ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Банки берут продвижением


Виктор ОРЕФЬЕВ | 15.04.2011 08:17:05

Весна создает условия для роста, в том числе и на банковском рынке. Несмотря на  осторожные прогнозы экспертов, индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса в марте вырос на 6%, достигнув 197 баллов. Положительная динамика обусловлена в первую очередь улучшением показателей качества консультирования и продаж, ростом маркетинговой активности.

 

Таковы данные исследования, представленные Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства и консалтинговой компанией "Финист».
По данным экспертной оценки, основной вклад в динамику индекса внесли улучшения, предпринятые банками на фронте консультирования клиентов. Ряд банков, ранее находившихся в аутсайдерах по данному блоку вопросов мониторинга, неожиданно исправились и даже попали в лидеры (Промсвязьбанк, АК Барс, Номос-банк).

Доля банков, выражающих активную заинтересованность в кредитовании малых предприятий, впервые с начала мониторинга превысила 50%. Банки еще не решили вопроса с размещением избыточной ликвидности и, по-видимому, все менее осторожничают.
В 2010 году основным объектом конкуренции были те клиенты, которые успешно прошли кризис и даже увеличили бизнес – сохраняя жесткие требования к клиентам, банки активно боролись по процентным ставкам.
В 2011 году акцент будет смещаться на тех клиентов, которые просто выжили и продолжают работать, пусть и после реструктуризации юридической структуры бизнеса. Заметно снижение требований к сроку деятельности компаний, увеличивается число беззалоговых кредитов, кредитов под залог товарно-материальных ценностей.
Собственно и активность банковских менеджеров направлена именно на эту группу клиентов, многие из которых в период кризиса приобрели негативный опыт работы с банками и теперь сторонятся кредитования. Именно их нужно сейчас убеждать, что кредитование доступно.

Впрочем, нужно отметить, что и кредитная политика, вопреки ожиданиям, все-таки стала чуть мягче. Ожидавшегося в начале года повышения ставок по вкладам не произошло, наоборот, в апреле ставки в очередной раз упали, поэтому, несмотря на рост ставки рефинансирования, индикативные ставки кредитования в мартовском мониторинге снизились на 1%. Кроме того, ряд банков уменьшил дисконты, применяемые при оценке залогов, что также не в последнюю очередь определяет доступность кредитов.

Прошлогоднее весеннее ралли плавно перешло в стагнацию, продолжавшуюся и в третьем, и в четвертом квартале 2010 года. Тенденция снижения ставок затухла, а в начале 2011 года стал намечаться разворот в сторону их повышения из-за изменения ставки рефинансирования. Поэтому в конце 2010 года – начале 2011 года активность банков была направлена на оптимизацию продуктовых линеек, маркетинговую поддержку продуктов для малого бизнеса, а также на улучшение уровня консультирования по первичным обращениям клиентов.
Данные ЦБ РФ в начале года зафиксировали сокращение объема задолженности малых предприятий по сравнению с декабрем 2010 года, хотя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост все равно составил более 9%. Неприятно удивили цифры по просроченной задолженности, которая вновь выросла, достигнув 9,9% от портфеля кредитов (максимальные значения с апреля 2009 года).

По итогам мартовского мониторинга лидерство перешло к Промсвязьбанку (266 баллов), который весь 2010 год держался на почтительном удалении от лидеров, несмотря на то, что предлагал широкую линейку кредитных программ для малого бизнеса и являлся неизменным лидером по маркетинговой активности. В марте банк показал высокий уровень консультирования клиентов (это было одно из слабых звеньев банка) и смог вырваться на первую позицию.
На втором месте оказался банк Уралсиб, немного подтянувший уровень консультирования клиентов. Но в большей мере вторая позиция достигнута благодаря низкой активности конкурентов.

Росбанк, занявший первую строчку рейтинга по итогам 2010 года, за прошедший квартал не вносил заметных изменений в работу с клиентами малого бизнеса. Кроме того, банк снизил маркетинговую активность, поэтому уступил лидерство. Не исключено, что активность банка сдерживает грядущее объединение бизнеса с BSGV. В Росбанк уже перешли отдельные специалисты из французского банка, которые, по-видимому, будут корректировать его курс на рынке кредитования малого бизнеса.
Другой конкурент - банк Траст - не смог сохранить достигнутого по итогам 2010 года результата и, показав ухудшение качества консультирования клиентов, выбыл из тройки лидеров.

Необходимо отметить Номос-банк, который по итогам первого мониторинга в 2010 году стал лидером, но затем переместился в середину ТОП-20, начав реорганизацию направления кредитования малого бизнеса. Было сокращено число продуктов, заметно снизилось качество консультирования. С третьего квартала банк постепенно улучшал свои показатели и по итогам текущего мониторинга вышел на 4-ю позицию (223 балла).
На 4-ю позицию (223 балла) вышел и ВТБ24, улучшив условия кредитования, запустив новые продукты (в т.ч. кредитование под залог товаров в обороте), а также активизировав маркетинговую работу.

«Кредитование малого бизнеса жизненно важно для развития отечественной экономики. Но, к сожалению, технологии работы с клиентами из этого сектора еще недостаточно отработаны, что заставляет банки проводить чрезмерно консервативную политику кредитования. Это не может не влиять на темпы роста малого бизнеса. В этом свете Индекс является весьма актуальным инструментом для банков, позволяющим выявлять лучшую практику на рынке, способствовать ее распространению. Мониторинг ценен тем, что охватывает не только процентные ставки, но анализирует кредитную политику банков как систему, включающую и требования к заемщикам, и к залоговому обеспечению», - считает директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «Российский банк развития» Михаил АФАНАСЬЕВ.

«Кризис идет на спад, и все наиболее «вкусные» клиенты сделали выбор в пользу того или иного банка. Перед банками опять стоит проблема поиска хороших заемщиков и размещения привлеченных депозитов. В этой связи кредитование малого бизнеса в очередной раз становится актуальной темой», - отмечает начальник Управления розничного бизнеса S3 Bank Антон ПУХОВ.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5