Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 22.01.2020 14:10:39
Папа Бонифаций VIII семьсот двадцать лет назад ввел обычай отмечать юбилеи. С тех пор многое изменилось, но каждое десятилетие мы неформально или явно, иногда даже официально, обосабливаем в некий знаковый период, «эпоху». Вспомните, как мы называем период девяностых или нулевых. Лично мне последний нравится под никнеймом «эпоха раннего Путина». Десять лет «эпохи позднего Путина» отмечены многими знаковыми событиями, от Крыма до начала «транзита власти», но есть и малозаметные, суть которых проявится позднее.
Наступление 2020 года отмечено экспертами и блогерами подведением итогов разного рода прогнозов, планов и программ. Особенно досталось «Концепции социально-экономического развития до 2020 года», принятой в 2008 году и много нам обещавшей. Реальность-2020 и концептуальные обещания-2008 разошлись в корне.
Рост экономики России в 6,5% в год обернулся хронической стагнацией, средние зарплаты в 2700 долларов США сегодня звучат как насмешка, а избавление от нефтяной зависимости и лидерство в высоких технологиях так и остались иллюзией.
Правительство при новом-старом президенте в 2012 году попыталось подправить прогноз и концепцию. В новом прогнозе темпы роста экономики перешли в «консервативный сценарий» и определялись в 3,0-3,2%.
Рост экономики России в 6,5% в год
обернулся хронической стагнацией,
средние зарплаты в 2700 долларов
США сегодня звучат как насмешка.
За избавление России от нефтяной зависимости и экономический рост должны были отвечать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, куда бы отправлялись сверхдоходы от дорогой нефти. Деньги на неотложные бюджетные нужды предполагалось добыть за счет «бюджетного маневра»: снижения расходов на оборону, субсидий экономике и повышения пенсионного возраста.
Главной идеей «разогрева» экономики стала модель роста, основанная на уменьшении роли государства, стимулировании конкуренции и улучшении инвестиционного климата.
Но опять запланированное не получилось. Деньги появились, но в инвестиции они не превратились. В 2013 году рост ВВП снизился до 1,3% с 3,4%, несмотря на то, что цена на нефть все это время была стабильно высокой.
Расходы на оборону выросли с 2,7% ВВП в 2012 году до 4,4% ВВП в 2016-м. Тогда же правительство признало, что «Концепцию-2020» удается исполнять не более чем на треть, а новая модель роста экономики страны не работает.
В 2018 году был сделан новый долгосрочный прогноз, уже не предполагавший амбициозных целей типа быстрого сокращения отставания от развитых стран: к 2024-му экономика должна стабильно расти на 3% в год (в новых «майских указах» Путина содержится требование обеспечить рост в 3,5–4%).
В 2018 году был сделан новый
долгосрочный прогноз,
уже не предполагавший
амбициозных целей.
При этом мировая экономика, согласно прогнозу, замедлится, и ее рост в середине следующего десятилетия также не превысит 3%. По данным Минэкономики, в подчинение которому попал Росстат, ВВП России в 2018 году увеличился только на 2%, ожидания 2019 года – 1,2-1,5%.
«Майские указы» президента 2018 года требуют от правительства увеличить долю инвестиций в ВВП до 25%, обеспечить рост производительности труда в несырьевых отраслях на 5% в год.
Решать все проблемы государство собирается с помощью нацпроектов, предполагающих концентрацию ресурсов в руках государства и госкомпаний и государственные инвестиции в размере 25 триллионов рублей за пять ближайших лет. В том числе для этого правительство решило изъять деньги у населения с помощью повышения НДС и пенсионного возраста. Итоги реализации нацпроектов в 2019 году убеждают, что опять ничего не получится.
Решать все проблемы государство
собирается с помощью
нацпроектов, предполагающих
концентрацию ресурсов.
Если говорить о нашем регионе, то программы, планы и концепции, принятые в Архангельской области в «эпоху раннего Путина», к концу «эпохи позднего Путина» стали просто опасны для экономического или управленческого анализа, настолько разошлись они с реальностью.
Что же происходит? Неужели нет в управлении страной и регионами грамотных специалистов, способных разработать толковый план или программу?
Эксперты говорят о необходимости изменения самой парадигмы планирования и прогнозирования. Сейчас экономисты и социологи, финансисты и управленцы ведут плановую работу на основе выработанных научным или эмпирическим способом нормативов, стратегически или политически установленных индикаторов и данных о ресурсах (финансовых, материальных, демографических, интеллектуальных и т.д.). При планировании определяющим является наличие стратегических индикаторов – показателей, которые должны быть достигнуты.
Если говорить о нашем регионе,
то программы, планы и концепции
стали просто опасны для
экономического или
управленческого анализа.
Но мировое развитие идет все быстрее, объем информации каждые два года удваивается, технологии во всех сферах жизнедеятельности человека совершенствуются. Все это создает массу непонятных плановику рисков («черных лебедей»), что приводит к подмене жесткого планирования «мягкими» концепциями и прогнозами, которые еще и тиражируются сценариями.
Достоверность планов, прогнозов и концепций исчезла, а управление с опорой на такие документы утратило смысл. Мы вошли в ситуацию массового применения «ручного управления» и в бизнесе, и во власти. Качество управления при этом становится все хуже.
Что же предлагается экспертами? Если изложить простым языком, дифференцировать плановую работу в сложно организованных системах на несколько (иногда на несколько сотен) самостоятельных проектов, разрабатываемых независимыми группами менеджеров.
Достоверность планов, прогнозов
и концепций исчезла, а управление
с опорой на такие документы
утратило смысл.
Сама система, принимая проект к исполнению, обеспечивает его необходимыми ресурсами, а плановые показатели становятся индикаторами постоянно меняющейся, а лучше сказать – совершенствующейся стратегии сложно организованной системы.
Не знаю, возможна ли такая работа в условиях усиления жесткости «вертикали власти». Не знаю, может ли областная власть перейти от «установок сверху» к дифференцированным, самостоятельным, реально выполнимым проектам развития, формирующим официальные стратегии и концепции, но по-старому управлять уже невозможно.
Тут уместно вспомнить пророчество Дмитрия Медведева, высказанное 13 января, когда он не знал еще о своей будущей судьбе. Словами великого Антона Чехова он напутствовал награждаемых им журналистов: «Новый год – такая же дрянь, как и старый. С той только разницей, что старый год был плох. А новый всегда бывает хуже».