ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 07:49

Бизнес ищет лобби


Андрей ПЕРЦЕВ. Фото: Артем КЕЛАРЕВ | 18.03.2011 08:59:07

Малому и среднему бизнесу постоянно приходится защищаться: то от произвола чиновников, то от странных (а иногда прямо вредных для бизнеса) законодательных инициатив. Однако большинство предпринимателей предпочитает бороться с неприятностями поодиночке, кто-то присоединяется к «ОПОРЕ России». Собственной же крупной ассоциации бизнесменов в Архангельской области нет.

 

На федеральном уровне ассоциаций по защите малого и среднего бизнеса, объединений предпринимателей вполне достаточно. Но региональные отделения открывают не все. Пожалуй, наибольшее количество представительств есть у «ОПОРЫ России».

В центре густо, в глубинке пусто…

«Объединения, которые работают, которые лоббируют интересы предпринимателей, к сожалению, малочисленны.  Лишь малая часть предпринимателей объединена и солидарно действует в рамках этих объединений. Так, ассоциация, которую я возглавляю, насчитывает 100 тысяч из миллиона с лишним предпринимателей. Если бы была организация, включавшая в себя миллион предпринимателей, готовых в едином порыве защищать свои права, наверное, на нее обратили бы внимание. Сейчас же сложилась ситуация парадоксальная: различных ассоциаций много, но именно поэтому в них народ не вступает», - констатирует президент  Российской ассоциации развития малого предпринимательства Валерий ИОФФЕ.

Добавим, что Валерий Иоффе затрагивает лишь один аспект проблемы: организаций и ассоциаций много на федеральном уровне. На региональном и тем более муниципальном их почти нет. И нет их вовсе не потому, что у предпринимателей разбегаются глаза, какую бы федеральную ассоциацию для вступления выбрать, а потому, что создавать их просто боятся.

Обидел губернатора – прощайся с бизнесом?

«Малый или средний бизнес очень зависим от местной или региональной власти. Административных рычагов достаточно: от помещений или земли, предоставляемой в аренду, до проверок различных органов. Любой опытный предприниматель прекрасно знает: если ты чем-то обидел главу поселения, района и тем более губернатора, то твой бизнес может исчезнуть через несколько дней», - объясняет руководитель Архангельской региональной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей АНТУФЬЕВ.
Слово «обида» в этом случае может трактоваться максимально широко: люди во власти у нас обидчивые. Задеть их может и создание ассоциации, которая всего-то будет требовать соблюдения прав предпринимателей и открыто заявлять о своих проблемах. В большинстве случаев для бизнесмена проще откупиться от чиновников, стерпеть повышение арендной платы, чем открыто выступить против администрации и тем более позвать за собой коллег. Вот главная причина того, что на местном уровне предприниматели не консолидируются под знаменем общественного движения. Самые активные и смелые могут вступить в отделение федеральной организации. Но и в этом случае дело обстоит не так просто.

Начинаем с войны

«Почти всегда работа отделений «ОПОРЫ России» в районах начинается с войны с местной властью. Однако постепенно отношения власти и бизнеса удается выстраивать», – говорит Сергей Антуфьев.

Относительный успех «ОПОРЫ» в районах области он объясняет частыми выездами в глубинку, изданием информационных материалов и уже сложившимся имиджем организации, которая умеет вести диалог и отстаивать свое мнение. По словам Антуфьева, предприниматели предпочитают присоединиться к федеральной структуре исходя из тех же опасений за свое дело.
«Думаю, что если бы чисто региональная организация начала бодаться с губернатором, то существовала бы она недолго. У федеральной структуры в наших условиях больше возможностей для защиты своих членов и себя самой», - считает Сергей Антуфьев.

Беда объединяет

Предприниматель из Архангельска Иван КАЗИЕВ придерживается несколько иной точки зрения на низкую общественную активность бизнесменов.
«У большинства банально нет времени», - делится размышлениями Иван.
По его мнению, для создания эффективного объединения перед предпринимателями одной сферы деятельности должна возникнуть общая проблема.
«Сейчас, например, меняется законодательство в сфере наружной рекламы. Работать станет почти невозможно, вот те, кто занимается «наружкой», и объединились: в регионе достаточно активно работает НП «Сообщество операторов наружной рекламы Архангельской области». Мы с несколькими коллегами из разных сфер делали попытку создать некую ассоциацию, но это было, скорее, просто взаимовыгодным сотрудничеством: поставщик строительных материалов, например, продавал эти материалы строителю», - вспоминает Иван.

Вне политики

Между тем в той же Европе региональные предприниматели не только объединяются в ассоциации, способные выдвигать требования властям, но и идут в политику, создавая партии и избирательные объединения.
В России таких партий фактически нет, а возможности создавать избирательные объединения и идти в их составе на региональные выборы лишила федеральная власть.
«Сейчас партию предпринимателей снизу создать невозможно, это объективные условия. С другой стороны, в уже зарегистрированных партиях у малого и среднего бизнеса тоже не очень широкий простор для действия. Так что пока защита интересов предпринимательства идет в крупных ассоциациях. Конечно, крупный бизнесмен может прийти в политику, но это уже будет защита личных, а не корпоративных интересов», - подчеркивает Сергей Антуфьев.

Герои будут бороться

В России сейчас сложилась такая ситуация, когда борьба за свои права может стать намного дороже, чем некоторые уступки действиям чиновников. Проще плюнуть и согласиться с повышением налогов, чем как-то с ним бороться, выходить на улицу и заслужить у местной власти репутацию политически неблагонадежного.
Проще откупиться от проверки, чтобы не потерять весь бизнес. Поэтому вместо того, чтобы заявлять о проблемах во весь голос, предприниматели пытаются договариваться с властью. Пока лоббист интересов бизнеса – это не жесткий политик или общественник из предпринимательского сообщества, а умелый переговорщик. Успешна ли эта стратегия? Опять же, пока – да. Но с каждым годом проблем у предпринимателей становится все больше, власть, конечно, идет на некоторые компромиссы, но бизнесмены, в итоге, уступают еще больше. А чем меньше у человека остается прав, тем яростнее он за них борется.


 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил СИЛАНТЬЕВ, экс-депутат облсобрания, председатель совета Архангельского регионального отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кредитных кооперативов России:

- Любой предприниматель в России – герой-одиночка, но он предпочитает бороться с системой сам, без соратников, даже если они не являются конкурентами по бизнесу. Когда коммерсанты объединяются - это показатель нездоровья общества: как же надо допечь их героическую натуру, чтобы одиночкам пришлось, преодолев себя, выступать единым фронтом!
Неудивительно, что многие предпочитают вступать в организации уже устоявшиеся. Почему люди идут, например, к «ОПОРЕ России»? «ОПОРА» грамотно занимается пиаром, имеет на это средства и умеет договариваться с властями, но самое главное, у «ОПОРЫ» сегодня хорошие руководители - живые и активные, решающие на порядок больше вопросов, чем иные профессионалы, работающие в этой сфере... На мой взгляд - это одна из кадровых ошибок руководства ЕР, что депутатами от партии не являются руководители «ОПОРЫ России»!
Я сейчас выстраиваю работу фермерской ассоциации и вижу, что  бизнес готов поддержать своих лоббистов, но культуры финансирования у нас нет. В итоге, получается порой следующее: на словах просят - «решите нам такие-то вопросы - и мы будем работать лучше», однако оплатить работу лоббиста многие не готовы. Почему-то все считают, что работники общественных организаций не хотят кушать… Встречается и такая позиция: «Вот решите вопрос - а мы уж потом вам за это на членские взносы скинемся». Но потом обещания забываются, и буквально на следующий день тот же бизнесмен на новом авто приезжает к тому же самому лоббисту-общественнику с новой просьбой, но опять без членского взноса.
Нет культуры оплаты услуг: «кидальческая» психология 90-х не изжита бизнес-сообществом. Пока в дело не вступят нормальные профессиональные лоббисты - бизнес будет мучиться! Лоббист - это не один из коммерсантов, которые так любят перекочевывать в руководящие кабинеты, это - профессионал-общественник, живущий на членские взносы своей организации!





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей