Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Ильи Леонюка и https://vk.com/aaao29 | 08.04.2022 17:10:34
Восемь из тридцати низкопольных автобусов марки ЛиАЗ, подаренных Архангельску Москвой в 2018 году, остались без арендатора. Они не эксплуатируются уже более полугода и всю зиму просто стояли на улице под снегом. Об этом сообщает Ассоциация автотранспортников Архангельской области в открытом письме губернатору Александру ЦЫБУЛЬСКОМУ. К обращению приложена фотография, а основная хронология событий подтверждается материалами арбитражных судов.
В сентябре 2018 года по соглашению между Правительством Москвы и Правительством Архангельской области о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве столица безвозмездно передала нашему региону 30 автобусов ЛиАЗ среднего класса. Три из них были 2016 года выпуска, 25 — 2017 года и два практически новые. Губернатор Игорь ОРЛОВ и глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ планировали вплотную заняться обновлением парка общественного транспорта города комфортабельными экземплярами, пусть и немного подержанными, и весь прибыток достался областному центру.
В декабре 2018-го состоялся конкурс среди потенциальных арендаторов московских автобусов. Руководило процессом ГБУ «Региональная транспортная служба». На каждый из двух аукционов было подано лишь по одной заявке, и по этой причине торги признали несостоявшимися. В результате договоры аренды были заключены с этими двумя участниками — ООО «Архтрансавто» (на 22 автобуса) и индивидуальным предпринимателем Н.Л. Стрекаловским (на восемь). Тогда же были определены маршруты, на которые выйдут «синенькие»: №9, 11, 12, 42, 44, 54 и 60.
В письме Ассоциации автотранспортников Архангельской области губернатору речь идет не о более загруженном муниципальными заказами и проектами ООО «Архтрансавто», а об ИП Стрекаловский. По оценкам профессионального объединения, объективные обстоятельства вынудили предпринимателя настаивать на расторжении договора аренды.
Как следует из материалов арбитражного суда, договор был заключен до 31 декабря 2028 года. Общая сумма арендной платы по нему составляла 31 млн 631 тысяча 520 рублей, а ежемесячный платеж — 263 тысячи 596 рублей. Предприниматель направил автобусы на установленные маршруты, и 2019 год прошел относительно спокойно.
В 2020 году все перевозчики, включая и ИП Стрекаловский, и ООО «Архтрансавто», ощутили значительное падение трафика. Это было связано с пандемией коронавируса, объявленными весной на федеральном уровне нерабочими днями, режимом изоляции для одних категорий граждан, «удаленкой» для других, а также с введенными в регионах ограничениями, часть из которых действует до сих пор. Как отмечал Юрий МАКСИМОВ, бывший заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию, а ныне глава Онежского района, в этот период пассажиропоток в городе сократился более чем вдвое — с 66 млн человек в год практически до 30 млн.
По материалам суда, конкретно для ИП Стрекаловский показатели примерно соответствовали общей статистике. Если в 2019 году в арендованных автобусах было перевезено около 1,4 млн человек, то в 2020-м — менее 692 тысяч. Приводятся сравнительные данные: декабрь 2019 года — 301,5 тысячи рублей прибыли, август 2020 года — почти 716 тысяч рублей убытка. В объявленные Президентом РФ нерабочие дни арендованные автобусы на маршруты вовсе не выходили.
В марте и апреле 2020 года Николай Леонидович Стрекаловский обращался в «Региональную транспортную службу» с просьбой снизить арендную плату за автобусы. Госучреждение согласилось только на отсрочку платежей и даже попросило рассмотреть вопрос о компенсации формальному хозяину ЛиАЗов упущенной выгоды от их простоя. Тогда предприниматель и начал настаивать на расторжении договора аренды. Однако получил от руководства службы отказ «ввиду отсутствия согласия министерства транспорта Архангельской области». Оставался иск в арбитраж.
Суды первой и апелляционной инстанций (жалобу подала «Региональная транспортная служба») сочли аргументы ИП Стрекаловский обоснованными и исковые требования удовлетворили. Как сказано в решениях, на момент заключения договора аренды автобусов предприниматель не мог знать, что нам предстоит пережить пандемию и конкретно его бизнеса коснется снижение пассажиропотока из-за введенных ограничений и понятного опасения людей пользоваться общественным транспортом.
Арендованные предпринимателем автобусы не используются с августа 2021 года. Оставшись без реального хозяина, ЛиАЗы стоят под открытым небом, и, как считают в ассоциации автотранспортников, это обстоятельство крайне негативно влияет на возможность их дальнейшей эксплуатации. Соответственно, растут вероятные финансовые обязательства областного бюджета, если автобусы все же надумают вернуть на городские маршруты. Потенциальный арендатор «синеньких», конечно, будет знать их предысторию.
«До настоящего времени минтранс Архангельской области не может решить вопрос о передаче этих автобусов в аренду или безвозмездное пользование для перевозки пассажиров, в том числе маломобильных групп населения. Данный подход к организации пассажирских перевозок на территории региона считаю неприемлемым, поскольку он негативно влияет на их качество и безопасность», - отмечает председатель совета ассоциации Олег МИШУКОВ.
Напомним, что еще в I квартале 2022 года в Архангельской области должна была начаться реформа системы общественного транспорта. Этот вопрос активно обсуждался в правительстве и региональном парламенте. Одним из ключевых акцентов реформы назывался переход от маленьких «пазиков» к низкопольным комфортабельным автобусам, которые мы частично купим, а частично будем рачительно использовать те, что есть.