Артём БОТЫГИН, фото автора | 26.05.2017 23:45:50
Дольщики, купившие квартиры во втором корпусе ЖК «Верона», вышли на митинг на площадь Ленина в Архангельске с требованием защитить их интересы. Областной бюджет от денег по швам не трещит, поэтому в региональном правительстве делают что могут: ищут инвестора, который согласится достроить проблемный дом. Должна ли вообще власть помогать людям в такой ситуации, какие для этого есть инструменты и что делать, чтобы обманутых дольщиков впредь не появлялось?
Кто-то может сказать, что люди сами отдали свои деньги неизвестно кому, поэтому сами же и виноваты, а государство здесь вроде бы и ни при чем. С этой точкой зрения не согласна заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по земельным отношениям и строительству Антонина ДРАЧЁВА.
«Государство обязано обеспечить условия для того, чтобы не создавалось подобных прецедентов. Соответственно, законодательно необходимо устанавливать такие правила игры, чтобы дольщики были защищены. С другой стороны, наверное, даже при совершеннейших законах могут возникнуть проблемы. В любом случае, если государство не смогло урегулировать поведение игрока на рынке долевого строительства так, чтобы не было ущерба для граждан, оно обязано им помочь», — считает Антонина Драчёва.
Само собой, такого мнения придерживаются и горожане, не получившие квартир. По их словам, власти «открыты к диалогу» и только. С 2014 года — когда вторая секция ЖК «Верона» уже должна была быть сдана — прошло много встреч и прозвучало много обещаний о завершении строительства, однако никаких действий не последовало.
«Какие могут быть действия? Ну, хотя бы предпринять меры для того, чтобы нашлись деньги, которые у нас фактически украли. Заставить застройщика завершить дом и предоставить нам квартиры. Если бы такая помощь была, мы бы не вышли на митинг. Мы готовы ждать и договариваться, только делайте хоть что-то!» — так пояснила свою позицию Мария ШЕКАЛОВА, заплатившая за квартиру в ЖК «Верона».
Таких, как она, — еще 33 семьи. Хватает в Архангельске и других объектов с аналогичными сложностями: начата работа по реанимации СПК «Соната» (ныне ЖСК «Московский»), брошенного в 2007 году недобросовестным застройщиком; в прошлом году в категорию проблемных попал ЖК «Ленинградский» (застройщик — ООО «Стройресурс»); ожидают расселения более 30 семей, пострадавших от маневров бывшего застройщика ЖК «Дом на площади» (ООО «2Ю», угловая пристройка на Выучейского, 98).
Последний, к слову, обещают сдать к концу 2018 года. По словам руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Александра МЕНЬКИНА, новый инвестор уже провел обследование объекта и подготовил корректировку проекта, чтобы продолжить строительство.
«Эффективный способ решения проблем обманутых дольщиков в условиях дефицита бюджета — выделять землю в Архангельске под последующее строительство тому, кто берет на себя функцию завершения проблемного дома. «Бонусный» кусок земли в таком случае предоставляется в аренду без проведения торгов. Для некоторых инвесторов это возможность получить вполне неплохой — не буду говорить лакомый — участок для возведения жилья или другого объекта. Нужно только найти заинтересованный бизнес, что, к сожалению, требует много времени», — отметил Александр Менькин.
Как пояснила Антонина Драчёва, этот способ, пожалуй, самый действенный при сегодняшней экономической ситуации. Самое сложное — найти способ передать инвестору землю. Земельный кодекс позволяется это делать только через аукцион. Спустя месяцы дискуссий было принято решение подготовить и внести изменения в региональное законодательство. В соответствии с ними завершение многоквартирных домов, жилые помещения в которых предполагается передавать гражданам, чьи средства были привлечены для строительства, отнесено к категории масштабных инвестиционных проектов.
«Я полагаю, что здесь нет никакой натяжки: масштабен не объем инвестиций, масштабна социальная значимость проблемы. Сейчас этот документ принят, и по нему уже можно работать. Идет процесс подбора земельных участков «в обмен» на достройку домов. Тоже непростая задача, но решаемая», — подчеркнула Антонина Драчёва.
Кроме того, на федеральном уровне активно обсуждается совершенствование способов обеспечения исполнения обязательств застройщиками по договору участия в долевом строительстве. Во время недавних парламентских слушаний в Госдуме РФ, где присутствовала областной депутат, шла речь об отказе от услуг страховых компаний в этих вопросах. Дело в том, что, как пояснила Антонина Драчёва, за все годы по стране не зафиксировано ни одного случая страховых выплат.
«К страхованию в свое время относились с большой надеждой в части защиты прав дольщиков. Были, конечно, опасения, что оно окажется слишком дорогим, и, к сожалению, так и вышло. Некоторые страховщики устанавливали низкий тариф, но их целью, скорее всего, было только получение страховых премий. Затем Правительством РФ был утвержден перечень компаний, которые могут страховать ответственность застройщика — это крупные финансово устойчивые организации. Но проблема не решилась: тарифы остались высокими, а при возникновении страхового случая чаще всего находятся причины, из-за которых выплаты не производятся», — рассказала Антонина Драчёва.
Сейчас появилось предложение вместо традиционного страхования создать федеральный компенсационный фонд. Ожидания примерно такие: все понемногу будут собирать деньги в этот фонд, страхуя свою деятельность и деятельность соседа. И если случится беда, то из компенсационного фонда затраты будут возмещены.
Звучит вполне понятно и надежно, если бы не несколько «но». Во-первых, в фонд будут поступать деньги со всей страны, и есть риск, что менее благополучные регионы будут «спонсировать» Москву и другие крупные города, где существуют большие стройки и такие же проблемы. Во-вторых, пока что не определен размер взносов. Разработчики закона говорят, что он составит 1% от общей стоимости строительства, но каким он будет на самом деле — неизвестно.
Застройщик не сможет привлекать средства граждан на строительство дома, если не внесет средства в компенсационный фонд. В случае обмана дольщиков на решение проблемы будут выделяться средства из созданного фонда. Очевидно, что это можно расценивать, как механизм защиты их прав.
«Как будет работать закон, зависит и от величины взноса в компенсационный фонд. Неопределенность в отношении его размера вызывает опасения у добросовестных компаний: кто-то потянет, кто-то нет. Но в любом случае это скажется и на стоимости квартир. К тому же размер взносов в фонд может меняться один раз в год в зависимости от конъюнктуры рынка - в случаях, когда прогнозируются выплаты из этого фонда и его нужно пополнять», — добавила Антонина Драчёва.
Все детали должны быть уточнены в подзаконных актах, которые обещают подготовить уже к рассмотрению законопроекта во втором чтении. Предположительно, в поправках должен появиться финальный размер страховых взносов, а также могут быть прописаны критерии установления размера этого платежа в зависимости от опыта застройщика, его кредитоспособности и других качественных показателей.
Фактически государство официально возьмет на себя функцию страховщика и при этом хотя бы получит источник средств на завершение строительства домов в интересах пострадавших дольщиков.