Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото из архива редакции и автора | 15.12.2022 13:43:42
Грядущая реконструкция аэропорта Архангельск стала, пожалуй, одной из самых обсуждаемых тем последних двух месяцев. Центральную воздушную гавань региона планируют закрыть на один строительный сезон. Ожидается, что работы начнутся 1 мая, а закончатся в ноябре 2023 года. Чтобы обеспечить бесперебойное авиасообщение между Архангельском и другими городами, в этот период будет перестроена логистика перевозок.
Напомним, что в конце ноября Ространсмодернизация заключила контракт с АО «Монолитное строительное управление-1» из города Люберцы на реконструкцию аэропортового комплекса «Талаги». Цена контракта – более 8 млрд рублей. Работы разделены на пять основных этапов. Реализация первого из них предполагает реконструкцию взлётно-посадочной полосы с закрытием аэропорта и временным прекращением полётов воздушных судов.
«Подрядчик направит специалистов, имеющих опыт в строительстве взлётно-посадочных полос в кратчайшие сроки. Долгостроя не планируется», - подчёркивает генеральный директор Международного аэропорта Архангельск Александр РАСПЕЧЕНЮК.
На малых авиасудах
Один из основных вопросов — организация перевозки пассажиров. На период реконструкции главной воздушной гавани Поморья всю нагрузку на себя возьмёт аэропорт Васьково, который расположен в 12 км от центра Архангельска. Сегодня он в основном обслуживает авиаперевозки в пределах Архангельской области и НАО. Здесь базируется АО «2-й Архангельский объединённый авиаотряд». Аэропорт принимает Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Л-410, Як-40 и другие типы воздушных судов 3-4-го класса, а также вертолёты всех типов.
«Для обеспечения авиасообщения с другими городами планируется использовать самолёты типа ВС CRJ-200, E-170, ATR-70. Стоимость билетов останется на прежнем уровне. Время в полёте на E-170 и CRJ-200 не изменится», — отмечает гендиректор Международного аэропорта Архангельск.
Ранее сообщалось, что в Васьково планируется подготовить инфраструктуру для приёма более крупных воздушных судов типа Sukhoi Superjet 100. Директор аэропорта заявил, что эти планы реальны. Однако на вопрос, будут ли они реализованы, не ответил. Зато уже точно известно, что чартерные перевозки во время реконструкции аэропорта не предусмотрены.
Вместе с тем компании Smartavia и «Аэрофлот» не будут выполнять полёты из Архангельска во время закрытия основного аэропорта.
«На данный момент есть договорённость с авиакомпаниями S7, Rusline, Severstal, Utair, ведутся переговоры ещё с несколькими. Маршрутная сеть останется прежней, количество рейсов будет увеличено в связи с меньшей вместимостью воздушных судов», - уточняет Александр Распеченюк.
Нагрузка возрастёт
Ещё один важный вопрос: удастся ли подготовить инфраструктуру этого малого аэропорта к кратному увеличению нагрузки? Ведь на сегодня годовой пассажиропоток Васьково — более 22 тысяч человек, а у главного аэропорта Архангельска — более миллиона. При этом в Васьково всего одна взлётно-посадочная полоса длиной около 2,5 км. Как сообщалось ранее, есть необходимость в ремонте перрона, мест стоянки, рулёжных дорожек. На эти цели аэропорту Васьково в этом году выделили 160 млн рублей.
К слову, взлётная полоса в Катунино не рассматривается в качестве запасного аэродрома.
«Восстановить полосу и инфраструктуру в Катунино не представляется возможным», - добавляет Александр Викторович.
Ещё одна серьёзная проблема — небольшая вместимость аэровокзала в Васьково. Для её решения планируется приобрести и установить рядом модульные здания для обслуживания пассажиров региональных рейсов из расчёта 100 пассажиров в час.
Также жителей города волнует вопрос организации автобусов до Васьково. Сегодня они отходят от здания бывшего морского-речного вокзала. Как поясняет Александр Распеченюк, на период реконструкции основного аэропорта планируется организовать дополнительные рейсы до Васьково.
Другие возможности доставки пассажиров в столицу России и обратно обсуждаются с руководством РЖД, а именно — введение прямого ускоренного поезда по маршруту Архангельск – Москва. Поезд будет двигаться без пассажирских остановок, только с техническими. При этом есть необходимость в организации обслуживания пассажиров на железнодорожном вокзале, реконструкцию которого также планируют начать в следующем году. Так что пока вопрос с транспортной доступностью Архангельска с мая 2023 года остаётся открытым.