Рита ИЛЬИНА. Фото предоставлено АО «Молоко» Фото Алексея Липницкого.Реклама | 20.12.2021 10:30:48
Агрохолдинг Белозорие в этом году вступил в эру маркировки. С 1 июня 2021 года она стала обязательной для сыров, а с 1 декабря – для всех остальных молочных продуктов сроком годности 40 дней и менее, а также для минеральной воды. Это потребовало больших вложений со стороны холдинга. Несмотря на это, холдинг продолжает развиваться по всем направлениям, в том числе выпуская новые виды продукции.
В 2021 году АО «Молоко» (входит в Агрохолдинг Белозорие) отметило 85-летие: в далеком 1936-м было основано одно из градообразующих предприятий нашей области – Архангельский молочный завод. За последние годы проведено его кардинальное обновление. Теперь все производственные процессы находятся под автоматизированным контролем, ушли в прошлое опасения по поводу влияния человеческого фактора на продукт. Новый виток цифровизации предприятия произошел в текущем году.
Сырное «пополнение»
С 1 июня на предприятии начали маркировать сыры. Изначально в номенклатуре были две такие товарные позиции, но в этом году ассортимент решили увеличить. Недавно АО «Молоко» выпустило новинку – сыр «Пряный Кнолле» в обсыпке из паприки. Это уже второй вкус в этой линейке: первым вышел сыр в обсыпке из прованских трав.
«Изготовлением сыра кнолле в Архангельской области занимается только наше предприятие. К нам приезжала технолог из Москвы, которая очень любит сыры, и именно она привезла рецепт. Изготавливается «Пряный Кнолле» вручную: сыр формируют в виде небольших шариков, которые затем обваливают в паприке или прованских травах и отправляют созревать. На заключительном этапе сыр упаковывают в специальные пакеты, позволяющие продукту сохранять свои качества на протяжении всего срока годности», – рассказывает главный технолог предприятия Анна КАРЕЛИНА.
«Пряный Кнолле» – эксклюзивный продукт, ведь за день выпускается всего 15-20 штук. По словам главного технолога предприятия, заявки на сыр растут, так что в зависимости от спроса будут увеличивать количество выпускаемой продукции.
А главный «долгожитель» линейки – сыр «Архангельский». В основе рецепта – пастеризованное молоко, сыр получается мягким творожным.
Внедрение маркировки на сырном производстве не потребовало серьезных технологичных нововведений. Производство ручное, поэтому и к внедрению маркировки подошли подобным образом: на продукцию наклеивают этикетки с кодом.
Интеграция новых решений
«Следующий этап маркировки, который начался с 1 сентября 2021 года, нас не затронул: на предприятии нет продукции со сроком годности более 40 дней. Так что основная нагрузка на АО «Молоко» легла с 1 декабря, – поясняет главный инженер АО «Молоко» Алексей КОТЦОВ. – К этому этапу мы готовились несколько месяцев. Заключили договор с интегратором, который подобрал оборудование конкретно для нашего производства. Нужно было выбрать решения для каждой из 17 линий, считая ручные».
При этом на предприятии используются разные типы упаковок, что также осложнило подбор технологии для внедрения маркировки.
«Производителям молочной продукции удобнее работать с типографским способом нанесения маркировки, когда приходят упаковки с уже напечатанным кодом, а нам остается только поставить оборудование для считывания и передачи информации в систему. Но не все типографии были готовы работать в новых реалиях, поэтому на ряде линий пришлось устанавливать оборудование еще и для нанесения кодов, – продолжает главный инженер АО «Молоко». – Для бесперебойного функционирования всей системы мы установили станции маркировки, промышленные компьютеры и специальное программное обеспечение для интеграции производственного учета и серверов системы «Честный ЗНАК».
В итоге на предприятии внедрили все три имеющихся способа нанесения маркировки. Кроме наклеивания этикеток и печати кодов в момент производства продукции на линии, холдинг заказывает в типографии часть упаковок уже с нанесенными кодами.
«К примеру, у нас есть четыре линии, на которых продукция фасуется в картонную упаковку: на двух из них используется типографский способ нанесения кодов, еще на двух – этикетирование с помощью аппликатора. На четырех линиях, где продукция фасуется в пленку, используется прямое нанесение кода. Внутри автомата фасовки установлен термотрансферный принтер, который наносит на упаковку код маркировки и дату производства», – добавляет Алексей Котцов.
Эра маркировки
За работой нового оборудования по нанесению и считыванию кодов нам удалось понаблюдать прямо на производстве. На тех линиях, где маркировка наносится способом этикетирования, смонтированы аппликаторы, в которые устанавливаются бобины с заранее напечатанными кодами. Во время прохождения продукции по конвейеру линии каждая такая этикетка наносится на упаковку с помощью аппликатора. Чуть далее по линии стоит камера, считывающая код. В случае, если код не прочитан, специальное устройство – отбраковщик – автоматически удаляет товар с линии. По словам главного инженера АО «Молоко», количество брака минимальное – более 99% кодов система считывает.
«Внедрение системы маркировки потребовало мобилизации сил предприятия. Это коснулось всех отделов, всех производственных процессов. Обучение сотрудников проводил интегратор во время внедрения оборудования и проведения пусконаладочных работ, – уточняет Алексей Котцов. – Ранее маркировку вводили для других групп товаров, но молочная продукция, пожалуй, самая массовая».
На внедрение маркировки предприятие потратило около 35 млн рублей, кроме того, есть постоянные операционные расходы на обслуживание систем, техподдержку, приобретение кодов и расходных материалов для оборудования нанесения и считывания кодов.
На производстве воды
С 1 декабря 2021 года маркировка стала обязательной и для минеральной упакованной воды. В Архангельской области данные требования касаются трех производителей, в их числе – вода «Куртяевская» Агрохолдинга Белозорие. Однако уже с 1 марта 2022 года стартует обязательная маркировка всей питьевой упакованной воды.
«В следующем году мы начнем маркировать и воду бренда «Кнежица». Поэтому продолжаем сотрудничество с партнером-интегратором, который поставляет нам оборудование для маркировки, монтирует и проводит пусконаладочные работы на нем», – подчеркивает Алексей Котцов.
Как уже сообщал «БК», этой весной в Агрохолдинге Белозорие произошло большое событие: производство воды торговых марок «Кнежица» и «Куртяевская» было полностью переведено на центральную площадку предприятия на улице Октябрят в Архангельске – по соседству с АО «Молоко». Специально под воду полностью реконструировано отдельное помещение, продолжается обновление оборудования. К слову, в 2021 году АО «Молоко» стало резидентом Арктической зоны РФ с проектом модернизации производства воды. Это откроет для предприятия дополнительные возможности.
Движение вперёд
Параллельно с внедрением маркировки предприятие занималось расширением производственной линейки и выходом на новые рынки сбыта. Так, Агрохолдинг Белозорие в текущем году представил новинки: легкий кефир «Вишня – черешня» и простоквашу из цельного молока. Как рассказали на предприятии, среди местных производств такая продукция есть только у АО «Молоко».
«Мы стараемся сохранять качество продукции на высоком уровне. Поэтому предъявляем соответствующие требования к качеству сырья. Ежедневно на предприятии перерабатывается до 100 тонн молока. Каждую партию проверяем по всем показателям, благодаря современному оборудованию это удается сделать еще и быстро. При этом около 80% сырья – молоко высшего сорта и фирменного сорта «Белозорие», требования к которому еще выше, чем к высшему», – рассказала директор по производству АО «Молоко» Наталья ИЛЬИНА.
Архангельский молочный завод является обладателем международного сертификата аудита качества DQS. На предприятии внедрена система менеджмента безопасности пищевых продуктов, работают лаборатории, лицензированные по государственным стандартам. При этом качественная продукция привлекает внимание и в других регионах.
Агрохолдинг Белозорие открыт к сотрудничеству и расширению границ сбыта продукции. Ассортимент продукции можно посмотреть на сайте https://belozorie.ru
Прямая речь
Владимир МИХАЙЛОВ, генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие»:
– Немаловажным событием является отклик клиентов после пробного запуска наших продуктов в Ярославле и Санкт-Петербурге: на «горячую линию» компании стали поступать звонки с вопросами, где еще их можно приобрести. И это является подтверждением хорошего спроса на натуральную архангельскую молочную продукцию в других регионах страны.