ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ритейл: Ограничения на продажу алкоголя должны быть разумными


Андрей САХАРОВ | 19.07.2013 08:16:45

altДо 30% - так оценивают падение товарооборота ритейлеры региона в июне, когда в течение 17 дней реализация алкоголя, в том числе пива, была разрешена фактически только на три часа в сутки. С учетом традиционного ночного ограничения, днем продавать спиртное разрешалось исключительно с 10.00 до 13.00. О том, как отразилось на торговле решение Правительства Архангельской области, рассказывает директор по сбыту ГК «Диал», член совета правления потребительского общества «Северо-Западный  альянс» ПО «РОСТ» Ирина АЛЕКСЕЕВА.

- Ирина Борисовна, как сказался на торговле запрет на торговлю алкоголем в Архангельске в дни выпускных?

- Супермаркетов и гипермаркетов эта мера коснулась в меньшей степени, но у магазинов «у дома» и  мини-маркетов потери большие - от 7% до 30% товарооборота.  Я бы не хотела обсуждать детально цифры, но невыполнение в июне плана товарооборота в наших торговых сетях «Фудмаркет» и «Кошелек», безусловно, связано с введенным запретом.

В то же время я сама наблюдала картину, когда в одном из гипермаркетов человек закупал несколько ящиков с водкой. На вопрос: «Куда столько?» - я получила ответ: «Для бизнеса». Такие примеры были повсеместно — хотя в крупных магазинах алкоголь было не купить, он все равно был доступен. Возникает вопрос: что мы хотим получить от таких запретов? Очередную коррупционную схему или вернуть время начала 90-х годов прошлого века, когда выпивку покупали в квартирах? Я уж не говорю о том, что с нашей недополученной выручки бюджеты теряют налоги.

Продажа несовершеннолетним и так запрещена, поэтому ограничения на продажу в дни проведения выпускных выглядят странно. Я бы на месте законодателей ввела штрафы для продавцов как физических лиц. А пока штрафуются юридические лица, торговля с нарушением закона продолжится. Что греха таить, продавцы заинтересованы выполнять план по товарообороту, могут быть обижены на работодателя, а зачастую просто халатно относятся к выполнению должностных обязанностей. При этом наказание для них очень незначительно, поэтому они и дальше будут нарушать закон. 

Есть предложения вообще убрать алкоголь с магазинных полок чуть ли не в подсобку. Дескать, если маленький ребенок заходит в магазин и видит водку, у него вырабатывается условный рефлекс. С моей точки зрения, это ерунда.  Я вспоминаю свое детство, родителей, замечательные застолья, дни рождения, свадьбы. Там был алкоголь!  Поверьте, эти воспоминания вызывают  только позитивные эмоции.  Я не стала пьяницей, как и миллионы других людей.

Лучше бы власти нацелились на борьбу с контрафактной продукцией. Вообще я считаю, что Архангельск – это уникальный город.  У нас предприниматели, в большинстве своем, законопослушны. К нам постоянно обращаются с «уникальными» предложениями, предлагая алкогольную продукцию значительно дешевле средней входной цены, но мы не идем на эти сделки. Я уверена, что все торговые сети поступают так же.  Зачем ради сиюминутной выгоды портить себе репутацию? Но предложения есть, а значит, куда-то эта водка на реализацию поступает.

- Неужели управляющие сетевых магазинов не имеют возможности выставить в зал «паленку»?

- Это исключено. Заведующие магазинами наших сетей не имеют права выбора поставщика. Это прерогатива администрации. Если водка попалась плохого качества, то верните бутылку обратно в магазин, далее ее отдадут поставщику, поставщик - производителю. У нас был случай, когда в магазины поступил портвейн плохого качества. Когда я об этом узнала, то вернула всю партию поставщику и запретила закупать эту продукцию. Как говорится, нет продукта – нет проблемы.

-В прошлом году Архангельское областное Собрание запретило продажу слабоалкогольных коктейлей, но ограничение было отменено судом.  Какие потери понесли сетевики?

– Доля энергетиков в продажах достаточно большая, поэтому убытки были. Мы бы с удовольствием заменили эти напитки на безопасные. Почему бы государству  не способствовать появлению на рынке именно таких коктейлей? Ну, и  если запрещать торговлю, то на территории всей России, а не избирательно — только в Архангельской области. В противном случае получается, что региональные сети  поставлены в неравное положение по отношению к крупным федеральным игрокам.
 
–  Есть ли у вас трудности с лицензированием алкогольной торговли?

– Нет. Вопросы есть к декларированию объемов продажи алкоголя. Дело в том, что никто не знает, как вести подсчет. Методика есть, но она не работает. И я не совсем понимаю, зачем ввели декларирование. Если это сделано для борьбы с контрафактом, то хорошо. А если в чьих-то узких интересах, то не очень.

– В конце января в России вступили в силу правила, по которым местные власти должны самостоятельно определить, какие торговые точки, а также кафе, бары могут предлагать своим посетителям спиртное, а какие нет. Под удар могут попасть заведения, располагающиеся в непосредственной близости со школами, детскими садами, спортивными и медицинскими объектами, аэропортами, вокзалами, рынками и другими местами «массового скопления граждан»...

– Если на местах не учтут пожелания ритейлеров, то это будет беда. В Архангельске на каждом шагу располагаются социальные объекты, так что теперь - только за объездной дорогой торговать?  Муниципалитеты обязаны услышать нас, в противном случае мы все останемся без дохода.  Лучшее решение - оставить все как есть. Зачем что-то менять, усложнять жизнь уставшего труженика, возвращающегося домой после трудового дня? Сейчас же на примере июня получилось, что взрослый человек не мог купить даже бутылочку пива — для этого надо было отпрашиваться с работы и бежать в магазин с 10.00 до 13.00.

–  Эксперты говорят, что до 2014 года крупные торговые сети в России увеличат свою выручку на 2,8 трлн рублей за счет перераспределения денежных потоков в связи с ограничениями продажи пива и сигарет в мелкой рознице.

– Конечно, это выгодно для региональных сетей. При этом не могу сказать, что у нас значительно выросли продажи.

- В то же время вас теснит федеральная сеть «Магнит»…

- Да. Пока это единственная федеральная сеть в Архангельске. Здесь, в силу портового статуса города, в отличие от центральных и южных областей России изначально торговля была хорошо развита, поэтому федеральных игроков, кроме «Магнита», пока нет.  Тем не менее  зарабатывать с каждым днем все труднее. Например, нам не потянуть арендные ставки за торговые помещения, которые предлагает тот же «Магнит».  А все налоги эта сеть платит по месту юридической прописки – в Ростове-на-Дону.  Пока только одиночные розничные игроки сдают южанам объекты в аренду, а у собственников крупных региональных сетей есть четкое желание продолжать свое дело. Но ведь все может быть и по-другому. Тогда мы станем свидетелями краха архангельской торговли и падения собираемости налогов. Жаль, что региональные власти не хотят этого замечать и не поддерживают нас.

Пока мы пытаемся сделать что-то самостоятельно, например, проводить единую закупочную политику, чтобы формировать сниженные цены в рознице. Для этого пять торговых сетей  Архангельской области – «Афанасий»,  «Петрович»,  «Петровский»,  «Кошелек» и «Фуд Маркет» вошли в потребительское общество «Северо-Западный Альянс» ПО «РОСТ». В рамках кооператива мы объединили свои усилия в борьбе за покупателя.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5