ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на группу БК ВКонтакте

Воскресенье, 13 апреля, 2025 00:30

«Горизонтальные» связи городов: в Архангельске прошёл пятый модуль программы «Школа мэров»


Рита ИЛЬИНА. Фото arhcity.ru, Анастасии Незговоровой, Алексея Липницкого и Ильи Леонюка | 11.04.2025 16:43:35
«Горизонтальные» связи городов: в Архангельске прошёл пятый модуль программы «Школа мэров»

На текущей неделе столица Поморья стала площадкой «Школы мэров»: федеральной программы подготовки муниципального кадрового управленческого резерва. Один из её модулей, посвящённый хозяйственной деятельности и развитию территории, провели в Архангельске. Наш город посетили 80 слушателей программы из большинства регионов страны.


Образовательный проект «Школа мэров» создан в 2023 году по поручению Владимира ПУТИНА и реализуется Высшей школой госуправления Президентской академии при поддержке администрации Президента РФ и Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления.
Как рассказал академический директор программы «Школа мэров» Александр ЗОРИН, в общей сложности слушателями программы стали 160 человек, которых разделили на два потока по 80 человек.

«Все слушатели прошли серьёзный отбор. На первом этапе кандидатуры были согласованы главами регионов, на втором – экспертами Высшей школы государственного управления. В федеральном отборе приняли участие более 500 человек. Конкуренция получилась высокой: четыре кандидата на место, – пояснил Александр Владимирович. – Зачислено 160 слушателей: 40% из них – это действующие градоначальники, ещё 40% – заместители глав администраций и 20% – руководители региональных органов власти и депутаты, кандидаты на включение в кадровый резерв».

В Архангельске проходил пятый модуль программы. Предыдущие четыре состоялись в Московской области, Якутске, Иркутске и Самаре.

«В каждом из этих регионов, городов – своя специфика. Программа даёт возможность обменяться опытом и выделить лучшие практики, – отметил Александр Зорин. – Архангельск – город, который всегда имел стратегическое значение для России. Сейчас он играет особую роль в деле освоения Арктики, Северного морского пути. Мы понимаем, что город работает не только в условиях бюджетных ограничений, но и географических, климатических. Нам важно посмотреть, как администрация муниципалитета справляется с вызовами».

Опыт северного города

Программа в Архангельске была посвящена развитию городской среды, благоустройству, работе муниципальных предприятий, сфере ЖКХ и транспортному обслуживанию.

«С нами работают эксперты, которые позволят рассмотреть эти вопросы с учётом федеральной повестки, имеющихся мер поддержки и задач, стоящих сегодня перед муниципалитетами», – добавил Александр Зорин.

Первый день «Школы мэров» организаторы называют «муниципальным». С докладом о развитии городской инфраструктуры перед коллегами выступил глава Архангельска Дмитрий МОРЕВ.

morev1_meri_school.JPG

«Основным направлением для нас является повышение темпов строительства и ввода жилья. Для этого используются все доступные инструменты: федеральная программа переселения граждан из аварийного жилья, программа комплексного развития территорий (КРТ). В городе реализуются масштабные инвестпроекты и проекты резидентов Арктической зоны РФ. Благодаря этому объёмы строительства в Архангельске сегодня составляют более 200 тысяч метров квадратных в год», – уточнил Дмитрий Александрович.

Отдельно глава Архангельска остановился на КРТ: наш регион – среди немногих субъектов, кто использует эту программу как один из инструментов расселения аварийных домов. Дмитрий Морев также рассказал об обновлении дорожной сети, ключевых объектах благоустройства и транспортной реформе, которая вызвала наибольший интерес у слушателей «Школы мэров».

meri_school.JPG

«Ранее по городу ходили ПАЗики, которые были серьёзно изношены. Мы провели большое исследование транспортного потока, чтобы сформулировать условия для новых перевозчиков. По итогам торгов контракты на обслуживание маршрутов получила транспортная компания «Рико», начавшая свою работу в Архангельске в 2023 году. На линии вышли большие автобусы, работающие на газомоторном топливе, – уточнил Дмитрий Морев. – Транспортная реформа стартовала непросто, было много обращений от горожан, до сих пор продолжается «донастройка» маршрутов, расписания движения автобусов. Но в целом сфера общественного транспорта в Архангельске изменилась кардинально: и по проценту выполненных рейсов, и по качеству обслуживания, и по качеству самих автобусов».

На базе «Рико»

Обсуждение транспортной реформы продолжилось на площадке компании «Рико».

«Эту базу мы арендовали на период действия контрактов, то есть на 7 лет. Ранее они заключались с перевозчиками на более короткий период, – рассказала гостям главный бухгалтер ООО ТК «Рико» Марина КОПТЯЕВА. – Заключение долгосрочных контрактов позволило нам обновить автопарк. Сегодня он насчитывает 220 автобусов, 215 из них работают на линиях, остальные в резерве. Техника приобретена по договорам лизинга, сроком их действия и обусловлено заключение семилетних контрактов».

Основные сложности перевозчика связаны с кадровым обеспечением: в штате «Рико» не хватает как водителей, так и кондукторов. Эта проблема характерна не только для Архангельска, но и для других городов России, о чём рассказали главы во время посещения площадки. Также гостей интересовало наполнение контрактов, техническое состояние автобусов и используемые марки. Автобусный парк «Рико» представлен четырьмя моделями: МАЗ 206, МАЗ 203, ЛиАЗ и Lotos. Последние, к слову, показали себя в северных условиях лучше остальных.

meri_riko.JPG

«Мы ставили себе задачу рассказать гостям о транспортной реформе и её необходимости для Архангельска, а также продемонстрировать наши подходы, – прокомментировал итоги визита директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Максим ШЕМЕЛИН. – Слушатели «Школы мэров» узнали об организации работы перевозчика в Архангельске, методах воздействия на него со стороны администрации. Думаю, нашим коллегам было интересно, и они смогли почерпнуть много полезного».

Также в этот день слушатели «Школы мэров» познакомились с работой МУП «Горсвет» и «Городское благоустройство».

Эффективные муниципальные практики

Директор МУП «Горсвет» Александр ГУРЬЕВ рассказал о наработках и инструментах, которые использует муниципальное предприятие. Сегодня «Горсвет» обслуживает свыше 600 км сетей на территории Архангельска, также в его ведении светофоры, дорожные знаки и более ста камер наружного наблюдения.

Директор «Горсвета» отметил достижения предприятия за последние четыре года работы, и в числе таковых – строительство новых линий уличного и наружного освещения, модернизация светофоров, цифровизация управления.

Сегодня автоматизированная система контроля позволяет оперативно решать повседневные задачи. Например, при поступлении сигнала о неисправности светофора или другого объекта, диспетчер может посмотреть по камерам «масштаб проблемы» и направить бригаду для её решения. Весь автотранспорт муниципального предприятия оборудовали системой ГЛОНАСС, поэтому диспетчеру видно, какой из автомобилей находится ближе других к аварийному участку. Кроме того, система позволяет удаленно программировать светофоры.

guriev_gorsvet.jpg

Уличные фонари также включаются и выключаются удалённо: датчики передают информацию диспетчеру «Горсвета», и в зависимости от погоды он может запустить городское освещение чуть позже или раньше. Даже такая, на первый взгляд, мелочь, даёт дополнительную экономию бюджетных средств.

Участников «Школы мэров» интересовали инфраструктурные вопросы работы предприятия, численность сотрудников, средняя заработная плата, техническая оснащенность, а также — зарабатывает ли МУП на коммерческих заказах. Александр Гурьев пояснил, что сегодня предприятие имеет такую возможность, спектр услуг обширный, спрос высокий. Предприятие выходит на торги, получает заказы, исполняет контракты, а прибыль реинвестирует в собственные мощности и инфраструктуру города: в обновление парка автомобилей, замену старых светильников на современные светодиодные и пр.

«Освещение, «ливнёвка», благоустройство – это те сферы хозяйства, которые должны быть под управлением городских властей, особенно на Севере. Нужны стабильные профессиональные коллективы, с которых будет спрос за качество предоставляемых услуг. Кроме того, деятельность муниципальных предприятий серьёзно регламентируется федеральным законодательством, её легко проконтролировать: проверки, согласования, итоги работы – всё прозрачно», — подчеркнул Александр Гурьев.

На обновлённой набережной

В этот же день участникам «Школы мэров» рассказали о работе МУП «Городское благоустройство». По центральной набережной гости прошли от Буяновой до Красной пристани и Северного морского музея.

Как рассказала Ольга ПОЛУЯНОВА, начальник управления благоустройства городской администрации, реализация масштабного проекта началась здесь в 2021 году. Контракт по итогам конкурсных процедур получило муниципальное предприятие «Городское благоустройство». Напомним, что МУП был образован в конце 2020 года по инициативе главы Архангельска Дмитрия Морева. Одно из ключевых направлений работы предприятия — создание и содержание объектов благоустройства.

Территорию расчистили от кустарников и мелколесья, демонтировали верхнюю часть деревянных свайных причалов, укрепили откосы камнем, плитами и арматурой, установили новые сваи из стальных труб. Сегодня здесь создан променад со смотровыми площадками, ставший одним из самых любимых мест отдыха горожан и гостей Архангельска.

У информационного стенда на Буяновой пристани участникам «Школы мэров» показали деревянные сваи пирса, сохранённые как исторический артефакт. Сюда приставали поморские шхуны и груженые рыбой карбасы — максимально близко к рынку, располагавшему на месте нынешнего Дворца детского и юношеского творчества.

meri_byanova.jpg

Гостям также понравилась история про установленный на Буяновой пристани якорь, который специалисты «Городского благоустройства» нашли здесь во время работ. Конечно, их внимание привлёк и кудесник — миниатюрный купец с солью: для нас он стал уже пятым с начала реализации совместного проекта городской администрации и бизнеса.

Затем Ольга Полуянова провела участников образовательного мероприятия по пешеходной дорожке на Красную пристань. Её появление стало большой победой администрации города, достигнутой с участием бизнеса, благодаря переговорам с руководством ДДЮТ и Северного морского пароходства.

«Сделать сквозной проход между территориями СМП и ДДЮТ оказалось очень непросто. Чтобы обеспечить безопасность в зоне причала и отделить территорию учреждения, были установлены два одинаковых декоративных ограждения. Пароходство настаивало на глухом ограждении, с металлической проволокой вверху, но нам удалось найти компромисс. Тротуар выложен брусчаткой, освещён фонарями в старинном стиле. Что важно, здесь сохранены все вязы», — пояснила Ольга Полуянова.

Как убедились участники «Школы мэров», создание МУП «Городское благоустройство», а также МКУ «Чистый город», специалисты и техника которого как раз трудились на набережной, — перспективные решения главы и администрации Архангельска, хорошая муниципальная практика, которую стоит перенять.

Итоги «муниципального» дня

Завершающим мероприятием «муниципального» дня стало обсуждение опыта администрации Архангельска по управлению городской коммунальной инфраструктурой. Также слушатели рассмотрели вопрос повышения эффективности управления муниципальной землёй и имуществом.

«Мы многое узнали о работе администрации Архангельска. Руководство города занимается привлечением больших инвестиций, развитием туризма, при этом повышая качество жизни людей. Мы убедились, что глава Архангельска погружён в хозяйственную повестку города, использует разные инструменты, в том числе федеральные, – поделился впечатлениями Максим ТИХОМИРОВ, глава города Дубна (Московская область). – Каждый участник программы приехал сюда не только за знаниями, но и для того, чтобы передать собственный опыт. Например, Дубна является наукоградом, считаю, что лучшим в нашей стране, и мы готовы делиться своими наработками с командой администрации Архангельска».

Обучение в «Школе мэров» предполагает возможность обратной связи: слушатели в диалоге определяют наиболее эффективные подходы к достижению различных целей.

«Вашему городу и главе есть чем гордиться – Архангельск развивается, и в этом мы убедились, – рассказал журналистам глава Смоленска Александр НОВИКОВ. – В целом эта программа очень важна. Она помогает найти новые знакомства, установить нужные в нашей работе горизонтальные коммуникации между муниципалитетами, чтобы и в дальнейшем обмениваться опытом и решать общие задачи».

В «региональный» день участники «Школы мэров» встретились с губернатором Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ.

По итогам работы «выпускники» программы разрабатывают и защищают индивидуальные проекты по совершенствованию процессов, влияющих на качество жизни горожан в каждом из муниципалитетов.





Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей