Текст: Андрей САХАРОВ | 19.10.2012 05:24:24
Правительство Архангельской области и Северная железная дорога договорились об увеличении размера компенсации за пригородные пассажирские перевозки на 51 миллион 463 тысячи рублей. Действующий тариф за зону (10 км) в области ¬– 13 рублей, тогда как, по расчетам РЖД, зона «стоит» 40 рублей.
Спор железнодорожников и властей по возмещению выпадающих доходов продолжался три месяца. Напомним, летом дочерняя структура РЖД - Северная пригородная пассажирская компания (СППК) объявила об отмене части пригородных поездов в Архангельской области.
Директор СППК Сергей ШУТОВ тогда заявил, что из-за нежелания регионального правительства возмещать выпадающие доходы от пригородных перевозок, чистый убыток компании за полгода составил 800 млн рублей. Из-за этого у СППК возникли проблемы с арендой у Северной дирекции мотор-вагонного подвижного состава РЖД локомотивных бригад и поездов. Дебиторская задолженность СППК перед дирекцией только по Архангельской области составила 603 млн рублей. Архангельская область в этом году планировала компенсировать компании только 48,5 млн рублей (12% от суммы убытков), тогда как перевозчики просили добавить еще 385,7 млн рублей.
В свою очередь, власти Архангельской области обвинили железнодорожников в «шантаже общероссийского масштаба» и потребовали представить прозрачную схему начисления платежей за аренду подвижного состава, которая составляет 87% от всех расходов СППК – 478 млн рублей. Тогда как на инфраструктуру компания запланировала потратить 1,9 млн рублей, а на собственное содержание — 70,3 млн рублей. Кроме того, руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий ДЕАРТ заявил, что СППК специально переводит убыточные поезда дальнего следования в разряд пригородных, чтобы переложить бремя по возмещению выпадающих доходов с федерального центра на регионы. Например, этот трюк был проделан с поездами Архангельск — Онега — Малошуйка и Архангельск — Пукса — Архангельск.
Областное правительство пригрозило железнодорожникам апелляцией к федералам и обнародовало идею создания государственного предприятия пригородных пассажирских перевозок с использованием «экономичных рельсовых автобусов» (стоимость от 30 млн рублей).
Но на днях было объявлено, что начальник Северной железной дороги Василий БИЛОХА и губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ разрешили спорные моменты. Региональное правительство до конца года выплатит железнодорожникам дополнительно 51,4 млн рублей, а СЖД сохранит объемы движения на территории Поморья. Субсидии СППК на 2013–2014 годы также будут увеличены до ста миллионов рублей. Однако областная власть оставляет пути для отступления: после переговоров с железнодорожниками Дмитрий Деарт заявил, что будет пробивать в федеральном центре возобновление маршрутов отмененных поездов дальнего следования.