Андрей МАРКОВ | 06.04.2021 12:40:04
По жизни каждый из нас отчитывался и отчитывается: перед родителями, коллегами, начальством... А правильно отчитаться надо уметь! Уметь правду сказать и чтоб не «напихали» за это, уметь раскаяться в чужих грехах так, чтоб старшие одобрили, а у младших екнуло со страху где-то там… Ну и вставить в отчет «подстраховочки» — на всякий случай. 24 марта наш губернатор первый раз отчитался о работе правительства перед региональным парламентом. Хорошо ли?
Участники АНО «Центр «Эксперт» не обошли вниманием этот вопрос.
«Годовые итоговые отчеты – важнейший инструмент управления, - считает Сергей ЛАРИОНОВ. - В них управленцы показывают всю доблесть своей работы. Сбор и обработка информации, ее анализ, выводы, сделанные по итогам анализа, проект решения на основании выводов и, если позволяют полномочия, оглашение прямо в отчете общих решений по корректировке управления на будущее — это составляющие части любого такого отчета. Но я еще ни разу не слышал серьезного анализа результатов деятельности правительства, который в соответствии со статьей 23 Устава Архангельской области ежегодно должен делать губернатор. В нынешнем отчете губернатора опять не говорится об исполнении каких-либо годовых планов, достижении запланированных целей, а без сравнения планов и факта анализ невозможен».
А если вспомнить предыдущие послания губернатора Собранию депутатов, то в прошлом году его не было, а в 2019-м послание Игоря ОРЛОВА региональному парламенту заканчивалось намерением реализовать совместно с правительством Москвы известный инвестиционный проект на станции Шиес и задачей организации раздельного сбора отходов во всех муниципальных образованиях области. Естественно, что отчитываться по таким индикаторам ни один здравый политик не станет. Может, надо правильно планировать и ставить задачи? Тогда и отчеты будут оцениваться по-другому.
Действительно: если сравнить послание Игоря Орлова в апреле 2019 года или его же февральский отчет 2020-го с отчетом Александра ЦЫБУЛЬСКОГО в марте 2021 года, мы увидим как бы документы из разных губерний: цифры и цели в них не корреспондируют.
В Поморье давно не принимаются годовые планы развития, исчезают нормативы и индикаторы, на которые можно было бы ориентироваться при управлении регионом, внимая которым, мы узнавали бы, что нас ждет в новом году и, сравнивая с реалиями, судили бы о качестве власти. За что же отчитываться должностным лицам, если не утверждены конкретные цели и показатели? Поневоле впадешь в пафос и перечисление собственных заслуг в виде официальных встреч с высоким начальством.
Кроме того, первый руководитель такой сложно организованной системы как субъект РФ несет полную ответственность за его состояние с первого дня своей деятельности, вне зависимости от того, был он ранее в органах управления регионом или нет.
В нашей области живет более миллиона россиян, и им важна реализация их интересов, а исполнение национальных проектов или развитие Арктического региона совсем не главная их цель. Консолидированные, наиболее общие цели и интересы населения формируются небыстро, но они довольно устойчивы, и их надо не только формулировать, но и исполнять. Поэтому надо иметь, кроме годичной градации планов и отчетов развития области, долгосрочную, стратегическую. Тогда видение развития региона — через достижение целей и реализацию интересов жителей — будет более достоверным.
В 2004-2005 годах тринадцать докторов наук и полдесятка кандидатов, два научных центра и областная администрация разработали Концепцию стратегии развития Архангельской области до 2020 года. Потом этот документ много раз переделывался, менял название, и сейчас это Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года. Каждое полугодие выходит отчет об исполнении мероприятий стратегии, и отчеты эти, мягко говоря, неутешительные, в отличие от отчета, обсуждаемого нами.
«А если сравнивать с планами, намеченными в 2005 году, то совсем беда! – считает участник АНО «Центр «Эксперт» Игорь ШПАКОВСКИЙ. - Главной целью стратегического развития области было определено повышение благосостояния северян. Разработчики поставили индикатор: к 2020 году среднедушевой месячный доход северянина должен достичь уровня в 34568 рублей. По последнему отчету об исполнении новой редакции стратегии, к середине 2020-го этот показатель составил 32666 рублей. Но если учесть, что по официальной статистике 1 рубль 2004 года стоит 3,5 рубля 2020 года (а по фактической покупательной способности – около 4,5 рубля), то получается, что доходы северян не выросли с 2005 года. Тогда среднедушевой доход был 7420 рублей! Администрация области хотела улучшить к 2020 году коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) до 0,275 с 0,365 в 2004 году, но он увеличился до среднероссийского - 0,383. То есть сегодня богатые земляки стали богаче, а количество бедных неприлично увеличилось».
Рост валового регионального продукта на душу населения в Концепции стратегии развития от 2005-го к 2020 году спланирован в 562,3 тысячи рублей, но по факту он достиг только 508 тысяч. А с учетом инфляции ВРП падает уже несколько лет подряд. Безработица за пятнадцать лет возросла с 7,2% до 7,8%, хотя предполагалось снизить ее до 4,2%.
«Если социально-экономические показатели состояния области ухудшились даже к уровню пятнадцатилетней давности, то об этом надо не только говорить в отчетах, но и предлагать управленческие действия, исправляющие ситуацию, - отметил эксперт Юрий ШЕВЕЛЕВ. – Но вот в чем проблема. Есть два типа управленцев: руководители и лидеры. Руководителей много, лидеров единицы. Руководитель, как правило, занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам, он склонен решать их, опираясь на старый опыт, принятие решений для него затрудняется наличием множества обстоятельств, он смотрит в будущее через риски возможных последствий. Руководители реагируют на внешние вызовы после их прихода, а исправляют случившееся по указаниям сверху.
Лидер — управленец, четко видящий цель и пути ее достижения, он точно понимает происходящее и знает, куда идти. Новаторство и нестандартный подход, умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта лидера. Он способен воодушевлять людей, и они для лидера, скорее, коллеги, чем подчиненные. Сегодня социально-экономическое да и политическое положение Поморья таково, что быть просто первым руководителем региона недостаточно.
«Нам нужен лидер, способный на новации, нестандартные решения, способный сплотить и мобилизовать северян, придать необходимое ускорение развитию области», - добавил Юрий Шевелев.
Участники АНО «Центр «Эксперт» пришли к общему мнению, что новый губернатор области за первый год своей работы показал себя руководителем. А первый отчет это полностью подтвердил. И вспомнили старый анекдот про «подстраховочки»: Инструктор по прыжкам кричит в самолете: «Первый пошел! Второй пошёл… Парашютики не забываем! Парашютики!.. Эх! Ну, я же говорил…»