ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 19:38

Как мошенники выманивают деньги в Сети и по телефону?


Илья ЛЕОНЮК. Фото pixabay.com | 19.07.2022 11:43:53
Как мошенники выманивают деньги в Сети и по телефону?

С развитием информационных технологий, онлайн-торговли, расширением возможностей удаленной работы в Сеть перекочевали и негативные явления – появились новые способы мошеннических действий, которые преступники активно используют не только в Интернете, но и по телефону.


Наивно полагать, что если вы игнорируете звонки «представителей службы безопасности банков» и никому не говорите реквизиты вашей карты, вы защищены. Как показывает практика, стать жертвой аферистов может каждый.

В списке пострадавших

Наиболее часто на уловки мошенников по телефону попадаются люди преклонного возраста – это самый простой «контингент» для преступников: их вводят в заблуждение, выманивают данные карт и похищают средства. Беда и в том, что обратиться за помощью сразу пенсионеры зачастую не могут, поскольку понимание произошедшего приходит к ним позже.

Для хищения денег у граждан, которые считают себя «продвинутыми пользователями» современных технологий, злоумышленники используют более изощренные сценарии: «обмен кешбэка на рубли», предложения поучаствовать в брокерской торговле, перевести деньги на специальный счет и прочее. Такие схемы сложнее, но в случае «удачи» и сумма украденного значительно выше.

Если посмотреть статистику, в списках «продвинутых» пострадавших есть люди самых разных профессий, среди которых – бухгалтеры, инженеры, предприниматели, чиновники, и даже сотрудники правоохранительных органов.

Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные и финансовые данные, перевел деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Они могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов.

Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.

Проведите беседы с пожилыми родственникам, а также с младшими братьями и сестрами – самоуверенные 20-летние молодые люди становятся жертвами мошенников не реже своих бабушек и дедушек: покупают аккаунты у мошенников в Интернете, меняют криптовалюты в надежде получить выгоду, вкладываются в инновационные пирамиды или в стремлении купить билет на концерт любимого исполнителя переходят на фишинговый сайт.

Есть несколько простых правил, которые не станут панацеей, но помогут выстроить систему защиты от махинаций. Для покупок в Интернете правильно иметь вторую карту с небольшой суммой денег; ограничить в приложении возможности списания денежных средств с карты и сохранения данных в Сети; установить антивирус на все свои устройства и обновлять его.

На выдумку хитры

Статистика органов внутренних дел говорит о значительном – на 20% – сокращении числа дистанционных краж в Поморье. На 8% меньше стало криминальных деяний с использованием IT-технологий. Однако терять бдительность не стоит: количество такого рода преступлений в общей их структуре по-прежнему велико и составляет 30%, при этом суммы, которыми завладевают аферисты, в последнее время увеличиваются.

«Анализ показывает, что это связано со стремлением не обладающих достаточным уровнем знаний людей заработать, как они считают, быстрые и легкие деньги на инвестициях, стать брокерами, – отмечает заместитель начальника регионального УМВД Александр ЗИНОВЬЕВ. – В результате тысячи людей страдают от действий мошенников, теряют деньги, которые в некоторых случаях копили годами. Знания о том, как противодействовать обману, помогут в нужную минуту принять правильное решение».

Вновь в ходу у мошенников схема под условным названием «Мама, помоги, я в полиции!», а также ее вариант «Мама, я стал виновником ДТП, нужны деньги, чтобы откупиться!» Как ни странно, люди раз за разом поддаются на эти уловки, хотя правило защиты очевидно – прекратить разговор и положить трубку.

Попадая под влияние преступников, граждане нередко отправляются в банк, чтобы оформить кредит, а деньги отправить мошенникам. Чтобы не допустить этого, финансовые организации в сотрудничестве с полицией проводят профилактическую работу с менеджерами банков.

«Сотрудникам банков удается отговорить человека от необдуманного шага и предотвратить преступление, – рассказывает управляющий архангельским подразделением Банка России Андрей БЛОК. – Каждый должен знать, что у банков нет никаких «специальных», «защищенных» счетов. Это выдумки преступников. Регулятор – Банк России, сотрудниками которого нередко представляются аферисты, – никогда операций с денежными средствами населения не проводит».

Как распознать мошенников

Аферисты постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Но какой бы ни была легенда, есть ряд признаков, по которым можно сразу же вычислить мошенников.

Первое: на вас выходят сами. Кем бы ни представился звонящий – сотрудником банка, полиции, магазина, вашим троюродным братом-миллионером из Зимбабве, – насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.

Второе: с вами говорят о деньгах. Основная задача мошенников – получить доступ к чужим финансам. «Сказки» могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги – которые вы можете потерять или получить.

Третий признак: вас просят сообщить данные. Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам– «ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к «личному кабинету» на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда – коды из банковских уведомлений. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, пин-коды и пароли.

Кроме этого, вас почти наверняка начнут выводить из равновесия. Мошенники стремятся вызвать сильные эмоции – напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы.

И наконец – на вас давят. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать человеку времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Избежать потери накоплений позволит установка запрета на онлайн-операции по счету либо ограничение их параметров: максимальной суммы одного перевода или объема перевода денежных средств за определенный срок. Для этого необходимо написать заявление в банк, клиентом которого вы являетесь. Услуга предоставляется бесплатно.

Эффективный инструмент

Законодательные инициативы дают возможность совершенствовать систему защиты от кибермошенников. К примеру, с декабря 2021 года Банк России наделен правом во внесудебном порядке блокировать сайты аферистов.

«За первое полугодие текущего года таким образом было закрыто более 3400 мошеннических интернет-ресурсов. А в мае регулятор на своем сайте начал публиковать наиболее распространенные схемы аферистов», – добавляет Андрей Блок.

Финансовая безопасность – это не только умение избежать ситуаций, связанных с мошенниками, но еще и способность вести грамотный контроль доходов и расходов, проверку надежности источников получения информации и услуг в Интернете. Исследования показывают, что общий уровень финансовой грамотности у северян выше среднероссийских показателей, и одно из свидетельств тому – доля просроченных кредитов физических лиц. По данным на 1 июня 2022 года, в Архангельской области этот показатель составляет 3,1% при среднем российском показателе 4,1%.

Важнейшим элементом защиты от мошенников является повышение финансовой грамотности. Как напомнила заместитель министра финансов Архангельской области Татьяна СУРОВЦЕВА, соответствующая программа правительством региона была принята и реализуется с 2014 года.

«Основную работу ведет региональный центр финансовой грамотности – на площадке агентства регионального развития при поддержке министерства финансов Архангельской области, – поясняет Татьяна Суровцева. – Стараемся использовать самые разнообразные форматы: для людей старшего возраста, семей с детьми, молодежи. Все наши мероприятия проводятся с участием профессиональных экспертов и являются бесплатными. Мы ставим перед консультантами задачу больше говорить о возможных рисках использования тех или иных финансовых услуг, опасностях неправильного финансового поведения. Настраиваем аудиторию на критический подход к любой информации, касающейся личных финансов».

Региональный центр финансовой грамотности также регулярно организует консультационные мероприятия для предпринимателей и самозанятых.

Y_izbrannoe.jpg






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей