Рина КОСТИНА. Фото Алексея Липницкого. | 18.05.2020 10:13:26
Гостиничная индустрия Архангельска в буквальном смысле остановилась из-за коронавируса. Отельеры позакрывали свои лучшие номера, распустили сотрудников по домам и замерли в напряженном ожидании. Описывая ситуацию, предприниматели не стесняются в выражениях: заполняемость гостиниц и хостелов стремится к нулю, потеря выручки – от 30 до 100%.
Еще в первых числах апреля общественное объединение предпринимателей «ОПОРА России» предсказало, что отели в российских городах столкнутся с необходимостью продолжать работу в условиях рекордно низкой загрузки на фоне ограничительных мер властей, экономического и эпидемиологического кризисов.
Постояльцы гостиниц сегодня – это люди, находящиеся в служебных поездках. При этом заселиться они могут, только имея направление в командировку от работодателя и свежую справку об отрицательном тесте на коронавирус. Крупные игроки архангельского рынка эти требования соблюдают строго. Хостелы – не всегда.
«В связи со сложностью получения справки мы принимали гостей и без таковой, с оговоркой о том, что она очень желательна, – признался владелец хостела Feel Good Александр БЕЛЯЕВ. – Считаю, что данная мера крайне трудно реализуема и является излишней, так как наличие справки не гарантирует отсутствие коронавирусной инфекции».
По словам Ирины ФРОЛОВОЙ, генерального директора ООО «Титан Девелопмент», владеющего гостиницей «Двина» в Архангельске, норма загрузки гостиницы равна 43-55%, сегодня же она составляет не более 1%. Чуть лучше обстоят дела у гостиницы «Беломорская», принадлежащей Федерации профсоюзов Архангельской области.
«Гостиница продолжает осуществлять свою деятельность, мы не закрывались ни на один день, – рассказала генеральный директор гостиницы «Беломорская» Марина МЕЩЕРЯКОВА. – Лишь с 1 мая ввели небольшое изменение: во время майских праздников сотрудники работали без ночных смен. Наш основной сегмент – командированные. В этот раз было достаточное количество людей, приехавших за медицинской помощью».
Для небольших отелей и хостелов ситуация развивается еще хуже: многие просто не выдержали и временно закрылись. «Мы не мученики, а отельеры» – так в разговоре с «Бизнес-классом» выразился управляющий отелем «Адмирал» Андрей ТИПАЕВ, заявив, что продолжать работу в сегодняшних реалиях равносильно добровольному восшествию на эшафот. Гостиница не будет работать до 1 июня не только из-за ограничений, установленных главой региона, и эпидемиологической обстановки. Руководство «Адмирала» убеждено: наличие справки о здоровье ни в коей мере не спасает гостей от заражения COVID-19 по пути в Архангельск.
«Практически весь апрель хостел не функционировал, – добавил Александр Беляев. – В те немногочисленные дни, когда он работал, принимали только тех, кто приехал в командировку или на лечение – при наличии подтверждающих документов».
Без признаков жителей
Нет гостей – нет и денег. Отельеры Архангельска терпят финансовый крах. В частности, доходы гостиницы «Беломорская» упали в четыре раза, выручка хостела Feel Good – в критические десять раз. У отеля «Адмирал» она в принципе отсутствует. На фоне коллег сравнительно легко отделался NOVOTEL.
«За март выручка упала на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Сильно повлияли запреты на въезд иностранных граждан и на проведение массовых мероприятий», – пояснила директор ООО «Дельта-Отель» (NOVOTEL Архангельск) Ксения ЧАНЧИКОВА.
Экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, заставил отельеров экономить на каждом пункте расходов. В первую очередь страдает персонал гостиниц. Как рассказал Александр Беляев, он не уволил ни одного сотрудника хостела, но работали они всего несколько дней за весь апрель. В NOVOTEL непосредственно на местах оставались 40% сотрудников. В «Беломорскую» на работу ходит треть персонала.
Как отмечают директора гостиниц, коронавирус пришелся крайне некстати: именно весной увеличивается поток гостей, и в этом году было много бронирований, в том числе коллективных, но все они сорвались из-за эпидемиологической обстановки.
«У нас в «Двине» работает только два этажа – для приема командированных, остальная часть гостиницы законсервирована, – говорит Ирина Фролова. – Мы дополнительно привели в порядок закрытые этажи и этим заняли работников на какое-то время. Но сейчас основная часть сотрудников в вынужденном простое. Мы их меняем, чтобы люди более-менее зарабатывали».
Крупные игроки местной гостиничной индустрии смотрят в будущее с бОльшим оптимизмом, чем их меньшие коллеги. Сотрудники NOVOTEL, например, не теряют зря время на самоизоляции – проходят дополнительное обучение. «Титан Девелопмент» смог воспользоваться государственной поддержкой для туристического комплекса «Малые Карелы», в котором тоже есть гостиница: компании выдали беспроцентный кредит на обеспечение заработной платы работникам.
На хостелах и мини-отелях «вирусный» кризис отразился гораздо сильнее, ведь у небольших предприятий запас прочности в виде денежной «подушки безопасности» куда меньше. И владелец хостела Feel Good, и управляющий гостиницей «Адмирал» не уверены в завтрашнем дне.
«Основная мера – сокращение расходов. Спад в экономике идет по всем отраслям, в том числе и туристической, – считает генеральный директор «Беломорской» Марина Мещерякова. – Режим экономии давно включен, но карантинные ограничения по бронированию до 1 июня – это для всех отельеров шок! Сюда же попали и наши коллеги из санаториев. Мы не относимся к субъектам МСП и не имеем права на меры государственной поддержки по данному направлению – это для нас двойной удар. Считаем, что с учетом дополнительных мер безопасности гостиницы должны быть доступны для бронирования. Мы все понимаем сложность ситуации, стараемся беречь здоровье друг друга и окружающих, но чем дольше будут продлеваться ограничения, тем сложнее всем нам будет потом».
Чистота – залог бизнеса
Как утверждают эксперты консалтинговой компании в сфере недвижимости Colliers International, дальнейшее развитие событий будет серьезно зависеть от скорости, с которой пандемию возьмут под контроль. После атипичной пневмонии в 2003 году и финансового кризиса 2008 года – двух наиболее крупных потрясений для гостиничного рынка за последние двадцать лет – потребовалось около полутора лет для полного восстановления.
Эпидемия коронавируса показала, что сфере гостеприимства придется не просто восстанавливаться, но и меняться вслед за всем миром. Такие понятия, как социальное дистанцирование, ежедневная дезинфекция и бесконтактное обслуживание, прочно войдут в жизнь людей. И индустрия подстроится – были бы гости.
Сегодня гостиницы принимают меры предосторожности, чтобы защититься от вируса. Сотрудники используют маски, перчатки, дезинфицирующие средства для обработки рук и рабочих поверхностей. У гостей есть в доступе санитайзеры. Помещения убираются чаще и тщательнее. Посетителям и персоналу измеряют температуру. Работников с плохим самочувствием не допускают на рабочее место. Как предполагают местные предприниматели, эти правила укоренятся в обществе надолго, а может быть, станут обязательным требованием законодательства. По мнению Ксении Чанчиковой, часть хостелов и гостиниц введет самостоятельную бесконтактную регистрацию.
«Думаю, эпидемия в итоге существенно изменит привычный уклад работы хостелов и гостиниц в части гигиены, заботы о здоровье гостей. Но введения большого количества онлайн-услуг, мне кажется, не произойдет. Ведь сфера гостиничного бизнеса – это сфера гостеприимства, а гостеприимство не может существовать онлайн», – считает Александр Беляев.
Противовирусное будущее
Как рассказывают архангельские отельеры, от 30% до 100% бронирований номеров на лето отменилось. А значит, когда индустрия выйдет из карантина, ей придется начинать работу с «чистого листа».
В начале мая Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ) сформировал предложения к рекомендациям Роспотребнадзора по поэтапному выходу из режима ограничений. Эксперты ОСИГ предлагают уже с 1 июня разрешить работу 100% мощностей гостиничного сектора при отсутствии распространения вирусной инфекции в субъекте России. Объединение также считает важным введение освидетельствования на соответствие требованиям по профилактике и борьбе с вирусом COVID-19 с последующей бесплатной сертификацией.
Как утверждают врачи, коронавирус поселился рядом с человеком надолго, как ОРВИ, грипп и ветрянка. Вмешавшись в нашу жизнь, COVID-19 по-своему расставил приоритеты: теперь для туриста карманный санитайзер важнее карты города, а чистота помещений важнее удобства.