ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

«Сухой закон» пока не нарушают


Анна БЕЛЯЕВА | 22.01.2010 07:26:24

Ночью жители Архангельской области купить крепкий алкоголь уже не могут, а днем будут отдавать предпочтение не дешевой, а качественной продукции. И скорее всего – местных производителей. К такому выводу приходят эксперты, анализируя вступившие в силу с 2010 года законодательные новшества алкогольного рынка.

На региональный рынок алкоголя в 2010 году будут серьезно влиять два нормативно-правовых акта. Местный – постановление Правительства Архангельской области о запрете розничной продажи с 23.00 до 8.00 алкоголя крепче 15%. Федеральный – приказ Рос-алкогольрегулирования об установлении минимальной цены на 0,5 литра водки в размере 89 рублей. 
Опрошенные «БК» эксперты отметили, что оба акта имеют и положительные, и отрицательные стороны, но успех инициатив будет зависеть от четкости их исполнения на уровне региона.

Ночной надзор

Постановление регионального правительства вступило в силу в новогоднюю ночь. Казалось бы, более неудачного времени для введения «сухого закона» не придумать. Однако органы правопорядка отмечают, что и в ночь, когда часы 12 бьют, и в последующие дни запрет торговыми сетями не нарушался.
Первое, что должны были сделать операторы розничных продаж, - убрать в ночное время крепкие напитки с глаз потенциальных потребителей. Подошли творчески: кто-то установил матерчатые (иногда очень прозрачные) ширмы перед полками с «запрещенной» продукцией, кто-то «залатал» прилавки обоями. Другие же просто сняли ценники (как вид публичной оферты) с водок и коньяков, - постановление это допускает. Потребителям остались доступны вермуты, портвейны, пиво.
«Фактов незаконной продажи крепкого алкоголя в розничной сети населенных пунктов не выявлено», - сообщил «Бизнес-классу» начальник отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД Архангельской области Петр ДОЛГОБОРОДОВ.
Он уточнил, что наряды милиции работали «визуально», как того и требует законодательство, ограничивающее количество проверок бизнеса. А проверять документы возможно только при выявлении фактов незаконной продажи.
Добавим, что еще на стадии принятия так называемого «сухого закона» немало экспертов сомневались в том, что запрет ночной продажи крепкого алкоголя побудит граждан меньше пить. Более того, отмечалось, что запретительные меры оживят теневой рынок продаж далеко не безопасного для здоровья алкоголя: с рук, в такси. Однако, парировали оппоненты, на то и работают органы правопорядка, чтобы пресекать подобные нарушения.
По данным управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД, только в 2009 году в регионе было изъято свыше 16 млн литров поддельной продукции. При этом оценить вред здоровью граждан от употребления нелегальной водки и спирта сложно: статистика точных данных по количеству несчастных случаев не дает, так как в нее включают и отравления качественным, но в чрезмерных объемах, алкоголем.

Рюмки и рамки

В дневное время менее доступной для потребителя стала водка: с января 2010 года на 0,5 литра этого продукта установлена минимальная цена в 89 рублей. Пропорционально подорожала и «жидкость» в большей емкости.
Расчет прост: акцизы и налоги составляют около 50 рублей, плюс стоимость сырья, транспортные расходы, зарплата, рентабельность. А если цена меньше, возникает подозрение в том, что производитель использует некачественное дешевое сырье или уклоняется от уплаты налогов.

Розничные сети отреагировали оперативно: прежде для региона водка ценой в 50-70 рублей за бутылку не была редкостью, а сейчас на прилавках зачастую красуются стройные ряды ценников с цифрой «89». В основном – в крупных магазинах.
Например, в ТЦ «Квартал» в Архангельске по этой цене предлагают добрый десяток брендов с вариациями в названиях слов «русский», «стандарт», предлагающих выпить «под селедочку», «грибочки» и так далее. Производители – от Москвы до Кабардино-Балкарии.
Минимальная цена должна, в первую очередь, оградить потребителей от некачественной водки. По одним оценкам, доля нелегального алкоголя составляет до 40% объема его потребления, по другим – 50%. Установка минимальной стоимости лишает его главного преимущества – низкой цены.

Эксперты считают, что потребители при выборе продукта будут обходить товар, в качестве которого они сомневаются. Часто говорится о том, что новый приказ станет барьером в реализации водки кабардино-балкарского происхождения (не секрет, что эта республика и другие регионы Северного Кавказа являются основными поставщиками фальсифицированного алкоголя на российский рынок).
Нет сомнений и в том, что покупатели обратят внимание на местный, а значит – проверенный товар. Так, на прилавках большинства сетевых магазинов Архангельска в числе самых дешевых (89 – 89.90 рублей) водок есть продукция ОАО «Алвиз».
С тем, что местным производителям будет легче жить в условиях нового законодательства, согласны и специалисты ООО «Устьянский ликеро-водочный завод». С оговоркой: продукция УЛВЗ в магазинах области стоит не меньше 90 – 110 рублей.
Как пояснили «Бизнес-клас-су» на предприятии, в закрепленные в приказе 89 рублей включены минимальные затраты производителей. Выдерживать эту цену могут только крупные компании за счет больших объемов производства.
Впрочем, специалисты УЛВЗ не исключают, что в перспективе это предприятие обратит внимание на низкий ценовой сегмент и запустит новую линейку.

Сгущенка с «градусом»

И производители, и продавцы алкоголя единогласны в том, что эффект от приказа Росалкогольрегулирования будет полностью зависеть от качества его исполнения.
Но кто будет отвечать за выполнение приказа в регионе? Федеральная служба – новая структура, территориальные подразделения созданы далеко не везде. Так что пока ближайшее к нам управление находится в Санкт-Петербурге.
Как выяснилось, в Архангельской области фиксировать нарушения и принимать меры пока может только лицензионный отдел агентства по конкурентной политике Архангельской области.
Как пояснил «Бизнес-классу» начальник отдела Василий НЕЦВЕТАЕВ, отслеживать соблюдение приказа они могут в рамках своих контрольных мероприятий. Впрочем, по мнению Нецветаева, заметившие нарушения потребители вполне могут обращаться и в правоохранительные органы.
Кстати, практика первых же дней действия приказа показала, что купить водку дешевле 89 рублей в регионе все-таки можно. Конечно, на ценнике указана минимальная цена. Но к бутылке водки покупателям предлагают подарки.
Например, в ТЦ «Квартал» к пол-литру произведенного в Санкт-Петербурге алкоголя дают на выбор банку тушеной говядины или сгущенного молока. Эксперты не исключают, что акций с подарками будет немало. А ряд торговых сетей предусмотрительно до вступления в силу приказа провели распродажи.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Ваше мнение

  1. golosovanie3.jpgКакой из торгово-развлекательных центров в Архангельске наиболее полно отвечает Вашим потребностям?

Компании




Лента событий

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5