ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 18 апреля, 2024 06:29

Поесть по-русски, уйти по-английски: рестораторы ищут способы борьбы с клиентами-неплательщиками


Ирина ФОКИНА | 24.03.2018 02:40:10
Поесть по-русски, уйти по-английски: рестораторы ищут способы борьбы с клиентами-неплательщиками

Заведения общественного питания обязаны обслуживать всех клиентов, желающих получить услугу, независимо от их состояния, поведения и социального положения. При этом рестораны и клубы постоянно рискуют нарваться на неплательщиков и остаться в убытке. Закон в таких случаях хоть и защищает предприятия, но лишь номинально. Реальность же такова, что проще попытаться надавить на совесть должника, чем идти на длительные судебные разбирательства, – овчинка выделки не стоит, считают рестораторы.


Деятельность заведений общественного питания подпадает под публичную оферту, то есть услуги баров, ресторанов, клубов и кафе должны оказываться всем желающим без исключения. Причем традиционно обеды и развлечения предоставляются в кредит. Некоторые клиенты пользуются этой ситуацией: уходят, не заплатив, и остаются безнаказанными из-за отсутствия эффективных механизмов взыскания стоимости предоставленных услуг. С другой стороны, неплательщики рискуют быть привлеченными к административной, а возможно, и уголовной ответственности.

Обед в кредит

Как рассказал юрисконсульт архангельской компании «Юрактив» Андрей МИНИН, ситуация, когда счет остается неоплаченным, бывает двух видов: в первом случае клиент не отказывается платить, но не может этого сделать, во втором – он изначально имеет корыстную цель не оплачивать оказанную ему услугу.

«В случае, когда человек не отказывается платить, но у него нет денег, он может закрыть счет со временем. При этом продавец, то есть заведение, имеет право насчитать проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, – пояснил Андрей Минин. – Если же посетитель частично не согласен с выставленным ему счетом, он должен оплатить ту его часть, с которой согласен, а оставшуюся не оплачивать, письменно указав причину. Владелец заведения вправе взыскать остаток суммы через суд, если, конечно, докажет свою правоту».

За попытку уйти из заведения, не заплатив, наступает административная ответственность по статье 7.27.1 КоАП РФ – причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. А если размер счета превысит сумму в 250 тысяч рублей, неплательщику грозит уголовная ответственность. При таком стечении обстоятельств владелец заведения может вызвать полицию. На основании составленного протокола, видеозаписей и показаний сотрудников суд вправе наложить на должника штраф, в пять раз превышающий стоимость обеда, но не менее пяти тысяч рублей.

Такие санкции, в частности, были применены в отношении жителя Северодвинска. В декабре 2015 года он не оплатил в местном баре счет на 2,3 тысячи рублей. В свою защиту заведение представило протокол об административном правонарушении, составленный сотрудниками полиции, справку о размере причиненного ущерба и заявление администратора бара, чего оказалось достаточно для доказательства вины посетителя. В итоге суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере девяти тысяч рублей.

Потребительский терроризм

На практике инциденты с неоплатой счета случаются достаточно часто, но о таких случаях заведения общественного питания предпочитают не распространяться. Еще реже бары и рестораны разбираются с нежелательными клиентами с помощью правовых механизмов. Такая пассивность объясняется несоразмерностью спорных сумм с расходами на ведение судебных дел. Как отмечают эксперты, громкое и обещающее неплательщикам серьезные неприятности обращение в правоохранительные органы на самом деле малоэффективно. В связи с этим заведения общепита предпочитают решить все мирно и не доводить ситуацию до конфликта, что в некоторых случаях становится поч­вой для «потребительского терроризма».

«У меня довольно большой опыт работы в заведениях общепита, и везде я сталкивалась с такой проблемой, когда люди уходят, не заплатив, – поделилась с БК» своими наблюдениями управляющая клубом-рестораном «Паратовъ» Марина ГУБИНА. – Например, в «Коферуме» был такой случай: люди сели за столик рядом с выходом, поели, попросили официантку их рассчитать, а чтобы это сделать, ей нужно пройти через весь зал к терминалу и «забить» заказ в компьютер. Гости этим воспользовались и ушли. В «Паратове» у нас периодически происходят драки – ночной клуб все-таки. В такие моменты счета обычно остаются неоплаченными. Мы вызываем охрану и полицию, администратор в присутствии их и гостей составляет заявление, дело передается участковому. В большинстве случаев люди потом сами приходят и расплачиваются, потому что не хотят позора. Но бывает, что все это тянется непонятно сколько времени».

По словам Марины Губиной, приходится проходить через множество инстанций, участвовать в судебных разбирательствах – и все ради нескольких тысяч по неоплаченному счету. Овчинка выделки не стоит, считает управляющая, поэтому рестораторы предпочитают справляться с подобными проблемами самостоятельно.

Не заплатишь – не поешь

От принципа «заказал и сразу рассчитался» в «Коферуме», где неоплаченные счета приносили не такой большой ущерб из-за невысокого среднего чека, Марина Губина перешла к более серьезным способам уйти от неуплат в «Паратове».

«У нас несколько палуб, люди могут отдыхать везде, и заставлять их постоянно рассчитываться – это просто издевательство, – пояснила управляющая. – Из-за этого мы несли определенный риск: посетители понимали, что могут ходить туда-сюда, исчезнуть из поля зрения официанта и просто уйти. Поэтому мы ввели депозитную систему: прежде чем гостей посадят за стол, они должны внести предоплату из расчета одна тысяча рублей на человека. Конечно, это вызывает недовольство, но персонал не должен платить за то, что наши клиенты поели, встали и ушли».

Неплательщиков сотрудники ресторана также разыскивают через знакомых и социальные сети и просят оплатить счет. Если должник даже в этом случае отказывается от своих обязательств, то здесь уже ничего не поделать, кроме как опять же обратиться в суд.

«ЗаБанить» в баре

Законодательство не дает заведениям общепита возможность защититься от злостных неплательщиков: Гражданский кодекс РФ запрещает рестораторам оказывать предпочтение одному потребителю в ущерб другому. Более того, даже попытка ограничить контингент посетителей, в том числе вывешивание некогда модного предупреждения о «праве отказать без объяснения причин», является правонарушением.

«Если человеку отказали в обслуживании – это нарушение прав потребителей, статья 14.8 КоАП, – пояснил Андрей Минин. – В таком случае клиент может требовать компенсации морального вреда в судебном порядке. Посетитель заведения общепита обычно рассматривается судом как экономически слабая сторона, поэтому закон его защищает, и выкручиваться приходится представителям бизнеса».

Тем не менее предприятия общественного питания прибегают к помощи охраны и организуют фейсконтроль, чтобы защитить себя от нежелательных клиентов. Как рассказала Марина Губина, в «Паратове» есть даже черный список, в который попадают гости, устроившие драку или несколько раз не заплатившие по счету. Их просто не пускают в заведение в течение полугода, а потом производят «амнистию».

«После этого дебоширы обычно начинают вести себя хорошо, потому что им не нравится, что они не могут к нам попасть, – говорит управляющая. – Но ведь любой умный человек, который хорошо знает закон и умеет им оперировать, может запросто потребовать объяснений, на каком основании его не пускают. Мы разработали правила посещения клуба, в которых в том числе прописано, что вход в заведение закрыт для людей в сильном алкогольном опьянении, грязной и спортивной одежде, с большими сумками. Посетители имеют право ознакомиться с этими правилами, сфотографировать их и обратиться в суд, если их что-то не устраивает. Но таких случаев пока не было».

Кстати

  • Как отмечают рестораторы Архангельска, не всегда люди уходят, не заплатив из корыстных побуждений. Посетители баров и ночных клубов иногда просто «забываются», когда выпивают лишнего или выходят покурить на улицу. К таким инцидентам заведения относятся достаточно лояльно, потому что чаще всего люди возвращаются и оплачивают счет.

Главное

  • За попытку уйти из ресторана, не заплатив, посетителю грозит административная ответственность за причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. В таком случае владелец заведения может вызвать полицию, а суд вправе наложить на должника штраф, в 5 раз превышающий стоимость обеда, но не менее 5 тысяч рублей.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей