Артем БОТЫГИН | 16.09.2016 22:05:58
Новый мост через реку Охтому глава Пинежского района Александр ХРОМЦОВ называет не иначе как «дорогой жизни». Этот мост нужен и лесным предприятиям, и всем местным жителям – чтобы попасть из райцентра в Архангельск. Обычно такие объекты становятся предметом больших споров – кто же за них должен платить: власть или бизнес? В этот же раз обошлось без долгих обсуждений: мост через Охтому возвели всего за три месяца, и 9 сентября он был официально открыт.
Направление от Карпогор до Архангельска активно используется для транспортировки леса Группой компаний «Титан», поэтому она и стала спонсором строительства нового моста. Старый мост, к слову, остался стоять в нескольких метрах, но вскоре будет разобран. Он был возведен в середине 80-х, за тридцать с лишним лет отжил свое и стал аварийным. Однако по-прежнему использовался, потому что оставался единственным связующим звеном между районным центром и областным.
Дорога жизни
Строительство нового моста стало возможным благодаря социальному соглашению между ГК «Титан» и Правительством Архангельской области. Согласно этому документу, предприятие платит так называемый надбавочный коэффициент – 1,7 – за каждый арендованный кубометр леса. Дополнительные средства могут быть использованы на любые социально значимые проекты.
«Когда губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ впервые приехал сюда и увидел, в каком состоянии находится старый мост, он дал поручение найти возможность построить новый. Поэтому ввод в эксплуатацию этого моста – грандиознейшее событие, которое важно для всех жителей Пинежского района. Если бы мост не был построен в рамках социального партнерства между властью и бизнесом, у нас были бы большие проблемы по доставке продуктов питания и просто с проездом для граждан. Это первый опыт на территории Пинежского района, когда мы строим такие крупные объекты. И его обязательно нужно продолжать. Аварийные мосты в районе еще есть», – отметил глава Пинежского района Александр ХРОМЦОВ.
По словам Александра Хромцова, Пинежский район в ГК «Титан» считают родным: всегда помогают в организации крупных праздников, предоставляют биотопливо для местных котельных, и строительство нового моста – очередной пример, когда власть и бизнес, объединившись, делают общее дело для населения.
Новый мост через Охтому был построен силами сотрудников Усть-Покшеньского леспромхоза, входящего в состав ГК «Титан». Сводный сметный расчет показал, что новый мост должен обойтись почти в 16 млн рублей, но в связи с тем, что предприятие работало хозяйственным способом, затраты были снижены до 11 млн рублей. Несмотря на то, что покрытие моста деревянное, по заявлениям строителей, сооружение выдержит любую нагрузку без ограничений.
«Три года назад губернатором была поставлена задача принять направление на Карпогоры в единую собственность. Раньше здесь было несколько собственников: МО «Пинежский район», «Холмогорский район», где-то участки были на обслуживании лесопромышленных компаний. Открытие нового моста через Охтому – предпоследний шаг к тому, чтобы полностью передать этот участок дороги региону. Таким образом, мы замыкаем все направление, и «Архангельскавтодор» будет единолично им заниматься», – пояснил руководитель дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаил ЯКОВЛЕВ.
.
Михаил Яковлев также отметил, что в сегодняшних сложных экономических условиях регион получает всего 20% финансирования от требуемого. Это значит, что необходимо определять приоритеты в расходовании средств. 88% автомобильных дорог в Архангельской области находится в неудовлетворительном техническом состоянии. То есть объектов, куда стоит приложить усилия, более чем достаточно. В рамках государственной программы по развитию транспортной инфраструктуры Архангельской области определены все приоритеты до 2022 года; в ней указано, какие объекты будут реконструированы, какие – построены.
Мост через Охтому находился за рамками этой программы, поэтому только благодаря сотрудничеству правительства региона и ГК «Титан» он построен очень быстро.
«Мы понимаем, что на данном участке проводится вывоз леса, поэтому крайне важно, что здесь будет находиться современное сооружение. Конечно, хочется, чтобы объекты были капитальными, но тогда потребуются совершенно другие суммы. Железобетонный мост обошелся бы в 2,5 раза дороже. А тот мост, который мы сейчас видим, хоть и исполнен в деревянном виде, но дерево пропитано специальными антисептиками, что позволит продлить срок его эксплуатации. Несущие конструкции сделаны из металлических балок. Мост надежный и минимум 25-30 лет выстоит. Главное то, что проект реализован», – добавил Михаил Яковлев.
Социально ответственные – вне очереди
Соглашения о социальном сотрудничестве с Правительством Архангельской области подписаны у многих крупных компаний, которые работают как в лесопромышленной, так и других отраслях. В рамках таких отношений в регионе строятся дороги и другие социально важные объекты. По мнению председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по природопользованию и лесопромышленному комплексу Александра ДЯТЛОВА, областные депутаты и правительство региона должны уделять особое внимание таким предприятиями, как, например, ГК «Титан», которые в полной мере выполняют свои социальные обязательства.
«Эти предприятия должны в первую очередь поддерживаться региональным правительством, когда мы будем рассматривать новые приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Именно такие компании должны наделяться лесфондом. Самое главное, что плодами совместной работы будет пользоваться и местное население. Мы помогаем предпринимателям решать вопросы, которые у них возникают, а они берут на себя социальную ответственность – это очень хорошее обоюдовыгодное сотрудничество», – считает Александр Дятлов.
Но развитие инфраструктуры для предприятий – это не только создание более комфортных условий для своей работы и благотворительности. В процессе модернизации производства в собственности бизнеса появляется суперсовременная техника, которая стоит по 200-300 тысяч евро за единицу, и работать на ней могут лишь высококлассные специалисты. Чтобы их удержать, необходимо не только платить хорошую зарплату, но и обеспечивать комфортные условия жизни, чтобы семьи этих специалистов тоже захотели остаться здесь. Постепенно все крупные предприятия придут к тому, что на территории реализации инвестиционных проектов необходимо параллельно обустраивать инфраструктуру для рабочих, уверен Александр Дятлов.
«ГК «Титан» очень динамично развивается, сегодня мы строим третий по счету лесопильный завод в Архангельске, появляются новые лесозаготовительные предприятия, рас-тет лесосырьевая база. Это накладывает на нас определенные обязательства по выполнению данных ранее обещаний. Пинежский район стратегически важен для нас, потому что здесь расположены базовые предприятия, входящие в холдинг. Одним из ключевых направлений деятельности нашей компании является развитие инфраструктуры и улучшение качества жизни в тех районах, где мы присутствуем. Реализация новых проектов станет серьезным импульсом для развития как нашего предприятия, так и Пинежского района, а также региона в целом», – уверен директор ГК «Титан» Алексей КУДРЯВЦЕВ.
Чтобы лес не «улетел»
Благотворительный потенциал ГК «Титан» зависит от количества арендуемого леса, а социальные проекты, которые будут полезны и жителям региона, и самому предприятию, определяются путем многосторонних переговоров между экспертами холдинга, представителями местной и региональной власти и областными депутатами. В таком составе после открытия моста через Охтому прошло совещание в поселке Ясный на базе Усть-Покшеньского леспромхоза. Основной темой встречи стало обсуждение развития логистики в Архангельской области на примере государственно-частного партнерства с ГК «Титан».
В этом году группа компаний проинвестировала в Пинежском районе строительство еще одного моста – через реку Ежугу, который, по словам главы района, уже готов на 99% и будет сдан к концу октября.
Помимо прочего, в районе есть еще много проектов, где пригодилась бы помощь ГК «Титан». Например, необходимо обновить и объездную дорогу до Карпогор. Сейчас она используется леспромхозом в течение зимы. Цена проекта – порядка 130 млн рублей. Годовой бюджет на социальные проекты у ГК «Титан» – около 70 млн рублей.
«Требуемый объем инвестиций по развитию территорий присутствия ГК «Титан» в регионе – около 500 млн рублей. У нас было не одно совещание в правительстве по рамочному соглашению. Оно подразумевает двусторонний подход к реализации проектов: это будут не только наши средства, но и средства областного бюджета. В рамках государственно-частного партнерства мы готовы претворять в жизнь большие и продолжительные по времени планы», – напомнил Алексей Кудрявцев.
Помимо недостатка сырья, лесные компании испытывают и другие трудности: экологические организации грозят наложить мораторий на часть расчетной лесосеки. Александр Дятлов пообещал, что уже в сентябре в рамках правительственных слушаний этот вопрос будет обсуждаться региональными депутатами.
Таким же сложным вопросом, который можно решить уже только на федеральном уровне, остается тема сезонных ограничений на дорогах общего пользования. Лесной бизнес утверждает, что компании приобретают современную дорогую технику, нагрузка по осям на которой распределена равномерно, и даже полный лесовоз не наносит большой вред трассам. Кроме того, зимой почва промерзает, и, как отмечают руководители лесных предприятий, в это время дорога меньше подвержена износу.
Как считает Михаил Яковлев, проблема в том, что Архангельская область – очень крупная по площади, и в разных частях региона температура может отличаться на 10 граду-сов, а о сезонных ограничениях дорожное агентство должно предупреждать за месяц.
«Мы как специалисты понимаем, что воздействие на дорогу оказывает не общая масса находящегося на ней лесовоза, а нагрузка на одну ось. Поэтому надеемся, что когда-нибудь будет принято решение отойти от такого понятия, как общая масса», – прокомментировал Михаил Яковлев.
В рамках существующего законодательства, даже если предприятие само построит трассу, рассчитанную на большие нагрузки, по ней все равно нельзя будет ходить лесовозам тяжелее 44 тонн, если построенную дорогу отнесут к категории общего пользования. Такой позиции придерживаются и в Росавтодоре, и в Министерстве транспорта РФ.
«С учетом транспортных проблем АЦБК всерьез прорабатывает вопрос использования дирижаблей для перевозки древесины» – такой шуткой, в которой, по всей видимости, есть и доля правды, завершил совещание заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Архангельский ЦБК» Юрий ТРУБИН.
Прямая речь
Александр ХРОМЦОВ, глава Пинежского района:
– Отдельно хотел бы поблагодарить областных депутатов Станислава ВТОРОГО и Сергея ЭММАНУИЛОВА за их вклад в то, чтобы этот мост появился, «Архангельскавтодор» и работников Усть-Покшеньского леспромхоза – за тот вклад, который был сделан для всех пинежан. Для нас это – дорога жизни: если бы мост не был сделан, а аварийный – упал, не знаю, что нам пришлось бы делать. Надеюсь, это не последний совместный проект, работы много – хватит всем на долгие-долгие годы.
Станислав ВТОРЫЙ, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам:
– Открытие нового моста – знаковое событие, потому что этот мост возвел бизнес. Это уже становится приятной закономерностью, когда предприятие возводит объекты соцкультбыта, которыми пользуется не только оно само, но и все граждане. Строительству моста предшествовали разговоры, убеждения, опасения, потому что речь шла о серьезном инженерном сооружении, которое стоит миллионы рублей. Но все осталось позади – власть и бизнес нашли общий язык, поэтому сегодня мы можем констатировать тот факт, что сдается очень важный объект. Хотелось бы отметить высокий уровень профессионализма специалистов ГК «Титан» и их понимание того, как необходимо выстраивать сотрудничество.
Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по природопользованию и лесопромышленному комплексу:
– Мы много говорим о том, какую социальную нагрузку должны нести крупные компании, работающие в регионе: строить дороги или мосты, выполнять какие-то инфраструктурные обязательства и так далее. И сегодня мы стали свидетелями того, что эти обязательства реально исполняются. Я считаю, что мы со своей стороны тоже должны поддерживать компанию, чтобы она была обеспечена лесным фондом и могла работать и дальше, а значит – продолжать создавать новые социальные объекты.
Михаил ЯКОВЛЕВ, руководитель дорожного агентства «Архангельскавтодор»:
– Сотрудничество с крупными компаниями региона каждый год набирает новые обороты. Хотелось бы, может быть, как-то собрать все пожелания жителей Пинежского района и определить приоритетные проекты, чтобы реализовывать их в рамках одного рамочного договора.