ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Покупатели сыты, ритейлеры целы


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 13.01.2012 04:20:27

altСредний чек в розничных магазинах ощутимо снизился вместе с покупательской способностью населения: об этом шла речь на ежегодной конференции в Москве «Ритейл в России», организованной в конце декабря газетой «Ведомости». Такая тенденция отмечается с августа 2011 года и свидетельствует, по мнению аналитиков, не о каких-либо кризисных явлениях в торговле, а о наступившей «сытости» потребителей.

Розница по-взрослому

Последние десять лет, даже в кризисный 2008-й, спрос на товары повседневного спроса в России стабильно рос, отмечают эксперты. В 2011-м рынок встал. По самым оптимистичным прогнозам, прирост розничного торгового оборота в стране в начавшемся году составит не более 5-6%.

«Сократилось число крупных покупок, в частности автомобилей. Независимо от сезонных колебаний снижается спрос на туристические путевки. Схожие тенденции есть во всех товарных группах. Однако это не кризис — это стабилизация рынка. Мы просто «повзрослели» и становимся среднестатистическими потребителями. Теперь, когда все стало доступно, российский покупатель начинает понимать, что вторая машина - это хлопотно, отдыхать четыре раза в год не обязательно и накладно, а продукты лучше покупать каждый день, а не забивать ими до отказа холодильник. В ряде сегментов рынка произошло первичное накопление», - рассуждает президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей МИЛЕХИН.

Исключением из общего правила остается сегмент сотовой связи, представители которого продолжают наращивать спектр дополнительных услуг и привлекают покупателей все новыми трендами мобильной электроники.

Как считают аналитики, насыщение рынка в целом не сулит ритейлерам больших неприятностей, но сама система конкуренции претерпит значительные изменения: 2012-2015 годы станут годами регионов. Основная борьба за покупателя переместится из столиц и административных центров субъектов РФ в города с населением 30-50 тысяч человек. В первую очередь это коснется продуктовой розницы, где показатели продаж сейчас значительно меньше, чем в секторе непродовольственных товаров.

Ритейл для сельской местности

По словам директора департамента Министерства промышленности и торговли РФ Олега САЗАНОВА, доля сетей в структуре продуктовой розницы с каждым годом растет. Лидирующие компании продолжают, правда, без особого успеха, лоббировать повышение порога доминирования на рынке с 25% до 35% (прежде всего в труднодоступных территориях), мотивируя это тем, что, открыв в каком-нибудь райцентре хотя бы один магазин, они могут одномоментно подвинуть всех местных торговцев и попасть под прицел ФАС.

Как отметил главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей ГУСЕВ, сейчас, когда в крупных городах диспозиция более-менее ясна, речь идет о более равномерном распределении ресурсов компаний. «Мы, в частности, делаем ставку на развитие в тех регионах, где наша доля не превышает 5%», - пояснил Гусев.

«Ставить барьеры для развития сетевой торговли на периферии, где ее доля так мала, нет смысла, нецелесообразно ограничивать ее даже 35%», - считает член президиума правления  Торгово-промышленной палаты РФ Александр БОРИСОВ.

По мнению сетевиков, именно они создают в провинции больше рабочих мест и повышают уровень обслуживания от «сельповского» до современного.
У начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея НИЖЕГОРОДЦЕВА нашлись контраргументы. В ходе 400 проверок антимонопольной службы в этой сфере было выявлено около 1000 нарушений законодательства, при этом общая сумма штрафов (в 2011 году по закону «О торговле» — около 12 млн рублей) в масштабах страны мизерная. Санкции необходимо серьезно ужесточать, считают в ведомстве. 

Иллюстрацией к этому тезису стала презентация руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей ЮШИНА, показавшего подборку фотографий на тему отвратительно небрежного размещения продуктов на прилавках отечественных магазинах в сравнении с европейскими. «Накидано, извините, как для собак. Когда-то люди были вынуждены брать то, что предлагают, но сегодня... Обращаюсь от имени производителей: прекратите, наконец, портить товары!» - эмоционально добавил Юшин.

Партия консерваторов

Фуд-ритейлеры остаются при мнении, что волна негатива по поводу просроченных продуктов, поведения продавцов и т.д. нагнетается чиновниками Роспотребнадзора и журналистами. То же самое, на их взгляд, происходит со стороны ФАС в сфере регулирования взаимоотношений ритейлеров с поставщиками. Предполагалось, что последних защитит закон «О торговле», но за два года его действия жалобы на ужесточение условий договоров с продовольственными сетями и дискриминацию поставщиков только участились.

«Будем думать, как восстановить принцип соразмерности штрафных санкций с доходами, полученными с нарушением закона. В прошлом году мы предлагали ввести штраф в 3% от выручки, но законодатели остановились на фиксированной ставке в 5 млн рублей. Как вариант, ритейлер должен платить не за нарушение в целом, а за ущемление интересов каждого поставщика в отдельности, - пояснил Тимофей Нижегородцев. - Что касается планки доминирования на рынке в 25%, эта мера направлена на защиту интересов потребителей, чтобы сети росли за счет нормальной конкуренции, а не путем захвата локальных рынков».

По оценкам экспертов, наибольшими возможностями для освоения региональных рынков на сегодня располагают «Магнит» и «X5 Retail Group» («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

«Развитие на периферии требует других технологий, форм управления, логистики, инвестиций. Инвестпрограмма «Магнита», к примеру, составляет 1,3 — 1,4 млрд долларов. Далеко не все сети готовы к подобным шагам, - рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил БУРМИСТРОВ. - Российский ритейл вообще очень консервативен и концентрирован: в 2011 году 100 крупнейших компаний сформировали 23-24% оборота розничной торговли».

В переводе на русский

В числе лидеров нон-фуд ритейла на конференции выступили представители компании Tele2 Россия, розничная сеть которой распространяется в настоящий момент на 37 регионов страны, и в ближайшее время появится еще в шести регионах Дальнего Востока. Сейчас компания занята интенсивным развитием розничной сети и внедрением нового фирменного стиля: это позволит еще активнее привлекать новых абонентов и повышать лояльность действующих.

«Компания имеет большой опыт внедрения новых технологий. В частности, в ряде монобрендовых магазинов Tele2 в регионах появились автоматы: покупатель на сенсорном экране сможет сам выбрать оптимальный тариф, определив с помощью специальной программы, на какие номера он звонит чаще. Мы также развиваем лучшие практики конкурентов и в результате торговые точки начинают приносить нам хорошие деньги», - рассказывает директор по развитию собственной розничной сети Tele2 Россия Александр СМОЛИН.

Tele2 — дискаунтер со 100% иностранным капиталом. Но внедрение франчайзинговой модели в России оказалось делом непростым.

«Несмотря на огромное количество вновь вводимых объектов, в регионах ощущается хронический дефицит качественных торговых площадей. Очень возросла арендная плата», - отметил Александр Смолин. Он упомянул и такие проблемы как локальную бюрократию, кадровый вопрос, в частности, высокий уровень текучести кадров. По его словам, средний срок работы одного сотрудника в российском ритейле составляет 3-6 месяцев.

Несмотря на трудности, завершить процесс перевода всех дилеров на франчайзинг и довести количество монобрендовых магазинов в регионах до пятисот Tele2 планирует уже к четвертому кварталу 2012 года. Одновременно с этим компания находится в процессе внедрения нового фирменного стиля. Изменилось визуальное оформление символики: теперь салоны будут выглядеть более строго и выдержаны в европейском стиле. Ранее преобладавшие синие тона заменены на черно-белую цветовую гамму в сочетании с более яркими цветами для выделения отдельных элементов.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5