ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото из архива Сергея Пономарёва | 07.10.2020 13:12:29
«Бизнес-класс» продолжает представлять претендентов на пост главы Архангельска. Напомним, что конкурс пройдет 15 октября: это день работы комиссии. Затем окончательное решение на сессии примут депутаты Архангельской городской Думы. Мы задали кандидатам наиболее актуальные, на взгляд редакции, вопросы, при этом не ограничивая их в возможности высказать свою позицию по любым городским проблемам. Отвечает депутат Архангельской городской Думы Сергей ПОНОМАРЁВ.
- Какие городские проблемы представляются вам наиболее актуальными?
- Самая большая из них - жилищно-коммунальное хозяйство. Безусловно, есть и другие проблемы, но комфорт зависит именно от состояния ЖКХ. А это улица, по которой идем, подъезд, в который входим, - то, что мы видим, где передвигаемся, живем каждый день. Я не заявляю, что решу проблему ЖКХ сразу, став главой города, — быстро этого не решит никто. Даже при наличии огромного количества денег справиться с ней крайне тяжело.
- А на что бы вы сделали упор?
- Первое - у нас очень сильно хромает контроль за исполнением принятых решений, нормативных инструкций. В городе существует хороший общественный контроль, и горадминистрации его нужно с умом использовать. Это своего рода помощь. Горожане кровно заинтересованы в качественных работах. Когда определен участок, объем финансирования, подрядчик и сроки исполнения, можно к процессу в разумных пределах подключать жителей. Городская администрация должна взаимодействовать с горожанами.
Я смотрю на Архангельск не как на муниципальное образование, а как на свой дом, дом каждого гражданина, который здесь живет. Значит, тут должен быть хозяин. В механизме администрации города заложены функции контроля, и надо искать пути, чтобы он был реальным.
Второе - финансовая составляющая бюджета Архангельска. Есть сто рублей, на них и живем, но есть возможность получить еще 50 рублей, и мы должны ее использовать. За прошлый год только общеобразовательные учреждения принесли почти сто миллионов рублей дополнительного финансирования. Не в город в прямом смысле, а в школу, в садик. Они использовали возможность получения грантов, субсидий — тех денег, которые предлагаются, только нужно встать, пойти и поработать над проектом, программой. Сегодня федеральные и областные средства различных грантовых историй и прочего дополнительного финансирования крайне мало используются. Ко всему прочему, сам бюджет можно дорабатывать, трансформировать его, поменять подход к распределению средств.
Нельзя забывать о ветхом, аварийном жилье, социальном и молодежном направлениях. Но акцент все же надо сделать на комфорте и благоустройстве города. Поскольку от комфорта, на мой взгляд, зависит очень многое.
- Какие качества могут помочь вам на посту главы администрации?
- Я добрый, но в то же время жесткий. Не могу мириться с чрезмерной лояльностью. Нельзя всегда быть дипломатом и быть хорошим со всеми. Нужно требовать, и требовать не наполовину. Нельзя подписать документы о взыскании штрафа с подрядчика, а потом отменить свое решение. Еще мне присуща въедливость в здоровом понимании этого слова. Если мне интересно разобраться досконально, я буду задавать вопросы. Пусть они будут неудобными или глупыми, но лучше спросить и попытаться составить всю картину, чем просто кивнуть «да».
Также я считаю себя культурным человеком. Думаю, это важный момент -культура общения, отношений, жизни.
- Считаете ли вы себя медийным человеком и какие каналы связи предпочитаете?
- Пользуюсь всеми. У всех каналов связи есть свои преимущества и недостатки. Молодежь не читает газеты, живет Интернетом, люди старшего поколения и газеты читают, и телевизор смотрят, поэтому использовать нужно все средства массовой информации. Но обращаться не только к существующим стандартам — искать новые пути. Есть у нас такая проблема - недоинформированность. Неясно сказали людям — они не поняли, а раз не поняли - вот что получилось… Простой пример с Новгородским проспектом: люди не поняли, что он стал главным. Как результат - аварии. Почему не поняли? Потому что не смогли до них донести. Хотя возможности для этого есть. Кто запрещал вместе со знаком стандарта повесить громадный баннер с надписью: «Стой! Новгородский теперь главный!» Это же могло привлечь внимание, ведь креативный подход никто не отменял.
- На сессиях городской Думы часто говорят, что межбюджетные отношения между городом и областью требуют корректировки. Что вы думаете по этому поводу?
- Семьдесят процентов в структуре налоговых доходов города приходится на НДФЛ. Однако от него мы получаем только порядка 36,5%. Я и мои коллеги считаем, что есть и другие дополнительные отчисления, которые можно получать в городской бюджет. Например, от налога на имущество юридических лиц. Тот же транспортный налог по физлицам помог бы сформировать дорожный фонд — это были бы дополнительные деньги, на которые можно ремонтировать дороги. Но в любом случае нужна актуализация работы с региональным правительством, парламентом. И это важная история, помимо оптимизации бюджета, привлечения грантовых федеральных и областных средств. Есть еще дополнительные деньги, и их можно искать в существующем бюджете: это муниципальное имущество, земли - их кадастровая и рыночная стоимость. С этим нужно разбираться, менять систему.
- Что в вашем понимании представляет собой комфортная городская среда?
- Я выхожу из дома и спокойно иду на остановку, сажусь в автобус. Почему не жду его? Я вышел, понимая, что транспорт придет именно в нужное время. Хочу комфортно доехать до места работы, а вечером пойти в ближайший магазин. Встретить ребенка из школы и погулять с ним в парке, при этом не заморачиваясь тем, что там грязно и можно испачкаться. Простые, банальные вещи. Чтобы в квартире было тепло и из крана шла горячая вода. Хочу идти по улице мимо симпатичного, пусть и не нового, дома, а не мимо серой конструкции с покосившейся крышей. Об эстетическом восприятии города должен думать человек.
- Какие направления взаимодействия с крупными предприятиями, малым бизнесом представляются вам наиболее эффективными?
- Любое сотрудничество. Это может быть индивидуальный предприниматель, у которого маленький бизнес, или крупное предприятие. Но это должон быть двухстороннее движение, взаимовыгодное сотрудничество. Не может давать только город или только предприниматель. Сегодня есть возможность для налоговых послаблений, льгот, все это обсуждаемо. Нельзя сразу ставить заборы, давайте искать пути решения. В рамках законодательства можно найти разные способы поощрить предпринимателя. Представители администрации ездят по другим городам — так берите хорошую практику, решайтесь на эксперименты.