ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 08:34

Глас вопиющих киоскёров


Владимир ВОЛОДИН, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства | 26.10.2012 05:33:45

alt

Законопроект Минздрава, запрещающий торговлю табачной продукцией в киосках и небольших магазинах площадью менее 50 квадратных метров, будет внесен в Госдуму в начале ноября. О последствиях принятия этого документа для малого и среднего бизнеса говорили на Пушкинской площади столицы еще весной: запретят продавать  табак и пиво - малый бизнес вымрет. Уже тогда звучала цифра возможных потерь - 500 тысяч человек лишатся работы. В начале октября ее официально повторили на съезде движения «Коалиция киоскеров».

Киоскеры написали петицию на имя президента и премьера, где обращают внимание высших должностных лиц государства на три самых главных дискриминационных фактора: правила размещения нестационарных объектов, дефицит торговых площадей и, как следствие, рост арендных ставок, а также сокращение перечня товаров, разрешенных к реализации. По мнению делегатов съезда, если первые два фактора являются мощным административным барьером для ведения и тем более развития бизнеса, то последний обернется настоящей катастрофой. 

Конечно, очень печально, что основой отечественного малого бизнеса стала розничная торговля. Но с этим уже ничего не сделать, тем более что, несмотря на все камлания и заклинания, инновационный и вообще высокотехнологичный малый бизнес почему-то не спешит развиваться и занимать ведущие позиции. Ну не хотят наши предприниматели становиться Биллами Гейтсами и Стивами Джобсами. Возможно, атмосфера не та, возможно, что-то с головами. А вот торговля в нестационарных торговых точках идет на «ура». И как ни выжигают ее каленым железом федеральных законов и местных постановлений, а добить пока не смогли.

Вы помните, господа, «лихие» 90-е? Когда еще не было «Пятерочек» и «Перекрестков», «Ашанов» и прочих «Реалов»? Тогда все необходимое для обеда, завтрака и даже ужина веселой компанией покупалось на ближайшем углу, где киоски стояли рядами. Тут и коньяк «Метакса», явно разлитый в ближайшем подвале, и водка «Терминатор» - для людей с железным здоровьем и стальными нервами. Разнообразные виды ликера «Амаретто», которые, скорее всего, изготавливались где угодно, только не в Италии. Невиданные дотоле импортные колбасы, больше похожие на спрессованный фарш, китайские сосиски, которые могли раствориться на сковородке без следа. Все это завозилось неизвестно откуда, как правило, без каких бы то ни было сертификатов (или с сертификатами, вызывавшими самые серьезные подозрения), а потом перекочевывало в киоски и расхватывалось здесь в любое время дня и ночи людьми, еще недавно не представлявшими себе, что такое изобилие вообще возможно.

Потом на киоски свалились две напасти: резкое укрепление чиновничьих позиций и появление торговых сетей. Первые начали работать в пользу вторых. Нет, разумеется, разнообразные мелкие бюрократы из органов местного якобы самоуправления и низшие чины силовых структур не брезговали крышеванием ларьков. Но как можно было противостоять лоббистским возможностям крупных торговцев?

И вот сначала принимается закон, запрещающий торговать в ларьках крепкими спиртными напитками. Учитывая процент «паленых» водки и коньяка, продававшихся там, это было более-менее справедливо. Однако затем началась административная борьба с ларьками, сопровождавшаяся очень жесткой и неравной конкурентной борьбой с торговыми сетями. В итоге большинство продуктов из киосков исчезло. Сейчас в них можно найти в основном кое-какую выпечку, хлеб, не всегда свежий, цветы, фрукты да разнообразные мелочи: воду, шоколадки, печенье, чипсы и тому подобное.

Двумя опорами мелких торговцев оставались пиво и табак. Увы, летом этого года вступил в действие запрет на продажу слабоалкогольных напитков в киосках. Он должен убрать из киосков пиво. А подготовленный Минздравом проект Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает торговлю табачной продукцией в киосках и небольших магазинах площадью менее 50 кв. м.

Как отмечают эксперты, сигареты и пиво составляют значительную часть в ассортименте киосков и маленьких магазинов. Запрет на их продажу сократит выручку малого бизнеса, но самое главное - приведет к массовому оттоку покупателей в крупные супермаркеты.

«Наши клиенты будут продолжать покупать пиво и сигареты, но уже в крупных магазинах, где им будет удобнее приобрести и все остальные товары. В результате это приведет к закрытию нескольких сотен тысяч небольших торговых объектов по всей стране и увольнению огромного числа занятых в этом бизнесе людей. 165 тысяч человек, подписавших обращение к президенту и премьер-министру РФ, заслуживают того, чтобы их голос был услышан»,- говорит координатор движения «Коалиция киоскеров» Владлен МАКСИМОВ.

Понимают ли представители исполнительной власти, проталкивающие один за другим законы, направленные на уничтожение малого торгового бизнеса, что они делают? Безусловно, понимают. В мае министр здравоохранения Вероника СКВОРЦОВА заявила: «Речь не о том, что мы ущемляем какие-то права малого и среднего табачного бизнеса. Мы за то, чтобы этого бизнеса не было вообще». Как говорится, коротко и ясно.

А вот как видит ситуацию руководитель департамента торговли и услуг города Москвы Алексей НЕМЕРЮК: «С нового года в Москве будет запрещена продажа крепких спиртных напитков, пива, а также напитков на его основе в нестационарных торговых объектах (площадью менее 50 кв. метров). Нельзя будет торговать этой продукцией и в ночное время (в столице с 23:00 до 08:00). Этот запрет не распространяется на кафе, пабы и рестораны. Сегодня по новой схеме размещения в Москве установлено около 10 тысяч нестационарных объектов. Из них примерно в половине реализуются продовольственные товары. Можно предположить, что от 4 до 5 тысяч объектов продают пиво. В первое время после вступления в силу запрета закроется часть торговых палаток, получавших основную прибыль от продажи пива».

Столичный чиновник открыто признает: для многих предпринимателей это будет ударом, и не исключено, что процент вынужденных закрыться палаток дойдет до 50% от их общего количества. Зато, считает Немерюк, запрет на продажу пива в палатках приведет к снижению арендных ставок на право размещения нестационарных торговых объектов, определяемых на торгах: «Высокие цены на аренду держались в основном за счет возможности продажи пива. Будем надеяться, что эти цены снизятся». Также чиновник полагает, что в городе появится больше объектов мелкорозничной торговли, которые будут заниматься реализацией социально значимых товаров. Какие социально значимые товары начнут срочно продавать воспользовавшиеся гибелью конкурентов оставшиеся киоскеры? И откуда возьмутся эти счастливчики?

Летом на одном «круглом столе» предпринимателей представители крупных торговых сетей высказали достаточно определенное мнение: в то время, когда независимым представителям малого бизнеса запрещается все, что только можно, ларькам, имеющим чиновничью или правоохранительную крышу, разрешается все, включая ночную торговлю водкой. Об интересах этого бизнеса радеет г-н Немерюк?

Владлен Максимов уверен: «Если сейчас не остановить эти дискриминационные процессы и не дать малому бизнесу твердые права на существование, то в ближайшей перспективе начнет вымирать не только малый бизнес, но и часть отечественных производителей, для которых малые форматы торговли являются единственным возможным каналом сбыта». Впрочем, что большим людям, придумавшим законы, уничтожающие малый торговый бизнес, интересы всякой мелочи, у которой не хватит денег на нормальную «благодарность»? Гнать их всех поганой метлой! Пусть живут и процветают те, кто может быть полезным разнообразным бюрократам.

 А несчастные киоскеры в резолюции своего съезда отмечают:

  • полное отсутствие реального интереса государства к проблемам малого и микробизнеса в торговле, присутствие «советской» риторики по отношению к малым торговым форматам;
  • использование ограничительной активности вокруг нестационарных торговых точек с целью создать «шумовую завесу» для прикрытия нежелания или невозможности решать реальные экономические и социальные проблемы; 
  • отсутствие у малых предпринимателей в торговле твердых прав;
  • отсутствие системных государственных решений по преодолению катастрофического дефицита торговых площадей и снижению арендных ставок;
  • необоснованную дискриминацию мелкой розницы и малых магазинов по отношению к крупным торговым предприятиям, ухудшение конкурентной ситуации в торговле;
  • принудительное исключение из ассортимента предприятий именно мелкорозничной торговли и малых магазинов различных групп товаров, при сохранении таких групп в ассортименте более крупных конкурентов;
  • отсутствие переходного периода для представителей именно мелкорозничной торговли при введении всякого рода ограничений;
  • отсутствие перспектив для малых и начинающих предпринимателей.

И ссылаются на опыт развитых стран. Но опыт развитых стран в чиновничий карман не положишь. Как не заставишь чиновников реально бороться с пьянством и курением. Так что останется обращение киоскеров гласом вопиющего в пустыне. И те самые 500 тысяч человек могут уже сейчас задуматься о своем будущем. И надеяться на доброго дядю где-то на самом верху не стоит. Прочее каждый может додумать самостоятельно.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей