Татьяна ПОТАПОВА | 24.02.2008 10:25:38
Сегодня на территории Архангельской области около 15 тысяч жилых домов требуют капитального ремонта. При этом лидером по числу нуждающихся в капремонте домов является областной центр. После принятия Госдумой закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у региона появился шанс получить федеральные субсидии на капремонт жилья, но из-за нерасторопности поморских управленцев деньги, кажется, опять пройдут мимо.
Условия, выставленные федеральной властью к регионам, область до сих пор не выполнила. Доля ТСЖ в Архангельске составляет около 2,5%, вместо положенных 5%. В управлении частных УК находятся порядка 500 домов, в то время как для получения субсидии под их управлением должны находиться не менее 50% многоквартирных домов.
«Сегодня власть, по сути, расписывается в своем бессилии, прямо говоря, что этих денег не будет, - говорит президент Ассоциации управляющих компаний «Управдом» Игорь КУЗНЕЦОВ (на снимке). - Город не смог перешагнуть барьер по количеству жилых домов, где созданы ТСЖ, хотя эта проблема вполне решаема. По словам чиновников, у города есть резерв – если перерегистрировать КИЗы и ТИЗы в ТСЖ, а это 180 домов, 5% доли можно достичь. Однако архангельскую власть останавливает стоимость перерегистрации, которая составляет 12-17 тысяч рублей. Но, когда речь идет о сотнях миллионов, вопрос о 17 тысячах рублей просто неуместен. Перерегистрировать 180 домов будет стоить три миллиона рублей. С другой стороны, регион может получить из Фонда содействия реформированию ЖКХ порядка 200 млн».
Напомним, общая сумма субсидий Фонда содействия реформированию ЖКХ по стране определена в размере 240 млрд рублей. При этом сумма поддержки для региона не может быть менее 500 млн рублей и более 8 млрд рублей. 60% средств должны идти на капитальные ремонты и 40% - на переселение граждан из ветхого жилья.
В Архангельске общий объем финансирования программы – 300 млн рублей. Из них на долю федерального бюджета (Фонда содействия реформированию ЖКХ) приходится 195 млн рублей, областного бюджета - 60 млн рублей, муниципальных бюджетов – 30 млн рублей, средства внебюджетных источников – 15 млн рублей.
Однако для получения средств по региональной программе Фонда содействия реформированию ЖКХ Архангельску необходимо выполнить ряд условий. Не менее 50% многоквартирных домов должны находиться под управлением частных компаний, в которых доля муниципальной собственности составляет менее 25%. В 5% многоквартирных домов должны быть созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Сегодня доля ТСЖ в Архангельске составляет около 2,5%, в управлении УК находятся лишь порядка 500 домов. Выполнить требуемые условия столице Севера в ближайшее время вряд ли удастся, поэтому под вопросом получение средств из фонда не только в этом году, но и в следующем, тем более что к 2009 году ТСЖ должны быть созданы уже в 10% домов Архангельска.
- Мэрия города и областная администрация должны работать более активно по привлечению федеральных средств, – считает президент Ассоциации управляющих компаний «Управдом» Игорь КУЗНЕЦОВ (на снимке). - Все жители Архангельска и чиновники заинтересованы в получении федеральных денег на ремонт домов, но до сих пор не выполнены необходимые условия. Сегодня власть, по сути, расписывается в своем бессилии, прямо говоря, что этих денег не будет. Город не смог перешагнуть барьер по количеству жилых домов, где созданы ТСЖ, хотя эта проблема вполне решаема. По словам чиновников, у города есть резерв – если перерегистрировать КИЗы и ТИЗы в ТСЖ, а это 180 домов, 5% доли можно достичь. Однако архангельскую власть останавливает стоимость перерегистрации, которая составляет 12-17 тысяч рублей. Но, когда речь идет о сотнях миллионов, вопрос о 17 тысячах рублей просто неуместен. Перерегистрировать 180 домов будет стоить три миллиона рублей. С другой стороны, регион может получить из Фонда содействия реформированию ЖКХ порядка 200 миллионов».
- Но сегодня сложнее выполнить другое условие: 50% многоквартирных домов должны находиться под управлением частных компаний. Ведь частные УК берут под управление только многоэтажные дома, а нерентабельные «деревяшки», которых в городе очень много, игнорируют...
- УК готовы взять деревянные дома, но им нужно понимать, на какие средства будет производиться ремонт. Здесь нет и не может быть никакой благотворительности. Если с жильцов дома собирается тысяча рублей в месяц, то управляющая компания на капремонт и может потратить только тысячу. Другой вопрос, что на эти деньги можно сделать? Собирать с жильцов таких домов больше средств нельзя, там, как правило, живут люди малообеспеченные. Значит, нужно предусматривать деньги на дотацию управляющих организаций в местном бюджете. Городская казна должна компенсировать разницу между затратами на работы по капремонту и платежами жильцов. В таком случае УК с удовольствием будут управлять деревянными домами.
- Каково сегодня состояние многоэтажного жилфонда Архангельска и насколько эти дома нуждаются в капитальном ремонте?
- Большинство домов Архангельска, в том числе и многоэтажных, находятся в неудовлетворительном состоянии. Это подтверждается актами технической оценки объектов на момент передачи домов управляющей компании. Среди основных «болевых точек» многоквартирных домов – плохое состояние кровель, дырявые трубы, разрушенные, грязные подъезды, где нет даже косметического ремонта.
Раньше деньги жильцов многоэтажных домов за капитальный ремонт тратились не на их дома, а на ветхий и аварийный деревянный фонд. Это так называемые дотационные дома, жильцы которых не могут собирать достаточное количество средств на ремонт. В результате на момент передачи домов в ведение УК они находились в плохом состоянии.
Управляющими компаниями ведутся работы по капитальному и текущему ремонту, однако объемы необходимых работ выходят за рамки тех средств, которые могут собрать собственники жилья.
Например, шестиподъездный девятиэтажный дом площадью 10 тысяч квадратных метров собирает в месяц 29 тысяч рублей, в год - 348 тысяч. Ремонт кровли стоит порядка двух миллионов рублей, замена лифта в одном подъезде – более 1,5 миллиона. Это при том, что сегодня в городе нет ни одного дома, где сроки эксплуатации лифта еще не вышли. Все лифты в городе необходимо менять. Установка прибора учета потребления ресурсов стоит порядка 70 тысяч рублей. Как мы видим, суммы весьма значительные, сборы же небольшие.
Обостряют ситуацию и долги МУП «Жилкомсервис». Предприятие не выплатило деньги по капремонту управляющим компаниям еще за 2007 год. Собственники приватизированных квартир исправно платят за капремонт, а муниципалитет в лице «Жилкомсервиса» эту плату вовремя не вносит. Они не платят даже после того, как работы выполнены и им предъявлены.
Сегодня можно говорить о том, что система компенсации муниципальной доли за капитальный ремонт не работает. Это разовые выплаты по отдельным работам, но системного характера данные компенсации не носят.
У всех собственников жилья равные права и обязанности. И не выполняя свои обязанности, «Жилкомсервис» ущемляет права других жильцов. Например, УК за свой счет поставила приборы учета тепловой энергии, жильцы через несколько месяцев собрали свою долю, а «Жилкомсервис» эти деньги до сих пор не выплатил. Естественно, раз УК не получила этих денег, у нее не хватает средств для начала других работ. Невыплаты «Жилкомсервиса» тормозят выполнение работ, крайне необходимых домам. УК готовы за свой счет выполнять работы капитального характера, но нам бы хотелось, чтобы они компенсировались из бюджета муниципальной доли. Если «Жилкомсервис» не будет в добровольном порядке компенсировать средства на капремонт, мы будем взыскивать их через суд, защищая интересы других собственников, проживающих в доме.
- На днях управление ЖКХ и энергетики мэрии Архангельска предложило управляющим компаниям ввести периодическую отчетность (за квартал, за полугодие, за год) перед собственниками жилых помещений по текущему и капитальному ремонту. По мнению чиновников, это укрепит доверие собственников жилья к УК. Как вы относитесь к такой инициативе?
- Информация о том, на что тратятся деньги собственников жилья, и так открыта. Директора управляющих компаний обязаны раз в год выходить на общее собрание жильцов и отчитываться о проведенных работах по содержанию дома, текущему и капитальному ремонту. Некоторые делают это даже чаще: раз в квартал или в полгода.
Мэрия также является собственником, и она вправе знать, какие работы проведены УК. Мы готовы предоставлять эту информацию, но в общем порядке. Раз мэрия такой же собственник, как и любой жилец приватизированной квартиры, она должна получать необходимую информация на собрании жильцов.
© Фото: Алексей Липницкий