ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 09:46

Муниципальные контракты: в Архангельске откроется электронный магазин малых закупок


Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА | 15.07.2019 01:06:28
Муниципальные контракты: в Архангельске откроется электронный магазин малых закупок

В администрации Архангельска с 2017 года все закупки проводятся централизованно – силами управления муниципальных закупок, которое входит в состав департамента экономического развития. Это логично, экономисты должны контролировать, насколько рационально расходуется бюджет. О нюансах законодательства и о том, как складывается взаимодействие власти и бизнеса в Архангельске в рамках исполнения муниципальных контрактов, мы поговорили с директором департамента экономического развития Сергеем ЗАСОЛОЦКИМ.


– Сергей Валерьевич, как обеспечивается объективность отбора исполнителей муниципальных контрактов?

– В части закупок администрация города и бизнес взаимодействуют исключительно в рамках 44-го федерального закона. Мы проводим конкурентные процедуры, а заказчики работают с исполнителями уже в рамках заключенных контрактов. Зачастую в конкурсных комиссиях даже не присутствуют представители заказчиков. Это позволяет проводить достаточно объективный и непредвзятый отбор контрагентов.

– Сколько заявок от муниципальных заказчиков поступило в 2018 году?

– В течение прошлого года было рассмотрено 1 153 заявки, что втрое больше показателя 2017-го. Благодаря проведению торгов удалось сэкономить более 58 миллионов рублей. Однако кроме экономии мы еще и зарабатываем на закупках. Очень интересный случай был в июле прошлого года. Проводились торги, которые касались регулярных перевозок по маршрутам №5 и №15. Предприниматели не только снизили цену до нуля, но пошли дальше – стали торговаться за право заключить договор: бюджет города пополнился на два миллиона рублей.

– В каких сферах конкуренция особенно высока и где, наоборот, сложнее найти исполнителя контракта?

– Высокая конкуренция наблюдается в поставках распространенных видов продукции. На торгах бывает около десятка участников. Чем сложнее и уникальнее работа, тем конкуренция меньше. Например, в сфере буксирных перево­зок в период ледохода-ледостава или по дорожным ремонтам. Особенно остро стоит проблема отсутствия конкуренции по закупкам жилья для детей-сирот: много дополнительных сложностей для продавцов – сами торги, денежное обеспечение контракта. Проще продать квартиру частному лицу, чем муниципалитету.

– Где наиболее активно привлекается малый бизнес?

– В основном субъекты МСП занимаются поставкой продукции, благоустройством и содержанием территорий, ремонтными работами. Не менее 15% от совокупного годового объема закупок осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Ну а крупные предприниматели и компании чаще работают на содержании и ремонте дорог, поставляют программное обеспечение, занимаются речными перевозками пассажиров, строительством.

– С какими законодательными сложностями, ограничениями приходится сталкиваться при размещении заказа, проведении торгов, в дальнейшей работе с исполнителем?

– До недавнего времени больше всего сложностей вызывали длительные сроки проведения процедур. Это задерживало начало работ, яркий тому пример – укладка асфальта осенью. Но благодаря последним изменениям, внесенным в 44-й федеральный закон, ситуация изменилась к лучшему. Если раньше на заключение контракта в среднем уходил месяц, то сейчас мы планируем укладываться в две недели. Теперь все процедуры будут проходить быстрее.
Из минусов еще стоит отметить то, что качество исполнения контрактов не всегда на высоте. В таких случаях заказчикам приходится применять меры ответственности.

– Как ведется претензионная работа? Часто ли пользуетесь таким инструментом, как включение в реестр недобросовестных поставщиков?

– Сейчас есть порядка 50 контрактов, по которым у сторон имеются претензии. Заказчиков не устраивает качество работ, поэтому они снижают суммы платежей. Подрядчики встречно доказывают свою правоту. Да, время от времени приходится вносить недобросовестных контрагентов в реестр. Основные причины: умышленный срыв закупки и уклонение от заключения договора.

– Как предпринимателю быстрее и удобнее узнать, могут ли его товары, услуги потребоваться муниципалитету?

– Основной источник такой информации – Единая информационная система в сфере закупок. Любой желающий может зайти на сайт zakupki.gov.ru и увидеть потребности тех или иных заказчиков. Кроме того, уже в этом году у нас появится электронный магазин малых закупок. На данный момент, по сути, кроме заказчика и конкретного контрагента никто не знает, как проводятся закупки без конкурсных процедур. Для обеспечения их прозрачности и будет открыт этот магазин. К примеру, захотела школа приобрести 10 коробок офисной бумаги для своих нужд. Это будет стоить, скажем, 15 тысяч рублей. Школа в упрощенном порядке разместит в этом магазине свой запрос, и предприниматели смогут предложить ей свои цены и условия.

– Когда этот сервис начнет работу?

– Мы планируем запустить его уже в этом году. Сейчас готовим нормативно-правовую базу, затем будем проходить согласования. Электронная платформа уже готова. Будем подключать наших заказчиков. Также и сами предприниматели смогут размещать в этом магазине свои предложения по продукции и услугам.

– Какие еще положительные моменты, успешно реализованные мероприятия вы можете отметить?

– В прошлом году у нас состоялись две конкурсные процедуры, уникальные для России. С 2017 года мы практикуем совместные закупки, когда несколько заказчиков выходят на одну процедуру, закупают единый вид товара совместно. Это позволяет снизить его цену и привлечь большее количество участников. В прошлом году мы провели две таких закупки: в одной было 39 заказчиков, в другой – 90. В рамках этих закупок мы заключали энергосервисные контракты. Проведя анализ в единой информационной системе, выяснили, что Архангельск занимает лидирующие позиции среди российских городов по этому показателю. Случай уникальный. Сейчас контракты исполняются.

Позитивной практикой стало проведение обучающих семинаров для наших заказчиков. Это позволило не только повысить уровень их квалификации, но и существенно экономить бюджетные средства. Отрадно также отметить, что опытом проведения закупок уполномоченным органом заинтересовались другие муниципальные образования, в том числе за пределами Архангельской области. Это, безусловно, свидетельствует о высоком профессионализме наших сотрудников.

Цитата

  • «Благодаря проведению торгов в 2018 году удалось сэкономить более 58 миллионов рублей. Однако кроме экономии мы еще и зарабатываем на закупках. Очень интересный случай был в июле прошлого года. Предприниматели не только снизили цену до нуля, но пошли дальше – стали торговаться за право заключить договор: в итоге бюджет города пополнился на два миллиона рублей».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей