ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 21:48

Перспективы развития портов и Севморпути обсудили в Архангельске


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого, Дарьи Емельяновой и dvinanews.ru | 22.04.2022 17:35:17
Перспективы развития портов и Севморпути обсудили в Архангельске

В Архангельске прошел третий деловой форум «Порты Арктики»: основные мероприятия состоялись 21-22 апреля. Особенности транспортной логистики в новых экономических условиях, перспективы Севморпути, развитие наземной инфраструктуры, десятки новых и уже реализуемых проектов — интересным было каждое выступление. Количество участников форума год от года растет, и отзывы об этой архангельской площадке впечатляют.


Очень образной получилась метафора модератора пленарной сессии: Архангельская область в вопросах развития арктических портов и Северного морского пути — «коренной рысак, а не пристяжной». Первым на этой части форума выступил глава региона Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.

«Роль Архангельской области в выстраивании транспортно-логистических направлений в Арктической зоне становится все более ярко выраженной и эффективной. Я имею в виду не только географическое положение нашего региона: без приложения человеческих усилий, инвестирования в проекты, наращивания компетенций пользы от этого, согласитесь, было бы немного. Архангельский транспортный узел является центром перевалки грузов, аккумулирует уже действующие и перспективные арктические проекты. У нас универсальный морской порт. Через него осуществляются и северный завоз, и экспортные перевозки, и перевалка внутренних грузов, в том числе в интересах Министерства обороны и Минприроды России в Арктической зоне», - подчеркнул Александр Цыбульский.

В 2021 году морской порт Архангельск обработал более 5 млн тонн грузов, из них около 25% было отправлено на экспорт. Рост объема этого показателя составил 9% к уровню предыдущего года. В 2022 году также прогнозируется рост перевалки грузов.

Порт приписки - Архангельск

Рост грузопотока в Архангельском транспортном узле стимулирует местных стивидоров на модернизацию собственных производственных мощностей. В частности, «АрктикКонсалтингСервис», Архангельский морской торговый порт и Архангельский речной порт уже ввели новые открытые площадки для хранения грузов, их общая площадь - около 15 гектаров. «Межрегионтрубопроводстрой Терминал» и «Соломбальский терминал» приобрели новую крановую технику и погрузчики для работы с трубной продукцией и контейнерами. В Архангельске появляются и проекты новых грузовых терминалов. Возросший спрос на услуги компаний становится драйвером развития портовой инфраструктуры.

Количество коммерческих судов, портом приписки которых стал Архангельск, увеличивается. В 2021 году в нашем порту дополнительно «прописалось» 39 судов, в том числе ледового класса. Сегодня только компаниям из Архангельской области принадлежат около 300 судов, 60 из которых работают круглогодично.

«Сопоставимые размеры флота у компаний, наверное, только в Мурманской области, но это преимущественно промысловые суда. Кроме того, на зимний отстой в Архангельске остаются суда и из других регионов. И весь этот флот нуждается в качественном и современном ремонте, - напомнил Александр Цыбульский. - До последнего времени около 54% судов российского арктического флота обслуживались и ремонтировались на зарубежных верфях. Но времена серьезно изменились. Сегодня есть очевидные проблемы с обслуживанием судов в иностранных портах. Поэтому сейчас для нас самое время наращивать компетенции в этой сфере».

port_arh.jpg

В Архангельской области сформирован судоремонтный комплекс, представленный заводом «Красная кузница» (филиал ЦС «Звёздочка»), базой технического обслуживания Архангельского тралового флота, ГК «Оптимист», Архангельской РЭБ флота. Кроме того, предприятия имеют возможность изготавливать комплектующие для судового оборудования, поставка которых сегодня ограничена.

«С учетом прогнозируемого роста количества судозаходов в морской порт Архангельск нам необходимо создавать дополнительные доковые и стапельные места, развивать производственные мощности по судоремонту, готовить квалифицированные кадры для отрасли. В ближайшее время такие предложения будут сформированы, и мы надеемся на серьезную поддержку со стороны федерального правительства», - добавил Александр Цыбульский.

Кстати, как позднее сообщил на форуме Анатолий ШИРОКОВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера, при поддержке и по дипломатичному настоянию сенаторов Минпромторг РФ предварительно одобрил обнуление НДС в условиях введения санкций в отношении работ по ремонту гражданских судов. В конце апреля — начале мая свой вердикт по этому вопросу должен вынести Минфин. Соответствующие изменения могут быть внесены в Налоговый кодекс РФ.

Для поддержки судоходных компаний

«Сегодня, когда мировой экономический порядок меняется, как никогда важно сформировать комплексный подход к развитию российской транспортной инфраструктуры. Что касается морских перевозок, он должен быть ориентирован в первую очередь на порты Арктики, на Севморпуть», - уверен губернатор Архангельской области.

В конце марта премьер-министр РФ Михаил МИШУСТИН подписал постановление о предоставлении из федерального бюджета субсидий на регулярные перевозки по Севморпути. Предусмотрены льготные тарифы для портов по линии СМП, но порта Архангельск среди них пока нет. Между тем каждый год на субсидирование таких перевозок решено выделять по 560 млн рублей. Эта тема стала одной из ключевых на панельной сессии форума «Порты Арктики».

Деньги будут направляться логистическим компаниям на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судов в порты. Резонно полагается, что это сделает перевозку грузов по Севморпути более выгодной и востребованной, поможет с северным завозом. Первые субсидируемые каботажные рейсы по СМП начнутся уже во второй половине 2022 года.

forum_porti_2022.jpg

Однако, как отметил модератор пленарной сессии - директор консультационной компании «Гекон», член научного совета при Совете Безопасности РФ Михаил ГРИГОРЬЕВ, пока критерии отбора портов и перевозчиков вызывают массу вопросов.

«Грузовые районы морского порта Архангельск интенсивно вовлечены в перевалку и обработку грузов, которые идут в Арктическую зону РФ по Севморпути. Архангельск занимает первое место по объему грузов, направляемых в АЗРФ, среди портов Северо-Запада. И я не могу от этого замечания удержаться. Меня больше всего восхитил пункт пять постановления, где расписаны требования к перевозчику: глаза карие, фамилия начинается на букву «эс», рост — 162 сантиметра… А если серьезно, то ледовый класс arc5, два крана по 60 тонн, 1300 контейнеров и 400 розеток. В нашей стране есть одно-единственное подходящее судно: оно называется «Севморпуть». В преамбуле от правительства, где обосновывается введение этих субсидий, сказано: для поддержки судоходных компаний. В Архангельской области есть прекрасные компании — Северное морское пароходство, «Эко Шиппинг», «Северный проект» и другие, которые работают на каботаж, - отметил Михаил Григорьев. - Вот как бы их поддержать за счет этого большого государственного «пирога»?»

По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, определенные шаги в этом направлении предпринимаются практически с момента опубликования постановления Правительства РФ. Тем более что этот документ готовился в несколько иных экономических условиях.

«Мы и, думаю, не только мы, но и многие наши соседи, которые не вошли в это постановление, обратились с просьбой о включении своего порта в программу субсидирования каботажных перевозок по Севморпути. Сегодня есть ощущение, что наши предложения услышаны, работа по внесению изменений в постановление запущена и порт Архангельск войдет в число портов, которые могут претендовать на такую господдержку», - рассказал глава региона.

Это подтвердил Гаджимагомед ГУСЕЙНОВ, заместитель главы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, участвовавший в форуме по видеосвязи.

«Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Росатомом в 2022 году запустит регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Мы сейчас работаем над включением всех портов, которые способны принимать суда типа лихтеровоза, на всем протяжении трассы. Это Архангельск, Тикси, Певек, Диксон, возможно, Магадан. Действительно, в ближайшее время в этой части постановление планируется дополнить», - пояснил Гаджимагомед Гусейнов.

Миллиард — на первом этапе

На форуме «Порты Арктики», в том числе и вне основной программы, шли деловые переговоры, заключались знаковые соглашения. Центральным событием первого дня стало подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Архангельской области и ООО «Портово-индустриальный парк «Онега». Документ (уже предметный, хотя и назван осторожно «декларацией о намерениях») завизировали глава региона Александр Цыбульский и председатель совета директоров компании Владислав БИРЮКОВ.

tsibul_i_birukov_onega.jpg

По сути, речь идет о создании специализированного портового комплекса для обеспечения грузоперевозок по Севморпути, включая все необходимые сервисные услуги. Проектом учтены многие логистические преимущества выбранной точки, включая выход к Белому морю, а затем и на Балтику, и на Севморпуть, железнодорожным путям и реконструкцию автотрассы Архангельск — Онега. Напомним, что компания-инвестор уже стала резидентом Арктической зоны России. Кроме того, Онежский район обладает правом представления преференций бизнесу как территория опережающего социально-экономического развития.

Как пояснил Владислав Бирюков, предполагаемый годовой грузооборот создаваемой портовой инфраструктуры составит 1-1,5 млн тонн с возможностью наращивания объемов до 4 млн тонн. На начальном этапе в проект планируется инвестировать более 900 млн рублей. Общий размер инвестиций (до 2030 года) оценивается в 32 млрд рублей - с учетом создания комплекса промышленных производств.

«Нас многое привлекло в Онеге. Помимо уже перечисленного — наличие свободных земельных участков, неограниченная береговая территория. При этом рядом - обжитой город со всеми ресурсами, благодаря которым будет легче начинать. Проект ориентирован прежде всего на нефтегазодобывающие компании, а также на экспорт товаров на азиатские рынки», - уточнил Владислав Бирюков.

По словам Александра Цыбульского, правительство области будет оказывать инвестору поддержку, чтобы проект мог быть реализован в максимально короткие сроки

«Приход нового инвестора – событие всегда значимое, в первую очередь для развития экономики нашего региона, тем более если речь идет о вложениях в такой крупный и стратегически важный объект, как морской порт, – подчеркнул глава региона. – Уже сейчас, на старте реализации этого проекта, очевиден его потенциал. Мы, со своей стороны, занимаемся и обеспечением транспортной доступности этой территории. Капитально ремонтируется, а по сути строится заново трасса Архангельск – Онега. Благодаря прямой поддержке Президента России этот проект полностью обеспечен финансированием на ближайшие два года. Портово-индустриальный парк «Онега» должен стать дополнительным системообразующим опорным элементом в развитии всего Севморпути, наряду с Мурманским и Архангельским транспортными узлами. Уверен: это будет способствовать укреплению экономических интересов России в Арктике».

Прямая речь

Гаджимагомед ГУСЕЙНОВ, заместитель главы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:

- Системным условием реализации проектов в Арктике является развитие Севморпути, стратегической задачей — создание на его базе нового транспортного коридора. В 2021 году зафиксирован очередной рекордный объем грузоперевозок по СМП — около 35 млн тонн. В 2024 году грузооборот должен достичь 80 млн тонн. Нам необходимо строить ледоколы, морские терминалы, создавать адаптированный флот снабжения, обеспечить безопасность судоходства, расширить наземную, в том числе портовую, инфраструктуру. Благодарю организаторов форума, губернатора Архангельской области за создание такой площадки, где мы можем обсуждать актуальные проблемы развития Российской Арктики и вырабатывать конкретные предложения по их решению.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей