Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 21.03.2024 11:38:01
В Архангельске снова заговорили о дальнейшей судьбе автовокзала. Возможность свободно купить билет, не опасаясь нелегалов, оставить вещи в камере хранения, подождать автобус под крышей и в тепле, нормально перекусить и сходить в туалет – с каждой из этих функций главный автовокзал области сегодня едва-едва справляется. Не говоря уже о приобретении нужных пассажирам товаров, сувенирной продукции и вообще какой‑либо привлекательности для гостей города.
К этому добавляются неприглядный внешний вид здания автовокзала, формальный подход к обеспечению безопасности и вечные сложности с парковкой.
С представителями всех заинтересованных сторон ситуацию обсудили на заседании комиссии Общественной палаты Архангельской области по территориальному развитию и местному самоуправлению. Поводом для встречи стали обращения жителей Приморского района, уставших от таких «удобств» в ожидании автобусов. Они пользуются межмуниципальным транспортом, возможно, чаще других, так как многие работают в областном центре. К слову, последние вечерние рейсы пассажиры вообще ждут на улице, поскольку здание вокзала закрывается раньше.
При этом масштаб проблемы гораздо шире. Автовокзал Архангельска обслуживает более 20 пригородных, междугородных и даже межрегиональных направлений: это Северодвинск, Холмогоры, Емецк, Двинской Березник, Шенкурск, Вельск, Верхняя Тойма, Котлас, Коряжма, Боброво, Луковецкий, Пинега, Великий Устюг, Сыктывкар и т. д. Пассажиропоток составляет от 500 до 1000 человек в сутки. И приводить здание в порядок как‑то надо.
Инспекция Общественной палаты
Перед заседанием члены комиссии Общественной палаты провели на автовокзале свою проверку. Основные наблюдения и выводы подтверждают жалобы пассажиров: «Автовокзал фактически является торговым павильоном».
«Зал ожидания – серые металлические сиденья, в помещении холодно и неуютно, идут ремонтные работы. Покупателям в торговых точках предлагают бижутерию, очки, женские платья, шапки, тетрисы, пряжу и т. д. При этом часть павильонов закрыта».
«В билетной кассе находится информационное табло с расписанием автобусов только междугородных рейсов, расписания отдельных маршрутов размещены на листах бумаги рядом на стенде. Современного электронного табло нет. Собственного сайта автовокзал не имеет».
«Входы в туалет и камеру хранения расположены с улицы, попасть в них из зала ожидания невозможно. Пользование туалетом и камерой хранения платное (для пассажиров, имеющих билеты, вход бесплатный, но билеты на многие рейсы продаются непосредственно в автобусе)».
«Комната матери и ребёнка оборудована только пеленальным столиком»
Среди позитивных моментов – столовая на втором этаже, мини-гостиница, комната отдыха для транзитных пассажиров (1200 рублей в сутки с человека), небольшая комнатка для водителей и кондукторов, аптечка для оказания первой помощи, пандусы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Почти нет нареканий к самому перрону – карманов даже немного больше, чем требуется, и содержатся они удовлетворительно, есть скамейки и информационные указатели.
В целом же заключение общественной проверки таково: «сегодня автовокзал лишь частично выполняет своё изначальное предназначение».
Актив, не находящий покупателя
Здание автовокзала было введено в эксплуатацию в 1987 году. Сейчас оно вместе с земельным участком принадлежит частному собственнику – ООО «Автокапитал». Владелец с 2021 года пытается продать этот актив за 150 млн рублей. Раскладку даёт такую: стоимость здания – 36 500 рублей за кв. м, земельного участка – 450 000 рублей за 100 кв. м. Однако желающих приобрести объект не находится.
Казалось бы, преимуществ для потенциального инвестора немало. Альтернативы автовокзалу нет и не предвидится, трафик будет всегда. Разумеется, нелегальные перевозчики берут пассажиров у «Полюса», «Петромоста» и вообще где скажете, но большинство из нас предпочитают спокойный и гарантированный вариант: с льготами, билетами, которые, если надо, примут на работе в бухгалтерии, и конкретным расписанием.
Несмотря на то, что многие легальные перевозчики продают билеты на свои автобусы через сайты и соцсети, кассы автовокзала по-прежнему востребованы. И не только старшим поколением, которое неуверенно пользуется интернетом. На сайтах, как ни крути, нужно вводить личные данные и данные банковской карты. В связи с процветанием различных схем мошенничества на это согласны не все.
Здание имеет неплохую локацию и поэтому всегда интересовало арендаторов из сферы торговли. Даже сейчас, когда о высоком уровне сервиса речи не идёт, торговые павильоны и точки общепита занимают значительную часть первого этажа – рядом с залом ожидания.
Однако, как рассказал на встрече в Общественной палате представитель собственника – ответственный за эксплуатацию автовокзала от ООО «Автокапитал» Андрей ТАРБАЕВ, сегодня здание с точки зрения бизнеса используется лишь на 20% и не приносит владельцу дохода. Отсюда и намерение продать неэффективную и непрофильную собственность.
«Паркуются потихоньку»
Тот факт, что многие перевозчики стали продавать билеты самостоятельно, конечно, не устраивает владельца здания, потому что автовокзал получает процент с их реализации. Видимо, невысоки доходы и от сдачи помещений в аренду. Поэтому собственник прибегает к жёсткой экономии, в том числе на освещении и отоплении, которое, со слов Андрея Тарбаева, обходится в 200-300 тысяч рублей в месяц.
Другой серьёзной проблемой остаются нелегалы, оттягивающие пассажиров у работающих на законных основаниях перевозчиков.
«Одной из наших рекомендаций было как раз усилить контроль за действиями нелицензированных перевозчиков. Эти так называемые нелегалы тихонечко паркуются рядом с перроном, ждут подходящего момента, забирают людей и уезжают. Собственник пытался с ними бороться, установил знак, предупреждающий о том, что стоянка разрешена не более 15 минут, но это мало помогло – никто же рядом с секундомером не стоит. На заседании присутствовали представители ГИБДД – думаю, они взяли эту проблему на заметку. Это ведь не только вопрос доходов легальных перевозчиков и автовокзала, но и, прежде всего, качества перевозок и безопасности пассажиров», – рассказал «Бизнес-классу» один из участников заседания Общественной палаты, председатель Архангельской городской Думы Иван ВОРОНЦОВ.
«Вернуть в бюджет»
Мнения о том, что делать дальше с архангельским автовокзалом, звучали разные, но большинство участников заседания склоняются к тому, что здание надо вернуть в областную или муниципальную собственность.
Как отметил и. о. директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Максим ШЕМЕЛИН, с учётом того, что через автовокзал проходят межмуниципальные и межрегиональные маршруты, городу приобретать этот актив не совсем правильно. Позицию областного министерства транспорта изложил Дмитрий БОНДАРЬ, ведущий консультант отдела организации пассажирского автотранспорта: в настоящее время идёт формирование стратегии развития Архангельской агломерации, в том числе транспортной сети. Эта работа должна завершиться в ноябре 2024 года. Тогда и появится понимание, как будет задействован автовокзал в системе перевозок.
Важную тему в связи с этим поднял член Общественной палаты Вадим ТРЕСКИН: во многих райцентрах, включая даже немаленькие по меркам Архангельской области города, посёлки и сёла, своих автовокзалов нет или в них и зайти неприятно. Действительно: несколько лет назад закрылся автовокзал в Верхней Тойме. Ведущий перевозчик на этом направлении – ООО «Малавто» (ИП Малинников) – арендует в селе небольшое помещение под кассу. Нет автовокзала в Шенкурске, Мезени.
«Или, возьмём, к примеру, Ильинско-Подомское – административный центр Вилегодского района: знак остановки автобуса стоит, а больше нет ничего – даже расписания. Автовокзал окончательно отдан под торговлю. Во многих крупных населённых пунктах региона автовокзалы запущены, брошены… Где есть свои постоянные перевозчики – они на собственные деньги содержат точки продажи билетов, места ожидания автобусов. А если нет? На мой взгляд, поддержкой сети автовокзалов по области должен заниматься региональный минтранс – это камешек и в его огород, кто бы ни был собственником этих объектов. Даже если частник занимается содержанием мест ожидания, он должен иметь возможность получать дотации на эти цели для обеспечения общественного блага», – пояснил «Бизнес-классу» свою точку зрения Вадим Трескин.
Комментарии
Иван ВОРОНЦОВ, председатель Архангельской городской Думы:
– В Архангельске построен новый речной вокзал, идёт капитальный ремонт здания морского-речного вокзала, скоро начнётся полная реконструкция железнодорожного. На этом фоне автовокзал выглядит заметно скромнее, и перспективы его обновления неясны, хотя он является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города и региона.
Автовокзал должен быть прежде всего автовокзалом, а не просто перевалочной базой и тем более не рынком с трусами и носками. При этом город заинтересован в том, чтобы он не просто выполнял свои функции, но и стал объектом, которым можно гордиться перед приезжающими, туристами. Для многих гостей Архангельска именно автовокзал становится «точкой входа» в городскую среду.
Сегодня автовокзал обслуживает межмуниципальные и межрегиональные маршруты, городские автобусы только останавливаются со стороны проспекта Дзержинского. Поэтому, на мой взгляд, это объект областного значения, и перекладывать его на плечи города нелогично.
На заседании Общественной палаты мы услышали, что владелец намерен этом актив продать за 150 млн рублей. Полагаю, что над заявленной ценой стоит подумать в сторону её снижения – это было бы объективно. Перекладывать последствия собственного неэффективного менеджмента на нового собственника – будь то область или частный инвестор – наверное, не совсем правильно.
Нам же понятнее первый вариант. Сейчас мы не можем, к примеру, даже заняться благоустройством территории около автовокзала, потому что он вместе с участком находится в частных руках и для муниципалитета это было бы нецелевым расходованием средств. Если бы здание стало госсобственностью Архангельской области, такие вопросы решались бы проще.
Вадим ТРЕСКИН, член Общественной палаты Архангельской области:
– В этом году мы отмечаем 440‑летие Архангельска, и, думаю, приличное количество гостей приедет в город именно через автовокзал и увидит столь печальную картину. Кроме того, на лето запланировано начало реконструкции железнодорожного вокзала, что приведёт к перераспределению пассажиропотока на площадку автовокзала. И справится ли он с такой нагрузкой – большой вопрос.
Нынешнее состояние автовокзала не отвечает современным требованиям. Фактически речь идёт о его выживании на некоем низком базовом уровне. А ведь здание достаточно молодое. Одна из причин его нынешнего бедственного состояния видится в неэффективном управлении данным имущественным комплексом. При этом понятно, что только за счёт владельца ситуацию кардинально не изменить. По крайней мере, расходы на освещение и отопление здания, обеспечение безопасности должны субсидироваться из бюджетов муниципалитетов и/или области.
А вот проблему нелегалов, как представляется, вполне можно решить, установив специальные знаки и автокомплекс, сканирующий номера машин, которые паркуются с нарушениями, да ещё и с признаками незаконной предпринимательской деятельности. В этом и в ряде других моментов мы увидели недоработки менеджмента. К примеру, даже торговый поток мало соотносится с принципом предложения пассажирам сопутствующих товаров, не говоря уже о сувенирной продукции.
Ну и многие участники заседания высказались за реприватизацию объекта. Есть аргументы в пользу того, чтобы вернуть автовокзал в бюджет.