Полина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ | 05.06.2010 09:10:15
Пригородные железнодорожные перевозки уже давно не приносят прибыли не только в Архангельской области, но и в стране в целом. Только за первый квартал 2010 года убытки Северной железной дороги от них составили 339 млн. рублей. А переход на летний режим работы еще больше обострил проблему окупаемости пригородных перевозок пассажиров.
Получается, что фактически в сумму компенсации со стороны бюджета входят только затраты на перевозку пассажиров. А содержание путей, составов и прочие расходы автоматически ложатся на плечи самих железнодорожников.
Переговоры о полном погашении областью убытков СЖД идут постоянно, но компромисс пока не найден.
«Выходом может стать реализация проекта передачи пригородного комплекса в структуру Архангельской области, но это долгий процесс, и регион к этому пока не готов», - отметил заместитель начальника Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Владимир КОРОСТОВ. Леонид Побережный, в свою очередь, заявил, что вопрос рентабельности перевозок, а следовательно и минимизации убытков, можно решить путем повышения зонного тарифа в регионе с 10 до 15 рублей. Но пока это тоже лишь предложение, не нашедшее отклика у власти.
Пока СЖД компенсирует убытки из собственного бюджета. Однако, подчеркивают железнодорожники, такая ситуация бесконечно продолжаться не может, и в конечном итоге количество перевозок будет соответствовать сумме договора. Это означает, что если у региона не найдутся деньги на компенсацию всех убытков, то со временем количество пригородных поездов в регионе сократится.
К слову, одно направление перевозок жители области уже потеряли: с 30 мая из-за низкой рентабельности из летнего расписания исключен поезд сообщением Архангельск - Онега. Такой поворот событий правительство области крайне не устроил, и на днях власти обратились к руководству ОАО «РЖД» с просьбой вновь включить поезд в расписание. Ответ пока не получен.
Между тем вопрос отмены прямых поездов на Онегу был поднят министром транспорта и связи Архангельской области Эрнестом БЕЛОКОРОВИНЫМ в ходе видеоконференции с помощником полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром ПОЛУКЕЕВЫМ, которая состоялась 14 мая 2010 года. Помощник полпреда дал ясно понять, что железнодорожные компании не имеют права отменять поезда без согласования с субъектом РФ.
Тем не менее Федеральная пассажирская компания, которая с 2010 года занимается в том числе пригородными перевозками пассажиров, не изменила своего решения. По словам Эрнеста Белокоровина, из-за отмены поезда в адрес министерства поступает множество звонков от недовольных жителей области. Однако каких-либо рычагов воздействия на принятие решений Федеральной пассажирской компанией у Правительства Архангельской области нет.
Правда, справедливости ради стоит отметить, что наряду с ликвидацией прямого поезда до Онеги количество пассажирских пригородных поездов на Архангельском отделении в этом году увеличено с 39 до 43-х.
Добавим, что помимо сложностей с покрытием убытков железнодорожники в ближайшее время могут столкнуться с еще одной проблемой – отсутствием пассажиров. В регионе уже наметилась негативная тенденция - спрос на железнодорожный транспорт снижается год от года. По словам Владимира Коростова, в настоящее время уровень пассажиропотока составляет всего 96-97% к показателям прошлого года. Причем спрос падает как на пригородные, так и дальние перевозки.
Это происходит на фоне активного развития авиасообщения, а также строительства автодорог. К примеру, некогда востребованное железнодорожное направление Архангельск-Пинега утратило свои позиции после того, как на автодороге в райцентр был построен мост.
Также железнодорожники объясняют продолжающееся снижение пассажиропотока тем, что экономическая ситуация в регионе по-прежнему остается непростой.