Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Николая Ларионова, wwf.ru | 25.08.2020 09:57:09
Правительство Архангельской области готово вернуться к обсуждению проблемных вопросов создания в регионе особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Рабочую встречу предлагается провести, когда позволят ограничения, введенные в связи с пандемией. Напомним, что в июне этого года Баренц-отделение WWF России, по сути случайно, узнало о том, что из списка планируемых к созданию или расширению ООПТ «пропали» 11 из 19 уникальных природных территорий.
Дата рабочей встречи пока не назначена, хотя многие ограничения по противодействию коронавирусной инфекции уже сняты. На прошлой неделе экологическое движение «42» объявило акцию, чтобы вновь привлечь внимание к возможному исключению из схемы особо охраняемых природных территорий: в Сети предлагается размещать фотографии с обращениями к правительству и главе региона – «Верните заказники».
Чем обеспокоены природоохранные организации?
В Архангельской области подготовлены изменения в схему территориального планирования: это главный документ стратегического планирования, который формируется правительством и отражает намерения – векторы действий – по разным направлениям, в том числе и в сфере развития региональной сети ООПТ. Как отмечает руководитель Архангельского подразделения Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы Николай ЛАРИОНОВ, из проекта новой схемы исключены 11 из 19, то есть больше половины планируемых ООПТ, общей площадью около 618 тысяч гектаров. Об этом природоохранная организация узнала, по существу случайно, в начале июня.
«Может быть, предварительное обсуждение нового проекта схемы с экспертным сообществом и было, но не в части сети ООПТ. Почему так произошло? Текущая схема была принята в 2012 году и должна была действовать как минимум 20 лет – до 2032 года. Была ли необходимость ее менять – мы не знаем. Но в таких документах отражаются планы регионального правительства, и в данном случае они опираются на предложения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса», – поясняет Николай Ларионов.
Между тем исключенные из новой редакции схемы ООПТ действительно представляют ценность. Это территории, которые развивались по природным законам тысячи лет. Если туда зайдет человек, чтобы заниматься промышленным освоением лесов, многие связи будут безвозвратно нарушены. Этими «точками на карте» отмечены места, где есть и редкие, и типичные виды растений и животных, характерные и исключительные для нашего региона ландшафты.
Баренц-отделение WWF направило в правительство области письмо с просьбой прояснить ситуацию и принять меры к ее обсуждению. По оценкам природоохранной организации, такие изменения пагубно отразятся на региональной заповедной сети. Первый ответ за подписью заместителя председателя правительства Евгения АВТУШЕНКО оказался слишком общим: ООПТ не является единственным способом территориальной формы охраны окружающей среды; схему можно изменить, если будут предоставлены материалы, обосновывающие создание новых ООПТ.
«Конечно, этот ответ не мог нас устроить, ведь в нем нет ничего ни о причинах исключения территорий, ни о реальных намерениях хоть как-то изменить ситуацию. Такие вопросы не должны обсуждаться кулуарно, а решение приниматься одним, даже профильным министерством. Понятно, что позиции правительства, природоохранных организаций, лесопромышленников всегда будут отличаться, но консенсус найти можно. Одно из ярких подтверждений – принятое в октябре прошлого года решение о создании Двинско-Пинежского заказника», – уверен Николай Ларионов.
Как подробно рассказывал «БК», 1 октября 2019 года действительно произошло большое событие: создан Двинско-Пинежский заказник – это 302 тысячи гектаров северной тайги, защищенной от промышленной заготовки древесины, результат многолетних переговоров.
По оценкам правительства, причина, по которой ООПТ «выпали» из схемы, – отсутствие согласований с лесопользователями, а также материалов комплексного экологического обоснования статуса территорий.
«Рациональная позиция другая: все ранее запланированные заказники были включены в схему именно на основании предложений научных и природоохранных организаций, ценность этих территорий предварительно оценена учеными, в том числе в полевых условиях. Да, комплексное обоснование есть не во всех случаях. Однако это не должно являться препятствием для планирования заказника. Если мы понимаем, что конкретная территория имеет ценность, это надо обсудить с лесопользователями и провести весь комплекс требуемых натурных обследований. Кстати, компании, как правило, сами вкладываются в такую работу, потому что им, во-первых, надо знать реальную ресурсную базу, а во-вторых, показывать уровень своей экологической ответственности, чтобы подтверждать выполнение требований добровольной лесной сертификации», – считает Николай Ларионов.
Практически все лесопользователи Архангельской области, включая компании «Титан», «УЛК», «Илим», «Регион-лес», уже имеют соглашения с экологами по некоторым из арендованных участков. Добровольная сертификация на то и добровольная, что, с одной стороны, напрямую не обязывает предприятия создавать ООПТ, но с другой – им надо принимать меры по сохранению малонарушенных лесных территорий, чтобы иметь возможность поставлять древесину на экологически чувствительные рынки. А почти все «выпавшие» из схемы ООПТ как раз находятся на уже арендованных бизнесом участках и относятся к малонарушенным лесным территориям.
WWF направил на имя главы региона второе обращение и получил позитивный ответ: рабочая встреча должна состояться, как только позволит ситуация с коронавирусом. Однако дата ее проведения пока не назначена.
Прямая речь
Николай ЛАРИОНОВ, руководитель Архангельского подразделения Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы:
- Наличие планов по созданию особо охраняемой природной территории до момента ее образования не накладывает ограничений на арендаторов, однако лесопользователи обычно учитывают это в своей деятельности. Мы не претендуем на абсолютную позицию: нужно собрать за «круглым столом» все заинтересованные стороны, в том числе ученых, экспертов, которые создают основной фактический материал, доказывающий природную ценность территорий, местное население и, конечно, бизнес. На наш взгляд, результатом должно стать создание дорожной карты, предусматривающей и включение в схему тех территорий, которые из нее предполагается «изъять». Правильно было бы внести изменения в проект новой схемы до ее принятия. Нужны и намерения правительства по охране этих территорий, что и называется долгосрочным планированием, а не «затыканием дыр».
Александр ДЯТЛОВ, вице-спикер Архангельского областного Собрания депутатов:
– Действительно, первоначально схемой территориального планирования Архангельской области было предусмотрено создание и расширение границ более 20 ООПТ. Однако в результате проведенного анализа имеющихся в министерстве научных обоснований установлено, что по ряду ООПТ такие обоснования отсутствуют. Перечень был актуализирован и включен в концепцию развития системы ООПТ, утвержденную постановлением правительства области в августе 2018 года.
Учитывая, что ООПТ не являются единственным способом территориальной формы охраны окружающей среды, концепция сформирована так, чтобы она гармонично сочеталась с другими формами: это защитные леса и особо защитные участки лесов; водоохранные зоны. Кроме того, концепция разработана с учетом сложившейся системы хозяйственной деятельности и ее перспектив.
Кстати, до утверждения концепция рассматривалась на заседании рабочей группы, на которой присутствовал представитель WWF, и была рекомендована к утверждению.
Как в схему, так и в концепцию могут быть внесены изменения. Однако для создания ООПТ, согласно законодательству, необходимы материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им правового статуса особо охраняемых. Над этим трудится целый коллектив ученых – биологи, зоологи, лихенологи, ландшафтоведы и другие специалисты.
К примеру, Двинско-Пинежский заказник образован только после получения нашим профильным министерством комплексных материалов обоснования его создания. А вот по материалам создания ООПТ «Корабельная чаща» в 2016 году было получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
Когда дата рабочей встречи будет назначена, обязательно приму в ней участие. Считаю целесообразным обсудить наличие научно обоснованных материалов создания ООПТ. Кроме того, следует упомянуть и о соблюдении баланса между необходимостью сохранения ценных лесных ландшафтов и лесопользованием. Ведь тут между двух огней оказывается бизнес: с одной стороны, необходимо сохранить леса, с другой – осваивать ресурсы на арендованной территории, за которую, к тому же, вносится плата.
Кстати
На первую после выборов губернатора сентябрьскую сессию Архангельского областного Собрания депутатов вынесен вопрос о принятии во втором чтении изменений в закон об ООПТ. В новой его редакции правительство области получает право не только создавать, но и ликвидировать особо охраняемые природные территории, причем без согласования с федеральным центром. Такая практика уже введена в некоторых регионах.
Законопроектом, в частности, совершенствуется процедура создания ООПТ, расширяется перечень сведений, включаемых в материалы комплексного экологического обследования. К примеру, будут создаваться перечни объектов животного и растительного мира ООПТ, разрабатываться характеристика антропогенного воздействия. Но есть и некоторые опасения.
«С одной стороны, состав материалов по обоснованию ценности территорий дополняется тем, что вы перечислили, - отмечает Николай Ларионов. - Безусловно, сеть ООПТ — живая структура и должна проходить инвентаризацию. Мы должны понимать, какие территории в нее включать, а какие можно убрать ввиду разных причин — например, потери их ценности или вследствие природных причин. Очень маловероятно, что закон коснется больших территорий и они вдруг разом «потеряют» природную ценность. Благо и то, что региональное законодательство в этой части приводится в соответствие с федеральным. С другой стороны, проблема в том, что эти нововведения не повышают открытость действий при создании, управлении, изменении границ и ликвидации ООПТ. А это обязательно должен быть открытый процесс, даже если законодательно закреплено, что министерство вправе принимать такие решения без обсуждения с экспертным сообществом. На кого же еще должно опираться правительство при планировании своих действий по развитию сети ООПТ?»