ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

В Архангельске предлагают построить новое судно для перевозок на Соловки


Ирина ФОКИНА. Коллаж и фото предоставлено Владимиром Ивановым, а также pomorland.travel (автор - Алексей Ильин) | 17.04.2024 10:54:05
В Архангельске предлагают построить новое судно для перевозок на Соловки

Сегодня добраться до Соловков морем из Архангельска можно лишь на маленьком теплоходе «Беломорье». Ехать придётся больше суток, а места – только сидячие. Общественный совет при министерстве транспорта Архангельской области предлагает региону заменить судно на более современное и комфортабельное, но пока не находит отклика.


Это вопрос обсуждался на прошедшем на днях расширенном заседании комиссии по промышленной политике, ЛПК, транспорту, дорогам, туризму и развитию Арктики Общественной палаты Архангельской области.

Теплоход «Беломорье» на 36 мест, введённый в эксплуатацию 45 лет назад, связывает Архангельск с посёлками и деревнями по побережью Белого моря. Например, в летнюю навигацию судно дважды в месяц ходит до Койды с остановками в Зимней Золотице, Майде и других маленьких населённых пунктах. Ехать нужно целые сутки. Столько же – через Летнюю Золотицу и Пушлахту на Соловки.

По мнению инициативной группы общественного совета при министерстве транспорта Архангельской области, «Беломорье» уже не отвечает современным представлениям о безопасной и комфортной перевозке пассажиров и багажа. Судно в скором времени может быть списано из-за больших объёмов ремонта.

belomorie_old.jpg

«Вопрос замены теплохода «Беломорье» на современное судно мы поднимаем уже несколько лет, но до сих пор правительство региона не делает никаких шагов в этом направлении, – рассказал руководитель инициативной группы Владимир ИВАНОВ. – Мы считаем, что заменить нужно и саму систему организации перевозок. Дотационные перевозки разыгрываются на открытом аукционе по 44‑му Федеральному закону, но каждый год на него заявляется лишь одна компания-судовладелец – «Арктикрейд». Что будет, если в следующем году она не станет участвовать в торгах?»

В экстренном случае минтранс готов обеспечить доступность морского побережья с помощью самолётов и вертолётов, а в будущем даже задействовать для этого грузовые беспилотники. Но, как считает Владимир Иванов, это не выход. Жители побережья везут в родные деревни всё: стеклопакеты, линолеум, сайдинг, морозильники, телевизоры… Такой груз и в таком количестве ни на вертолёте, ни на беспилотнике не доставишь.

Posadka_belomorie.jpg

Проект, предлагаемый инициативной группой, предполагает строительство однопалубного двухвинтового пассажирского судна, которое реально эксплуатировать круглогодично. В каютах смогут разместиться 84 человека, ещё 20 сидячих мест – в отдельном салоне. Предусмотрены каюта матери и ребёнка, медико-санитарный блок, каюта для лиц с ограниченной способностью к передвижению, ресторан, VIP-зона и салон отдыха пассажиров.

Такое судно также сможет перевозить негабаритный багаж и мелкие партии грузов, в том числе скоропортящиеся и замороженные продукты питания, почту, медицинскую технику и спецтехнику в чрезвычайных ситуациях.

Стоимость строительства теплохода оценивается в 4,9 млрд рублей. Инициативная группа особо отмечает, что владельцем судна должна быть Архангельская область, а потенциальным долгосрочным эксплуатантом может стать Северное морское пароходство или другая судоходная компания, выбранная с помощью аукциона.

«Это многофункциональное судно, которое сможет осуществлять как социальные дотационные, так и коммерческие перевозки, – считает заместитель председателя общественного совета при министерстве транспорта Архангельской области Эдуард ГОРЯГИН. – Путь до Соловков на нём будет занимать 12 часов, что позволит нам создавать конкурентоспособные туристические продукты».

solovki.jpg

Сегодня морские туристы отправляются на Соловки из посёлка Рабочеостровск в Карелии. По оценкам минтранса, это около 35 тысяч человек ежегодно. 

«А если учитывать нелегальные туристические перевозки, то это уже примерно 55 тысяч человек, – продолжает Эдуард Горягин. – В денежном эквиваленте – 160 млн рублей дохода только на билетах. Более того, вокруг перевозок развивается инфраструктура. Вдоль трассы «Кола» выросли как грибы гостиницы. Кемь и Рабочеостровск живут за счет туризма. На этом зарабатывают все, кроме нас. Между тем наш регион вкладывает средства в благоустройство Соловков, но не увеличивает налогооблагаемую базу. Налоги уходят в другие регионы. Новый теплоход будет монетизироваться и создавать предпринимательскую среду. Мы сможем прийти к цивилизованному рынку и замкнуть его на Архангельск».

Судно также способно уменьшить нагрузку на экологию архипелага и повысить доступность туристических продуктов, считают авторы проекта. В высокий сезон, когда стоимость проживания на Соловках доходит до 10 тысяч рублей в сутки, теплоход станет плавучей гостиницей, на которой пассажиры смогут спать, питаться, не оставляя при этом на островах никаких отходов.

Министерство транспорта Архангельской области не разделяет мнение инициативной группы об острой необходимости строительства нового судна. По словам заместителя министра транспорта Юрия ПОПОВА, к 2029 году на Соловки начнут дополнительно летать два самолета Ил‑114 вместимостью 54 пассажира, что увеличит транспортную доступность архипелага.

Projekt_belomorie_new.jpg


4 870 млн рублей – расчётная стоимость строительства морского пассажирского судна.

«Если что‑то случится с теплоходом «Беломорье», мы закроем потребности местных жителей с помощью вертолётов и самолётов, – повторил Юрий Попов. – Мы согласны, что строительство нового судна должно войти в «Комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года», утверждённый в прошлом году. Но в этом проекте может в первую очередь участвовать бизнес, используя механизм государственно-частного партнёрства. И регион не должен владеть этим судном».

Однако проект, представленный инициативной группой, получил поддержку членов Общественной палаты Архангельской области. Принято решение обратиться к губернатору с просьбой изучить проблему транспортной доступности побережья Белого моря и рассмотреть целесообразность строительства теплохода. Добавим, что, по мнению инициаторов проекта, осуществить его имеет возможность Архангельская РЭБ флота.

«К нам с таким вопросом пока не обращались. Но опыт и мощности нашего предприятия позволяют строить морские суда, в том числе и пассажирские. Наши судостроители прекрасно понимают климатические особенности, условия мореплавания в северных широтах, поэтому если такой проект будет когда‑нибудь реализовываться в Архангельской области, ремонтно- эксплуатационная база флота могла бы рассмотреть возможность участия в нём», – пояснил «Бизнес-классу» генеральный директор Архангельской РЭБ флота Антон КРУШЕЛЬНИЦКИЙ.





Возврат к списку

Новости компаний

Для вас

-->

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей