ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 11:40

Архречпорт: цель «четырёх миллионов»


Илья ЛЕОНЮК | 19.12.2013 06:34:17

altВышедшее из кризиса и взявшее курс на оздоровление ОАО «Архангельский речной порт» (группа компаний «Экотэк») расплатилось с долгами, увеличило выручку, открыло экспортно-импортный участок и наладило замкнутый цикл грузоперевозок. Теперь клиент может отправить и принять груз «от причала до причала». О «финансовом самочувствии» порта, амбициозных задачах и зависимости транспортной отрасли наш разговор с генеральным директором порта Андреем РАЗГОВОРОВЫМ.

– Андрей Владимирович, какие задачи ставило перед собой предприятие и чего удалось достичь в уходящем году?

– В прошлом году мы поставили себе амбициозную цель, которую назвали целью четырех миллионов. Мы хотели довести до миллиона четыре основных показателя нашей работы: перевезти миллион пассажиров, довести до двух миллионов грузооборот в порту и грузоперевозки, а также добыть миллион тонн песка. Можно сказать, что все показатели достигнуты. Пассажиров перевезли 1 млн 85 тысяч, население островных территорий Архангельска, конечно же, не увеличилось, но пассажиропоток стали строго отслеживать. По сравнению с 2011-м, годом, когда мы только пришли к управлению компанией, этот показатель увеличился на 23,7%. Песка в этом году добыли свыше 2 млн тонн, что на 316, 5 % больше, чем два года назад. Общий грузооборот в порту за время нашей работы увеличился на 295% и составил 3 млн 228 тыс тонн.

- Что способствовало успеху?

– Прежде всего, грамотное управление, использование всех имеющихся у компании ресурсов. Что касается песка, то росту объемов добычи способствовал проект по расширению федеральной трассы. Мы являемся основным поставщиком.

На рост грузооборота порта повлияло два фактора. Во-первых, это участие в строительстве национального порта Сабетта на Ямале. Это новый арктический порт России, ему предстоит работать на нефтегазодобывающую промышленность. Конечно, участвовать в таком масштабном проекте ответственно, но порт и экипажи «Экотэка» справляются. Линия на Сабетту в эту навигацию работала непрерывно.

Во-вторых, мы доставляем строительные материалы в Нарьян-Мар, где сейчас строится множество объектов инфраструктуры. В сфере речных пассажироперевозок ничего не изменилось – они по-прежнему убыточны и дотируются из бюджета.

- Сделать это направление прибыльным возможно?

– Все суда, которые нам достались при покупке порта, очень старые и уже практически выработали свой ресурс. Это девять пассажирских теплоходов, в которые два последних года мы вкладывали большие средства. Сначала поменяли пассажирские салоны, затем начали масштабный ремонт технических систем. Но сколько ни вкладывай, этого недостаточно, потому что суда выработали свой ресурс, им всем больше 25 лет.

Что касается летней навигации 2014 года, мы все-таки планируем обновить флот. За счет средств порта будут приобретены теплоходы типа «Москва», тоже не новые, но с гораздо меньшим сроком эксплуатации. По-другому без бюджетных вложений флот не обновить.

Пассажирские перевозки – это, можно сказать, социальная нагрузка, которая никогда не принесет прибыли, тем не менее люди должны получать качественную услугу и быть уверены в безопасности. Поэтому подход к пассажирскому направлению хозяйский: теплоходы – исправные, салоны – комфортные.

- На фоне такой не очень благоприятной ситуации проект строительства речного вокзала на набережной Северной Двины все-таки будет завершен?

– Никаких обязательств мы с себя не снимаем. Люди должны работать в хороших условиях. Участок нам выделен, сейчас идет проектирование. Мы хотели несколько опередить план и забить первые сваи уже в этом году, но бюрократические процедуры не позволяют это сделать. Тем не менее идем в графике. В новом году строительство начнется. А через полтора два года у сотрудников будут нормальные рабочие места, а  у пассажиров - настоящий вокзал со всеми удобствами.

- Вернемся к прибыльным грузоперевозкам: каковы основные направления?

– В основном это Нарьян-Мар и Ямал. Что касается Архангельской области, то никаких внутренних грузоперевозок здесь нет. Видно, что экономика переживает сложные времена, закрываются серьезные предприятия, которые могли бы стать нашими партнерами. Если раньше мы возили лес хотя бы в незначительных объемах, то теперь и этого нет.

В августе мы открыли экспортно-импортный участок. На это подтолкнуло желание загрузить все структурные подразделения. Дело в том, что порт – это огромная территория, которая требует серьезных вложений в ее содержание. Поэтому здесь все должно работать. Чтобы загрузить все мощности порта и получить перспективы для дальнейшего развития, начали проект по грузообороту со странами Европы. В августе пришли первые грузы из Норвегии – евроцемент 500 марки, который востребован на стройплощадках Архангельской области. В Испанию и Турцию наши заказчики отправляли металлолом. Надеемся, что в дальнейшем за границу пойдут и строительные материалы, лес.

Открытие экспортно-импортного участка потянуло за собой обновление инфраструктуры. Проведены дноуглубительные работы, в порт под разгрузку-погрузку начали вставать суда с осадкой 5 м. В следующем году планируем углубить причальную линию еще на метр. И впервые выходим на круглогодичную навигацию. Теперь зимой порт не будет простаивать: экспортно-импортный участок продолжит принимать суда.

- Какие суда порт приобрел в этом году?

– Мы значительно увеличили флот. Приобретены самоходные и несамоходные суда, два плавкрана. Закуплена береговая техника: экскаватор, бульдозер, два вилочных погрузчика, один – фронтальный. Технический парк и флот пополняем непрерывно. Это необходимо для того, что бы справляться с объемом работ и оперативно выполнять заказы по грузообороту.

- Чего ждете от 2014 года?

– Важно, чтобы промышленность региона стабильно работала, чтобы развивалась инфраструктура, строились дороги, жилье. Тогда у порта, судоходной компании и многих других предприятий региона будут заказы, рабочие места, стабильное будущее.

Пока же очевидно: спрос на песок, который добывает речпорт, в сегодняшних объемах будет востребован только в период реконструкции трассы М8. Потом добыча снизится.

Есть хороший пример в Нижегородской области, где существует стратегия развития дорожной сети с развязками. В рамках этой стратегии их порт должен добывать примерно шесть миллионов тонн песка в год. Это серьезный стратегический проект развития, который обеспечивает многие предприятия работой на годы вперед... Того же хо телось бы видеть и в Архангельской области...


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин КУЗНЕЦОВ, руководитель группы компаний «Экотэк»:

– В 2012 году Архангельский речной порт вошел в структуру «Экотэка», предприятие вышло на рынок с предложением полного комплекса грузоперевозок река – море. Но 2013 год начался с огромного потрясения: в феврале убили Романа РАЗМАНОВА, который возглавлял компанию «Экотэк-Бункер». На сегодняшний день следствие не дало ответов на наши вопросы.

Можно сказать, что первая половина 2013 года была проверкой на прочность для всей структуры «Экотэка». На мой взгляд, коллектив доказал свою работоспособность, демонстрируя опыт. Мудрая политика руководителей компаний, сплоченность и огромное желание сохранить предприятия позволили доказать жизнеспособность и прочность структуры. Мы сохранили флот, техническую базу, коллектив – сегодня на предприятиях группы компаний «Экотэк» свыше тысячи работников. Спасибо партнерам, которые остались нам верны и продолжили работать с Архангельским речным портом, судоходной компанией «Экотэк», Лайским судостроительным заводом. Отрадно, что в этом году круг клиентов расширился, и мы ценим их доверие.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей