Полина СЕРОВА, ИА Regnum | 11.03.2011 08:38:19
Долгожданное решение по Белкомуру вот-вот должно быть принято правительственной комиссией. Однако теперь, когда запуск проекта, на который Архангельская область возлагает большие надежды, находится в завершающей стадии, его могут скорректировать не в ее пользу.
Как известно, строительство железнодорожной магистрали Белкомур было положено в основу межрегиональной комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития трех регионов: Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. В Архангельской области этот проект связан еще и со строительством глубоководного района Архангельского порта. Крупнейшие предприятия Республики Коми, Пермского края и Архангельской области на условиях государственно-частного партнерства уже начали реализацию своих проектов с суммарным объемом инвестиций 490 млрд рублей.
Информация о том, что проект может быть скорректирован, пока широко не обсуждалась. Однако сделанные месяц назад в Перми заявления замминистра транспорта Виктора ОЛЕРСКОГО подтверждают намерения Минтранса переориентировать магистраль с Архангельского порта на Мурманский. Олерский, в частности, отметил, что ориентир на Архангельск может затормозить реализацию проекта. Причина - отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь. В то же время, по словам замминистра, новая магистраль хорошо ляжет в концепцию Мурманского транспортного узла.
В Архангельске позицию замминистра пока воспринимают как частное мнение, однако подсчеты вероятных потерь уже делают, ведь в случае такой корректировки Архангельская область потеряет основную часть грузов, благодаря которым могла бы развивать порт.
«Развитие порта мы связываем с Белкомуром, он должен дать толчок к его оживлению, обеспечив грузами. Если магистраль уйдет в Мурманск, то мы эту возможность потеряем, - сказал министр транспорта и связи Архангельской области Эрнест БЕЛОКОРОВИН. - Конечно, сегодня наш замерзающий порт не столь привлекателен, как Мурманский, но, невзирая на слова чиновников, мы обязаны отстаивать интересы нашего порта. Мы будем убеждать и доказывать в правительстве и инвесторам, что Белкомур нужно провести именно в Архангельск». При этом министр подчеркнул, что техническое обоснование проекта проводилось с учетом Архангельской области и в конечном счете решение, куда вести груз, будет принимать непосредственно бизнес.
Однако с появлением дополнительной ветки Белкомура на Мурманск строительство глубоководного района порта Архангельск и вовсе может оказаться под вопросом. Министр Белокоровин признает: «Для того чтобы приступить к реализации проекта «глубоководный порт», сюда нужно вести Белкомур. Это программа-максимум. Программа-минимум - это развитие порта в виде проведения дноуглубительных работ на отдельных участках и создания транспортно-логистического центра». На грядущей правительственной комиссии фактически и будет сделан выбор, по какому пути будет развиваться Архангельский порт.
К слову, в Правительстве Архангельской области говорят о том, что порт будет развиваться и без магистрали.
«Мурманский порт проблемный. Он имеет однопутную дорогу, и это сильный сдерживающий фактор для грузопотока. У Архангельского порта таких проблем нет. Поэтому есть Белкомур или нет - у нас все равно есть перспективы. Архангельск может, в частности, разгрузить испытывающий сегодня серьезные логистические проблемы порт Санкт-Петербурга, - заявил заместитель министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Сергей ЛЬВОВ. - Ведь прекрасно известно, что по морю из Архангельска до Америки путь ближе, чем из Санкт-Петербурга. Необходима дифференциация потоков. Мурманск делает уклон на газоконденсатные грузы, нефтяные, насыпные, Архангельск может выделиться как контейнерная база».