов для стимулирования инвестиций, которыми активно пользуются рыбопромышленники. Мурманская область, напомню, полностью входит в Арктическую зону РФ», – отмечает вице-губернатор Ольга Кузнецова.
Не ранее 2026 года
Для оценки эффективности предоставления инвестквот Совфед предлагает привлечь Счетную палату РФ. По мнению президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа ЗВЕРЕВА, одним из показателей могла бы стать ресурсная стоимость создаваемого рабочего места: какой объем квоты позволяет дополнительно трудоустроить одного человека.
Все крупнейшие отраслевые объединения рыбаков, включая ВАРПЭ, представили в Правительство РФ свои предложения о том, что проведение второго этапа программы можно рассматривать только после подведения итогов первого – а это не ранее 2026 года – на основании биологических и экономических расчетов, а также после того, как будут построены все суда первой волны.
«Вернуться к вопросу изменения порядка предоставления инвестиционных квот на Северном рыбохозяйственном бассейне целесообразно не ранее 2034 года, а именно после введения в эксплуатацию, выхода на промысел строящихся рыболовецких судов и прекращения с предприятиями действующих договоров на закрепление квот на добычу водных биоресурсов», – сообщил в конце 2021 года первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ.
«Нарушение этого принципа может привести к созданию неравноправных условий хозяйствования, причем в невыгодном положении окажутся именно те компании, которые уже начали масштабные программы инвестиций, отреагировав на инициативу Президента РФ, обозначенную на Президиуме Госсовета 2015 года», – уточнила, отвечая на вопросы «БК», Ирина Бажанова.