Текст: Андрей ПЕРЦЕВ | 13.07.2012 05:40:36
Некоммерческие организации (или, официально, НКО) очень скоро начнут жить по новым правилам. Многие из них рискуют получить ярлык «иностранных агентов». Для этого должны сойтись два обстоятельства: иностранная помощь (пусть и небольшая) и политическая деятельность, которую, кстати, можно обнаружить у любой организации. Такие «иностранные агенты» есть и в Архангельской области: по данным Минюста, в прошлом году 25 НКО получили 25 млн рублей из-за рубежа.
Автором скандального документа вновь выступил единоросс Александр СИДЯКИН, который до этого успел сочинить не менее скандальный закон о митингах. Правда, сейчас у законопроекта (а к моменту выхода номера уже и закона) аж больше двухсот авторов – вся фракция «Единой России» в Госдуме. Сделано это с умыслом – чтобы Запад, наймитов которого, по идее, должен разоблачать закон, не подумал запрещать въезд его авторам.
Где политика, брат?
Суть документа довольна проста (единороссы утверждают, что скопировали его с американского закона 1938 года): некоммерческие организации, чью деятельность можно считать политической, обязаны внести себя в реестр «иностранных агентов», сдавать отчет раз в полгода, а раз в год проводить аудит. Кроме того, в СМИ и Интернете при публикации сведений о таком НКО необходимо указывать, что информация представлена «иностранным агентом».
Единороссы говорят, что цели закона исключительно благие: мол, теперь НКО, получающим иностранные гранты, не надо стесняться – зарегистрировался как «агент», и работай, пожалуйста. Однако иностранную помощь получают многие правозащитные организации, в том числе и те, что ведут наблюдение на выборах, проводят политические исследования, учебу.
Вот, например, ассоциация «Голос». Можно ли считать ее деятельность политической? Скорее всего, нет: наблюдение на выборах и борьбу с фальсификациями вряд ли можно назвать политикой. Не будем же мы называть политиками народных дружинников, борющихся с хулиганством и грабежом на улицах? По логике этого закона – «Голос» организация политическая, этого не скрывают и сами единороссы. Политическая деятельность в законе определяется как «воздействие на органы госвласти с целью изменить их политику, а также воздействие на общественное мнение с той же целью». Если рассуждать так, то, конечно, изменение системы фальсификаций на выборах – дело сугубо политическое.
Несмотря на то что президент Путин внес поправки, которые исключают из понятия «политика» религиозную, экологическую, научную, культурную, благотворительную, социальную деятельность, защиту материнства и детства, борьбу за права инвалидов, при особом желании задуматься об их политической сущности можно.
Отчаялись экологи бороться за лес или озеро, вышли на пикет – вот тебе и политика, ведь они влияют на принятие решений. Государство помогает одной научной организации, заодно овладевшей навыками «распила», а на другую денег не хватает. Ученым может помочь Запад, а вдруг те посетуют в коллективной статье в газете или Интернете на немилость со стороны родного правительства? Влияют? Несомненно! Вот тебе и политика!
Тут уже можно и ярлык «иностранный агент» с чистой совестью навесить. А тут возникает следующий вопроос: чьи интересы защищает «агент» «Голос» на выборах? Явно не жителей России, а иностранцев. Как будто всем нам нужна только победа партии власти с результатом в 99%, а проклятому Западу – честные выборы. Зачем эти «агенты»-экологи защищают озеро или реку? Не иначе, как в интересах иностранцев!
Из НКО в КО
Подобная организация есть и в Архангельской области. НКО поморов получает помощь от Скандинавских стран. Спонсоров на Родине не так уж много: кому нужна традиционная культура? Вроде бы Владимир Путин и заявил, что НКО, которые занимаются культурой, экологией, благотворительностью, здоровьем, вне подозрений, статус иностранного агента их не коснется. Наоборот, государство в три раза увеличит финансирование некоммерческих организаций. Только кому оно достанется? В Новгородской области особой любовью областного правительства, распределявшего средства на НКО, пользовалась организация, которую возглавляла родственница одного из чиновников.
А если НКО критикует действия власти, как те же поморы (причем критикуют справедливо), особой любовью государства не пользуется и помощи от него не получает? Тогда добро пожаловать в ряды иностранных агентов…
Конечно, общественники найдут, как бороться с родной и в то же время неродной властью. Например, НКО станут организациями коммерческими. Пока государство не будет помогать даже своим критикам, запрещая их поддерживать, бизнесу, общественникам будут помогать с Запада. Видимо, там о честности выборов, чистой природе заботятся больше…
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Марина МИХАЙЛОВА, директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант»:
— Закон был принят в непонятной спешке. Между его внесением в Госдуму и принятием в третьем чтении прошло всего две недели. Для такого серьезного законопроекта это очень маленький срок.
Одна из главных недоработок закона — формулировка понятия «политическая деятельность». Работа любой НКО направлена на формирование общественного мнения. Даже занимаясь защитой прав инвалидов или, к примеру, помощью детям-сиротам, она может делать публичные заявления. В трактовке нового закона это может расцениваться как влияние на политику государства, т.е. как политическая деятельность, а значит, такие НКО тоже рискуют попасть в «иностранные агенты».
Само слово «агент» в русском языке является почти синонимом слова «шпион». Но ведь большинство НКО получает финансовую помощь из иностранных источников в рамках официальных существующих в России программ: например, программы сотрудничества с северными странами, программы, которую поддерживает Еврокомиссия, и многих других.
Иностранными агентами будут считаться организации, получающие деньги не только от иностранных государств и благотворительных фондов, но и от иностранных граждан. Многие НКО в нашей стране занимаются сбором частных пожертвований. Как быть в случае, когда, например, гражданин иностранного государства хочет оказать помощь конкретному больному ребенку или направить средства людям, пережившим стихийное бедствие? В этой ситуации НКО тоже становится «агентом»?
Авторы закона подчеркивали, что он направлен на повышение прозрачности деятельности НКО, но и в тех правилах, по которым мы работаем сегодня, уже заложены все форматы обеспечения подотчетности. Мы ежегодно сдаем отчеты в Минюст, в которых обязательно указывается, сколько средств получено от зарубежных партнеров и на что они израсходованы. НКО так же, как и все организации, работают с налоговой и, кроме того, обязаны предоставлять публичные отчеты о своей деятельности.
И наконец, на мой взгляд, этот закон дает возможность избирательного правоприменения: из-под его действия «выводят» религиозные и государственные НКО. Все это выглядит тем более странно, что на федеральном уровне так много говорится о развитии гражданского общества, гражданского контроля и участии граждан в решении социально-экономических проблем территорий.
Анастасия ПРИСТУПА, ведущий специалист отдела по делам некоммерческих организаций управления Минюста России по Архангельской области и НАО:
– В соответствии Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО, имевшие в течение отчетного года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять нам отчет.
По состоянию на 30 июня 2012 года специалистами регионального управления Минюста России приняты отчеты от 1174 некоммерческих организаций, действующих на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В ходе их рассмотрения установлено, что 25 некоммерческих организаций (1,3% от общего числа НКО, зарегистрированных на территории области и НАО) в 2011 году получали денежные средства из-за рубежа на общую сумму 25 млн рублей.