Кирилл ФЕЛЬДМАН | 26.07.2023 11:16:53
Про власть мы вспоминаем часто и, как правило, с неудовольствием. Последнее, впрочем, вполне закономерно: наши ожидания почти всегда больше, чем её объективные возможности. Мы хотим жить по-человечески: чтобы дороги были хорошими, вода в кране – чистой и всегда горячей, школы – красивыми, учителя – знающими, оборудование в поликлиниках и больницах – современным, врачи – грамотными… и чтобы они были. Не говоря уже о размерах пенсий и зарплат бюджетников. Но денег на всё это, да ещё разом, у власти нет.
Власть в нашем сознании обычно – это президент, мэр, глава района или округа, председатель правительства или губернатор. Президента и губернатора мы выбираем и на выборы прийти не ленимся.
В нынешнем сентябре предстоит выбирать депутатов в областное Собрание, в Архангельскую городскую Думу, в городской Совет в Котласе. И это, как всегда, у большинства избирателей вызывает недоумение: разве же это власть? Зачем они нужны? Зачем их выбирать‑то? Только время и деньги зря тратятся. Вот и приходит людей голосовать гораздо меньше, чем на выборы губернатора и, тем более, президента. Но всё ли от них зависит?
О том, как правильно устроить государство, столетиями спорили лучшие умы человечества. Первые государства были монархиями – так сложилось, и такая форма правления долго считалась наилучшей. Ещё в XVI веке Никколо Макиавелли, которого называют родоначальником политологи, утверждал, что с единственного властителя проще спросить, он один за всё в ответе. Но на практике так не получалось: и со всеми делами в стране один человек справиться не может, и концентрация всей власти в одних руках делает монарха неподсудным.
Альтернатива абсолютизму нашлась не сразу. В XVII веке английский философ Джон Локк предложил разделить законодательную и исполнительную власть. Современная формулировка принципа разделения властей появилась в середине XVIII столетия: французский правовед Шарль Луи де Монтескье писал, что надобно разделить власть создавать законы, приводить в действие постановления общегосударственного характера и власть судить преступления и тяжбы частных лиц. На практике этот принцип впервые попробовали реализовать добившиеся независимости североамериканские колонии Британской империи, и у них это получилось. С тех пор принцип разделения властей на три ветви является основополагающим для современных государств. А знаменитый трактат Макиавелли «Государь» теперь часто называют «обоснованием всех диктатур».
Российская Федерация не исключение. Конституция нашей страны устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих трёх ветвей самостоятельны. Правда, самостоятельность эта относительна: ровно для того, чтобы не получилось, как в известной басне про Лебедя, Рака и Щуку. Механизмы, которые должны не дать одной из ветвей власти возобладать над другими, а всей государственной машине «пойти в разнос», называются системой сдержек и противовесов.
В правовом государстве, каким по Конституции является Россия, основой всех управленческих решений на государственном и муниципальном уровне служат законы. И ни один другой нормативный акт не должен им противоречить, даже указы и распоряжения президента, что опять же прямо написано в Конституции.
Федеральные – общегосударственные – законы принимают Госдума и Совет Федерации, в субъектах Федерации – свои законодательные органы, в нашем случае – то самое Архангельское областное Собрание депутатов, которых нам предстоит выбирать. Архангельская городская Дума и городской Совет в Котласе принимают местные законы, хоть они и называются более скромно «муниципальными правовыми актами».
Так что не напрасно мы ругаем не только губернаторов и градоначальников, но и законы разных уровней, для создания которых и существует законодательная власть – не зря же она так называется. И тут снова возникает вопрос: зачем нам нужна эта власть? Зачем нам нужны депутаты, которые принимают такие законы?
Недовольство депутатами и их «продукцией», конечно, имеет право на существование. Но ещё со времён знакомства с Винни-Пухом мы знаем, что неправильный мёд делают неправильные пчёлы. Неправильные законы принимают неправильные депутаты. В чём проблема? Депутаты сами себя не выбирают, депутатов выбираем мы. Делов‑то – выбрать правильных депутатов! Понять бы ещё, какого депутата считать правильным…
Но ответ на этот вопрос, по сути дела, есть в самой Конституции: не просто же так при обозначении органов этой ветви власти слово «законодательный» обычно соседствует со словом «представительный». Значит, чтобы принимать правильные с нашей точки зрения законы, депутаты должны представлять именно нас.
И как раз сейчас наступает самое подходящее время над этим всерьёз задуматься: как говорят политологи – не зря же иезуит Макиавелли считается их прародителем, – избирательная кампания входит в активную фазу. Все кандидаты, которые хотели выдвинуться, выдвинулись. Всех претендентов на депутатские мандаты в областном Собрании, кто смог выполнить требования законодательства, избирательные комиссии зарегистрировали. Возможно, кто‑то из получивших отказ попытается его оспорить в суде, но это будут – если будут – единичные случаи. На муниципальных выборах в Архангельске и Котласе регистрация тоже на днях должна завершиться.
До голосования остаётся примерно полтора месяца. Не так и много, если учесть, что сезон отпусков тоже в активной фазе: кто‑то всё‑таки отправился на море, кто‑то – к родственникам или на экскурсии, кто‑то просто занят огородом на даче. У некоторых – наоборот – самое горячее время: например у тех, кто занят подготовкой к учебному году школ и детсадов, к отопительному сезону – котельных и теплотрасс.
Но всё‑таки за отдыхом или работой можно и нужно найти время, чтобы разобраться с соискателями депутатских мандатов. Средства массовой информации пока вынуждены хранить молчание: таково требование законодательства. Но уже есть огромные рекламные щиты на улицах, плакатики поменьше, листовки всех размеров и цветов. Есть теперь и множество каналов в интернете.
Выборы на всех уровнях у нас смешанные. Одну часть депутатов мы будем выбирать по пропорциональной системе, или, говоря проще, партийным спискам, то есть голосовать «за идею». А вот другую часть – по одномандатным округам, то есть голосовать за конкретного человека. И здесь самое главное не листовки, а непосредственное впечатление о самих кандидатах. Они же не с Марса к нам прилетели. Одни из них учились рядом с нами – кто‑то в техникуме, кто‑то в институте, а кто‑то ещё в школе. Другие с нами работали или работают. И даже если лично вы с кандидатом незнакомы, наверняка его знают ваши близкие или друзья. А если его никто не знает, то зачем нам такой депутат? Как он будет представлять наши интересы?
Для нас очень важно не ошибиться, особенно в нынешние непростые времена. Мы же хотим, чтобы дороги были хорошими, вода в кране – чистой и всегда горячей, школы – красивыми, учителя – знающими, оборудование в поликлиниках и больницах – современным, врачи – грамотными…
Для всего – или почти для всего – из перечисленного необходимы бюджетные средства, а их отчаянно не хватает. И тем более важно не растратить их впустую, распределить правильно, так, как нужно нам, а не кому‑то другому. И решение здесь принимает не один губернатор или глава администрации муниципального образования. Закон о бюджете принимают депутаты областного Собрания. Архангельским бюджетом распоряжаются депутаты городской Думы.
И тех и других выбираем мы с вами. И если выберем неправильных депутатов, они будут принимать неправильные законы.