ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 17:07

Кто ты, архангельский анти-Дедушка Мороз?


Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Алексея Липницкого и из архива редакции | 07.01.2022 12:15:47
Кто ты, архангельский анти-Дедушка Мороз?

Без преувеличения: значительный рост цен на проезд в общественном транспорте всколыхнул все Поморье. Составляются запросы в прокуратуру, в социальных сетях размещают образцы писем Президенту РФ. Стоимость билета возросла на пять рублей — с 29 до 34 — не только в Архангельске, но и в Северодвинске, где цена поездки теперь составляет 35 рублей. Столько же проезд в автобусе стоит в Онеге и Каргополе, где новые тарифы начали действовать с 30 декабря и 1 января.


Если в столице Поморья и городе корабелов увеличение на 17% посчитали большим, то в Онеге цена билета возросла более чем на треть, а в Каргополе — на 46%, то есть почти наполовину! Что может означать этот предновогодний «подарочек» и кого, собственно, нам следует считать анти-Дедом Морозом?

Можно долго возмущаться этим решением регионального агентства по тарифам и ценам, но нельзя не признавать очевидного: неожиданным оно не было. Еще в конце августа -сентябре автоперевозчики стали требовать роста тарифа, ссылаясь на снижение пассажиропотока из-за пандемии и увеличение цен на горючее. Кондукторы предупреждали пассажиров, что уже в декабре следует ожидать повышения стоимости билетов до 35 рублей.

Более того – поднять цену на билет просила местная власть Архангельска и Северодвинска. Главы городов Дмитрий МОРЕВ и Игорь СКУБЕНКО обратились с соответствующим письмом к губернатору Александру ЦЫБУЛЬСКОМУ, а депутаты городских представительных органов никак на него не отреагировали. И здесь вопросы следует задавать не только единороссам. В Архангельской городской Думе фракции коммунистов, ЛДПР и СРЗП имеют суммарное большинство, но почему-то никто из них не потребовал от Морева отозвать свою подпись, дать какие-то объяснения во время сессий. Видимо, народные избранники считают своих избирателей политически наивными, не понимающими, что нынешнего главу выбрала гордума, которая, следовательно, и несет ответственность за действия чиновника.

Впрочем, не исключено, что системная политическая оппозиция Архангельска и Северодвинска за счет санкционирования роста цены проезда решила, с одной стороны, пособить реформе автотранспорта в Поморье, а с другой – укрепить свои позиции. Давно уже ходят слухи о том, что в регион «заведут» автоперевозчика из Москвы. Кто конкретно им будет, вероятно, известно заместителю министра транспорта Архангельской области Андрею ГОЛУБЕВУ, который в прошлом, судя по информации из Интернета, имел опыт работы в «Мострансавто».

bus_maymaksa.jpg

То, что местные «пазиководы» не способны менять к лучшему состояние автобусных перевозок, не секрет. Но если так, не разумнее ли дать карт-бланш энергичному губернатору, чем при этом привычно-публично скорбеть о бедном-несчастном простом народе? Получится реформа – хорошо, не получится – тоже неплохо. Это называется win-win стратегия.

Крайне важно признать всем: мы так плохо стали жить оттого, что в 2004 году местная власть Архангельска, назло ненавистной на тот момент областной и федеральной, решила взять и «отморозить уши». Проблему получения федеральных и региональных дотаций на трамвай и троллейбус тогдашние депутаты решили очень просто: с подачи всенародно избранного мэра Олега НИЛОВА от электротранспорта отказались. Архангельск стал первым из немногих городов в России, отменившим трамвай и троллейбус (его чуть позже). Хотя наши соседи как-то смогли пережить те непростые времена. Теперь же вернуть даже троллейбус на архангельские улицы стоит десятки миллиардов рублей, и едва ли новый перевозчик пойдет на такие жертвы. Так что анти-Дедушка Мороз живет в Архангельске, этот его тарифный «подарочек» прибыл к нам на его же любимых антисаночках – ПАЗиках из самого начала «нулевых»…

green_bus.jpg

Как бы там ни было, для губернатора в этом смысле начинаются нелегкие времена. Реформа автотранспорта, о которой не так давно заговорили и в областном Собрании депутатов, началась. Но будет ли убедительным ее дальнейший ход и, главное, финал? Пока же пропасть между Архангельской областью и соседней Мурманской просто ужасает: здесь снуют «антисаночки», а в Мурманске запускают электробусы; у нас в сотый раз какие-то странные фирмочки исследуют пассажиропотоки, дабы вновь подправить сетку маршрутов, а у них жителей города призывают направлять свои пожелания о новых транспортных направлениях в администрацию области! Здесь у нас никак не могут «придумать» единый проездной билет для школьников, для отдельных льготных категорий граждан, а в Мурманске уже давно действуют карты единого социального проездного билета. Мы живем в одной стране, но как будто на разных планетах! Все это тем более странно, что доходы Архангельской области на 2022 год запланированы в сумме большей, чем у Мурманской: 117,4 против 103,6 млрд рублей при сопоставимом уровне расходов.

Если Александру Цыбульскому не удастся сотворить чуда — сделать автоперевозки в регионе более или менее соответствующими реалиям XXI века, то и ему придется непросто — едва ли его популярность останется на «шиесском» уровне.

Комментарий

Олег МИШУКОВ, экс-замминистра транспорта Архангельской области, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

mishukov.jpg- Главная проблема, которую необходимо решить Правительству Архангельской области, – это бюджетное финансирование отрасли. Сегодня его практически нет, выделяются самые крохи. Собственно, поэтому нет и развития культуры автоперевозок в регионе.

Сегодня тариф практически полностью покрывает потребитель, поэтому невыгодны поздние рейсы в отдаленные районы города, оттого-то и сложно увеличивать зарплату водителям, кондукторам. Для того чтобы отрасль развивалась, приобретались большие низкопольные автобусы, необходимо увеличивать бюджетное финансирование до миллиарда рублей в год как минимум, а не решать проблемы за счет пассажиров.

Этот вопрос я ставлю давно, направлял соответствующие обращения губернатору, но получил ответ регионального минтранса, из которого следует, что разработать и наладить систему – это «длительный трудозатратный процесс, требующий расчетов и выделения серьезного финансирования». Я знаю, что в других регионах, в том числе и Северо-Запада, автоперевозчикам выделяются серьезные средства из бюджета и работает система льготных проездных билетов для пенсионеров, студентов и школьников. Считаю, что за такие ответы руководству нашей области надо спрашивать с чиновников по всей строгости, так как они увеличивают уровень недовольства населения. Не думаю, что замена нынешних перевозчиков каким-то новым сама по себе способна что-то изменить. Если не изменится система финансирования автоперевозок, не будут привлекаться бюджетные средства, что-либо принципиально улучшить не получится.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей