ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 20 декабря, 2024 08:21

Не надо мелочиться: электронные проездные экономят городу до 1 млн рублей в месяц


Михаил АЛЕКСЕЕВ. Фото Алексея Липницкого | 22.07.2017 00:20:50
Не надо мелочиться: электронные проездные экономят городу до 1 млн рублей в месяц

Спустя несколько месяцев после введения в Архангельске вместо бумажных талонов электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте для льготных категорий граждан можно сделать первые выводы об ее эффективности. Заместитель главы областного центра по городскому хозяйству Виталий АКИШИН рассказал «БК», какая экономия ждет бюджет, когда «карты горожанина» пойдут в массы, и где еще их можно будет использовать.


Система электронных проездных для льготных категорий граждан (ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также лиц в возрасте 70 лет и старше) в Архангельске начала работать с 1 марта. По словам Виталия Акишина, работа в этом направлении налажена: наблюдается заметная экономия бюджетных средств, выдано более 28,5 тысячи карт. В перспективе планируется перевести на них всех жителей города.

«Сокращение расходов связано с тем, что больше не закупается бумага для билетов, нет ежеквартальной выдачи талонов – люди не стоят в очередях, а работники МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» (АППП) не задействованы в этом процессе. Кроме того, налажен прозрачный учет пассажиров льготных категорий. Еще квартал поработаем – тогда появятся более объективные цифры. Но итоги мая и июня уже говорят о том, что по сравнению с прошлым годом мы экономим от 500 тысяч до миллиона рублей в месяц», – отметил Виталий Акишин.

Пластик против бумаги

В начале 2017 года, когда введение электронных проездных в общественном транспорте только обсуждалось, в городской администрации отмечали, что такая экономия должна сказаться и на абонентской плате, которую частные перевозчики перечисляют в счет муниципального предприятия АППП, занимающегося администрированием компенсационных выплат за льготников. Как говорит Виталий Акишин, плата снизилась с 7% до 6%. При этом предполагается, что затраты предпринимателей будут и дальше уменьшаться – до 4-5% и менее процентов в месяц.

Спецтехника для работы с электронными проездными, к слову, есть пока что не во всех автобусах в областном центре: валидаторами оснащено 84% подвижного состава. Те, кто еще не приобрел оборудование, видимо, находятся в стадии раздумий. Дело в том, что в ближайшее время маршрутная сеть общественного транспорта в Архангельске будет претерпевать изменения – ряд направлений предполагается отменить. Поэтому приобретение излишнего количества валидаторов для некоторых перевозчиков – не самое рациональное вложение денег.

Тем не менее в тех автобусах, где валидаторов нет, граждане льготных категорий также могут ездить бесплатно. Позиция администрации Архангельска заключается в том, что перевозчик должен подтвердить перевозку льготников, чтобы ему эти затраты возместили.

«Мы никого ни к чему не принуждаем, а лишь действуем в интересах пассажиров. У перевозчиков несколько вариантов приобретения валидаторов: самостоятельно или через оператора системы в Архангельске, по разным тарифным планам, со скидками и рассрочкой платежа. Понятно, что на первом этапе возникло непонимание. Но сегодня все осознают, что такие изменения необходимы. Электронная система гораздо прозрачнее и безопаснее «бумажной», она обеспечивает защиту от подделки талонов. Конечно, если такое у нас и случалось, это были единичные случаи, но тем не менее», – добавляет Виталий Акишин.

Однако, как известно, любые инвестиции в бизнес предполагают возврат вложенных средств. «Отбить» деньги за купленные для внедрения системы электронных проездных валидаторы перевозчики могут за счет включения этих затрат в обоснование нового тарифа.

«Агентство не против того, чтобы принимать в затратной части перевозчиков расходы на приобретение валидаторов и учитывать их в тарифах. Нужно только рассматривать этот вопрос в комплексе. Мы планируем обновлять маршрутную сеть в Архангельске. Предусматривается и закупка автобусов среднего и большого класса – низкопольных. Эти инвестиционные вложения также лягут на плечи перевозчиков. Естественно, мы будем идти дальше в рамках переговоров по повышению тарифов, чтобы определить экономически обоснованные составляющие в затратах перевозчиков», – уточняет Виталий Акишин.

ПАЗ не всему голова

Заместитель главы города также добавил, что, несмотря на широкое распространение автобусов марки ПАЗ в областном центре, вполне можно работать и на более комфортном транспорте. Об этом заявляют, в частности, сотрудники Санкт-Петербургского научно-исследовательского института, которые в прошлом году провели масштабное исследование маршрутной сети и пассажирского транспорта Архангельска. Главный вывод экспертов в том, что сеть необходимо оптимизировать и сократить дублирующиеся направления. Также с экономической точки зрения был просчитан переход на автобусы среднего и большого класса.

«Понятно, что ПАЗики останутся. Но перейти преимущественно на комфортабельные низкопольные автобусы вполне реально. Мы формируем новые лоты, торги будем проводить не по одному маршруту, а группами, где будут как высокоприбыльные направления, так и не очень, чтобы нивелировались перекосы в рентабельности перевозок. ПАЗики не только омрачают облик Архангельска как столицы региона, но и часто создают аварийные ситуации, количество ДТП с их участием растет. На некоторых остановках в центре порой находится по пять-шесть ПАЗиков одновременно. Использование более вместительного пассажирского транспорта позволит сократить общее количество автобусов, а значит – снизить аварийность и нагрузку на дорожную сеть», – уверен Виталий Акишин.

Кроме того, в списке предложений специалистов из Санкт-Петербурга упоминаются так называемые «ночные» маршруты. Предполагается, что в это время суток автобусы будут следовать через весь город. Стоимость проезда, скорее всего, установят сами перевозчики, поскольку пассажиропоток ночью непредсказуем, а работа водителей и кондукторов должна оплачиваться и окупаться.

Тайм-аут до осени

Перевести всех остальных горожан – пассажиров общественного транспорта на электронные проездные изначально планировалось с середины текущего года. Однако в процессе было принято решение расширить функциональность карт. В частности, администрация Архангельска ведет переговоры с областным правительством о распространении действия карт на оплату межмуниципальных поездок.

«Есть у людей такая потребность и относительно водного транспорта. Многие горожане, как выяснилось, хотели бы, например, оплачивать посредством универсальных карт обеды для детей в школе, использовать системы скидок в торговых сетях. Поэтому мы пока взяли тайм-аут, чтобы можно было провести конкурс, определить оператора, который сможет интегрировать и технически обеспечить весь этот функционал», – поясняет Виталий Акишин.

По его словам, можно применить и существующее программное обеспечение, но это потребует дополнительных финансовых затрат. Для администрации предпочтительнее вариант с привлечением инвестора, чтобы городской бюджет не понес дополнительных затрат. Оператор новой системы будет получать процент с транзакций, за счет чего, как планируется, и окупит свои вложения. Как рассказал «БК» Виталий Акишин, успешные примеры такого сотрудничества можно встретить на Урале и в центральной России. Специалисты из Архангельска ознакомились и с опытом мурманских коллег.

«Теоретически для оплаты проезда можно будет пользоваться даже банковской картой или смартфоном с поддержкой бесконтактной оплаты. Но это потребует обновления валидаторов. Текущая техника может работать только с действующими картами. Уже купленные валидаторы если и будут заменяться, то за счет нового оператора электронной системы проезда – это не ляжет «грузом» на перевозчиков», – уточняет Виталий Акишин.

Сотрудники ИТ-отдела администрации областного центра разрабатывают техническое задание для конкурса на отбор системы, которая позволит интегрировать в одну карту большое количество новых функций. Предварительно конкурс намечен на осень.

akishin_vitaly_.jpgПрямая речь

Виталий АКИШИН, заместитель главы Архангельска по городскому хозяйству:

– Мы никого ни к чему не принуждаем, а лишь действуем в интересах пассажиров. Понятно, что на первом этапе возникло непонимание. Но сегодня все осознают, что такие изменения необходимы. Электронная система гораздо прозрачнее и безопаснее «бумажной».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей