ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 10:47

В Архангельске прошёл региональный торговый форум


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 25.11.2022 21:14:25
В Архангельске прошёл региональный торговый форум

24-25 ноября в Архангельске проходил XVI региональный торговый форум. Тему форума определяли по результатам встреч с предпринимателями, представителями бизнеса в городах и районах. И итоге она стала звучать так: «Потребительский рынок Архангельской области — перезагрузка 2022 года». Как местному ритейлу искать свою нишу в соседстве с федеральным? Какие форматы торговли и общепита востребованы сегодня? Какой портрет покупателя, гостя выдаст «перезагрузка»?


Основной площадкой торгового форума стал «Норд Экспо». За два дня на форуме выступили около 40 спикеров, практически все места на семинарах, круглых столах, мастер-классах были заняты. Параллельно по традиции проходили выставки и дегустации продукции от местных производителей.

«Торговый форум проводится в Архангельске уже 16-й раз: это говорит о том, что площадка действительно интересная и востребованная, — отметил на открытии первой — стратегической - сессии заместитель председателя Правительства Архангельской области Евгений АВТУШЕНКО. - Наша страна столкнулась с широким списком ограничений, но сейчас у нас есть уникальная возможность занять опустевшие ниши качественной отечественной продукцией. Форум должен стать местом её продвижения, налаживания новых цепочек поставок».

torg_forum_2022_1.jpg

Тренды сберегательной модели

Разговор начался с того, как сегодня выглядит покупатель, гость ресторана или посетитель кафе быстрого питания — от этого зависит, что и в каком формате можно ему предложить, какую цену установить.

Как считает приглашённый федеральный эксперт  Иван ФЕДЯКОВ, генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine, ситуация в Архангельской области во многом отражает ситуацию в России в целом. Статистики отмечают отрицательную динамику покупательной способности населения. На это накладываются инфляционные ожидания и психологическая напряжённость. Поведение потребителя во многом похоже на период пандемии, когда траты сокращались практически до товаров первой необходимости. Однако перспективных ниш развития рынка эксперты отметили немало.

bazanova_2022.jpg«Всё, что сказано, имеет место. В поведении потребителя преобладают черты сберегательной модели. Каждый из нас, приходя в магазин, чётко держит в голове, сколько денег он может потратить, - отметила министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА. - В то же время идёт процесс привыкания к сложившейся обстановке, и люди начинают возвращаться к тем предпочтениям, которые у них были раньше. В Архангельской области мы видим и снижение активности бизнеса в некоторых нишах (особенно, ещё в период пандемии, это коснулось общепита), и появление новых форматов. Если говорить об инвестициях в отрасль, то в прошлом году они составили 2,2 миллиарда рублей. Отмечу, что на рынок приходят молодые, активные предпринимателями, внедряющие современные подходы».

Среди самых перспективных направлений — доставка блюд на дом предприятиями общественного питания, а также интернет-торговля, оборот которой в Поморье увеличился в разы.

Не только для гостей

Ещё один общеизвестный тренд — подъём внутреннего туризма, характерный и для нашего региона. Но научились ли мы как следует принимать гостей?

«Традиционно туристы покупают изделия с северными росписями, птиц счастья, изделия из кости, продукцию из водорослей, всё больше интереса проявляют к нашим молодым дизайнерам (одежды и аксессуаров. - Прим. ред.), - рассказала заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Анна ТЮТРИНА. - Это найти можно, но сложным оказывается ответ на вопрос «А где у вас купить рыбу?» Хотя мы позиционируем себя как регион у Белого моря, где живут трескоеды... Второй популярный вопрос - где приобрести северные ягоды, особенно морошку. Конечно, сейчас появляется немало объектов общественного питания, которые стараются предложить локальную кухню. Но и тут есть нюансы».

torgovlya_fish.jpg

Для туроператоров важно быстро и по приемлемой стоимости накормить большие группы туристов. А включить в обычный комплексный обед региональный компонент зачастую не получается. Или ценник выходит совсем другим. Есть сложности и с подготовкой официантов, которые не могут рассказать обо всех нюансах северных блюд, изысканно приготовленных шеф-поваром. Такое случается и во время гастрономических фестивалей, хотя они становятся туристическим брендом Поморья. 


Потребительский рынок Архангельской области (розничная торговля, общественное питание и сфера услуг) - это 13 тысяч объектов, 92 тысячи работников, 9,2% валового регионального продукта. 


Интересно, что в русле этой дискуссии оказалось сверхэкономичное течение — стрит-фуд. Как отметила модератор сессии, эксперт в области маркетинга и продаж Наталья МЧЕДЛИДЗЕ, стоимость перекуса в фаст-фуде в нашем регионе сравнима с ценой комплексного обеда в кафе. А комплексы подают ограниченное время, что не всегда стыкуется с обычными перемещениями туристов или командированных. Между тем стрит-фуда в Архангельске практически нет, особенно в самых популярных у гостей местах — на центральной набережной, Чумбаровке: такое мнение выразили и местные, и приглашенные спикеры.

torg_forum_2022_2.jpg

Для установки обычного фуд-трака требуется в среднем 150-170 тысяч рублей, а до этого ещё надо пройти конкурсные процедуры — пояснила председатель правления союза потребительских обществ Архангельской области Елена ШЕПЕЛЕВА.

«Вот здесь я не понимаю, в чём проблема. Есть требования Роспотребнадзора, которые никто не отменял, но решить, по каким правилам размещать в городе нестационарные торговые объекты (НТО), - это прерогатива муниципалитета, - напомнил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита КУЗНЕЦОВ. - Если в Архангельске вдруг возникли какие-то сложности, значит, местные органы власти работают над рисками, которых нет».

По отзывам предпринимателей, в Северодвинске, к примеру, получить разрешение на НТО гораздо легче.

«В Северодвинске всегда разворачиваются и активная сезонная торговля, и летние кафе. Очень взвешенный подход к стоимости аренды. С районами проблем по НТО нет: муниципалитеты молодцы, они за любой «кипеш», лишь бы предприниматели работали и потребности потребителей были удовлетворены. Несколько раз пытались с администрацией Архангельска решить эти вопросы, но пока без результата», - пояснила Ирина Бажанова.

torg_forum_2022_3.jpg

«Там, где много людей, там больше всего и ограничений, - согласился заместитель министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Сергей ПАРОМОВ. - Конечно, мы готовы подключиться и вместе с министерством АПК и торговли, муниципалитетом разобраться в этой проблеме».

Стойкие форматы

Одной из ключевых тем стратегической сессии стала роль регионального ритейла на фоне многолетнего усиления позиций конкурентов федерального уровня. По оценкам председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея КАРПОВА, нигде в стране местная торговля сдаваться не собирается.

«Региональный ритейл объективно необходимо сохранить, и на это, в том числе, сегодня должна быть направлена поддержка государства. Ведь именно местный ритейл является понятным помощником органов власти (в регулировании продовольственных вопросов. - Прим. ред.). Однако в базовом ассортименте товаров, на котором сейчас сосредоточены покупатели, он никогда не сможет конкурировать с федеральным. Ему необходимо занимать конкретные ниши, чтобы бороться за своего потребителя. И лучше всего себя чувствует тот региональный ритейл, который имеет своё производство».

По словам Натальи Мчедлидзе, доля продукции местных производителей в федеральных сетях сегодня составляет всего около 14%. Перед ними стоит задача создания собственных торговых сетей. Как напомнила Ирина Бажанова, такие примеры в Архангельской области есть. Региональные торговые сети не просто сохранились — нацелены на развитие:  «Двинские», «Апрель», «Петровский» и другие.

bread_petrovski-2.jpg

«Мы делаем ставку на местных производителей: это наше конкурентное преимущество перед федеральными сетями. К слову, на свою продукцию люди стали обращать внимание и следуя принципам здорового питания - импортного все уже наелись», - добавила Ирина Борисовна.

На форуме министерством была представлена интересная статистика по основным форматам потребительского рынка в Архангельской области.

«Если в 2010 году НТО в нашем регионе было чуть больше тысячи, то сейчас — 1415. Сыграло роль нормативное регулирование, которое провёл Минпромторг России по ослаблению требований к размещению НТО. Хотя проблемы, как мы уже говорили, остались. В том же 2010 году оптовой торговлей в Поморье занималось 880 предприятий, сегодня их осталось 500. Закрылся в основном мелкий опт — к этому, в частности, привёл приход на региональные рынки федеральных торговых сетей. Что касается общепита, в 2010-м в регионе было 1123 таких предприятия, сейчас — 1150. То есть мы ещё и прибавляем, несмотря на влияние пандемии. Думаю, это говорит о том, что общепит более активно общается с потребителем и гибче реагирует на его потребности».

Обсуждение заданных на стратегической сессии тем продолжилось на тематических площадках. Форум включал в себя 21 мероприятие, обсуждались самые разные вопросы —  от продвижения и брендирования местной продукции, подготовки кадров до новых финансовых инструментов и сложностей маркировки товаров. Кроме того, 25 ноября состоялась торгово-закупочная сессия представителей крупных торговых сетей с товаропроизводителями Архангельской области.

Комментарий

Никита КУЗНЕЦОВ, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ:

kuznecov_minpromtorg.jpg- Сила и шарм малого бизнеса в том, что товар предлагает человек, а не массовый производитель или искусственный интеллект. Но с финансовой точки зрения это всегда менее эффективно. Главное условие выживания — наличие своего производства. При этом можно торговать собственными товарами или работать в коллаборации с торговыми точками. Иначе конкурировать с федеральными гигантами невозможно: они очень долго могут работать на низкой марже. Бренд сначала должен вырасти на внутреннем рынке: раньше такой возможности у нас практически не было, сейчас, с уходом западных брендов, она появилась.

Задача этого форума, как и других аналогичных мероприятий, - помочь людям найти ответы на этот и другие вопросы, начать двигаться дальше. Считаю, что в Архангельской области развитый потребительский рынок, сфера общественного питания, растёт внутренний туризм. Поэтому нам интересна ваша площадка. Я, например, второй раз на форуме в Архангельске. Отмечу также, что у вас в правительстве региона работает очень квалифицированный блок, отвечающий за торговлю, - один из лучших в стране.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей