Наталья МЧЕДЛИДЗЕ, директор по маркетингу ООО «Норд-Коммерц», бизнес-консультант. Фото Ильи Леонюка | 01.09.2023 12:01:00
Многих начинающих предпринимателей на региональном рынке питания мучает вопрос: как лучше начать своё дело? Купить франшизу и не заморачиваться или вникать в детали функционирования бизнеса самостоятельно? Каждый из вариантов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. При этом франшиз на рынке питания достаточно много. Как правильно выбрать ту, в которую можно инвестировать?
Начну с терминов, которые следует знать. Прежде всего франшиза – это уже «упакованный» бизнес, и целью его владельца является масштабирование деятельности. Владелец франшизы называется «франчайзер», покупатель – «франчайзи».
Очевидные плюсы
Какие плюсы у франшизы? Самый важный – вы получаете уже известное всем имя (бренд). Следовательно, легко стартовать. Владельцем франшизы вам будут предоставлены: готовая бизнес-модель, технологии, необходимые документы, инструкции, чек-листы, что позволит избежать ошибок. Ваш бизнес будут сопровождать, помогать в продвижении на местном рынке.
Приведу примеры, которые наиболее ярко транслируют преимущества покупки франшизы. Американская корпорация, работающая по системе франчайзинга, крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания под торговой маркой McDonald’s, имела в России 810 предприятий (в марте 2022 года компания объявила о временной остановке деятельности в России, но сейчас это бренд «Вкусно и точка» практически на тех же позициях. – Прим. ред.).
KFC – международная сеть общественного питания, которая специализируется на блюдах из курицы. По данным «Википедии», в России открыто 1086 ресторанов, при этом более 700 заведений принадлежало российским бизнесменам, которые работали по франшизе. Сеть Burger King в 2022 году имела в нашей стране 817 ресторанов.
Плюсы покупки франшизы очевидны. Следующий этап – изучить предложения в каталоге магазина франшиз и выбрать нужную. На что необходимо обратить внимание? Важно, как выглядит рынок питания в регионе сегодня: растёт или стагнирует? Лучше оценивать за три года, чтобы определить динамику и тренды. Как показывают исследования, объём оборота общепита в РФ в 2022 году вырос на 4,7% по сравнению с показателем 2021 года и составил 2,3 трлн рублей. Об этом говорится в материалах Росстата. Однако причиной могли стать и рост цен на сырьё, других расходов предприятий.
Оборот общественного питания в Архангельской области составил 19,8 млрд рублей и сократился на 0,3%. За три последних года число предприятий общепита в нашем регионе уменьшилось на 47. Это говорит о нестабильности на рынке и необходимости внимательного подхода к принятию решений, чтобы снизить риски, связанные с возвратом вложений. Бизнес по франшизе позволяет на это рассчитывать.
Выбор формата
Затем следует выяснить, какие форматы предприятий питания, функционирующих на основе франшизы, актуальны сегодня. В аналитическом обзоре индустрии питания, который представлен в журнале «EATERY», отмечено, что в 2022 году в России насчитывалось примерно 620 сетевых проектов общественного питания, которые имели ориентировочно 27000 точек. Около 8000 точек приходилось на фастфуд, 6000 точек – питание при АЗК, около 5000 пекарен, более 3000 точек coffee-to-go. В рост идут отечественные сети пекарен «Хлебница», «Цех 85», кофейные сети Coffee Like и Tea Funny.
После кризиса будут гарантированно развиваться два бренда по франшизе – KFC и Burger King, поскольку за одним стоят инвестиции ВТБ и преференции по федеральным локациям в городах, а за другим – мощные франчайзи типа «Армрест».
Сети фастфуда, кофеен, шавермы, блинных, джус-баров и других форматов в низком ценовом сегменте испытают естественный приток покупателей, которые будут жёстко экономить на еде в ближайшие минимум год-два. Среди сетей фастфуда наметилась жесточайшая конкуренция, пишет «EATERY». Это говорит о риске не справиться с конкуренцией при выборе такого формата, как фастфуд.
Так на какой формат следует обратить внимание? Снова обратимся к аналитикам. По оценкам информационного агентства INFOLine, восстановлению этого рынка в РФ способствовало развитие альтернативных форматов, таких как пекарни, заведения быстрого питания и точки питания при АЗС. В каталоге магазина франшиз следует обратить внимание на такие предложения.
Показателен рейтинг франшизы, который представлен обычно в виде звёзд, от 1 до 5. Чем выше оценка, тем эффективнее зарекомендовала себя франшиза.
Понятно, что чем известней бренд, тем выше стоимость франшизы. Первоначальный взнос называется паушальным платежом. Чем подробней представлена информация, описаны технологии и чем популярней бренд, тем выше может быть размер паушального платежа. Вносится он сразу после подписания договора.
Обратите внимание на размер требуемых инвестиций. Он определяется выбранным форматом предприятия питания и даёт возможность оценить бюджет проекта. Оценка окупаемости франшизы, приведённая в предложении, позволит понять сроки возврата вложенных средств. Данные о доходе, получаемом от функционирования предприятия, дают представление об ожидаемых результатах бизнеса.
Выясните размер роялти – это ежемесячные платежи владельцу франшизы по заключённому договору. Он может составлять, например, от 4 до 6% оборота. Также это могут быть фиксированная сумма или процент от прибыли. Бывают франшизы и без роялти.
Ещё одной составляющей цены является маркетинговый платеж – это оплата услуг по продвижению.
Изучите отзывы тех, кто уже купил и пользуется франшизой. Это поможет принять решение о покупке или отказе от неё. Познакомьтесь с бизнес-моделью франшизы: это стандарты, инструкции, а также вебинары и консультации по вопросам функционирования бизнеса. Выясните формы и объекты контроля со стороны продавца – он применяет их с целью не допустить снижения качества бизнеса и потери имиджа франшизы. Объектами проверки обычно являются денежные потоки и соблюдение стандартов работы.
Неявные минусы
Кроме плюсов у этого варианта создания бизнеса есть и недостатки. У вас могут возникнуть дополнительные затраты, которые необходимы, чтобы соответствовать требованиям купленной франшизы: по внешнему и внутреннему оформлению заведения, к одежде персонала, количеству блюд в меню и уровню цен на еду, соблюдению стандартов приготовления, качеству обслуживания. Потребуется выделение средств на маркетинг.
Нужно быть готовым к проверкам, которые будет проводить владелец франшизы. Роялти может оказаться слишком высоким.
Также приведу два примера из практики, которые показывают, что бывает не учтено при выборе и покупке франшизы в регионе, где численность и покупательная способность населения сильно отличаются от крупных городов.
Предприниматель в небольшом городке приобрел франшизу пекарни. Популярное заведение, отличная продукция высокого качества, успешно продающаяся в мегаполисе, – всё это привлекло внимание и нашего героя. Не раздумывая, он совершил покупку.
Пекарня была открыта в центре городка и получила хороший трафик. Пирожки имели привлекательный внешний вид, отличались крупными размерами и имели много начинки. Покупатели любили продукцию пекарни. Однако возникли проблемы с объёмом продаж. Почему? Продукт ведь отличного качества, а продажи низкие!
Недостатком продукции, который отмечали покупатели, была высокая цена, установленная франчайзером. Она не обеспечивала нужный объём и частоту покупок пирожков и пирогов, поскольку в городе преобладает население и гости, которые не могут позволить себе дорогой перекус. Франчайзи не смог вернуть вложенные в покупку франшизы деньги и вынужден был закрыть предприятие.
Если бы при покупке франшизы он договорился, к примеру, об уменьшении размера пирогов, их цена была бы ниже, а продаваемость улучшилась. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже при большом количестве плюсов их перевесит тот факт, что продукция не адаптирована к территории, где планируется её реализовывать.
Другой пример. Предприниматель купил франшизу известного в большом городе ресторана в формате фастфуд. Место было выбрано отличное: рядом гостиница без точки питания, обеспечен трафик туристов и гостей города. Площадка позволяла разом обслужить много посетителей. Ресторан позиционировал себя как «вкусно, дешево и быстро». Однако выручка не радовала владельца. С какой проблемой столкнулся ресторан?
А причин было несколько. Прежде всего, меню. Оно включало большое количество блюд разных кухонь, а профессиональных поваров, которые могли бы готовить вкусно и быстро, в городке не нашлось. Цены на невысокого качества еду отмечались гостями как высокие. Время ожидания подачи блюд составляло около часа, а порой и больше. Об этих недостатках клиенты писали в отзывах на сайте заведения. Однако ответа на них от администрации не получали. С жалобами никто не работал.
На вопрос о том, почему еда так плохо приготовлена, менеджер отвечал: «Шеф-повар утверждает, что еда готовится по стандартам». Как вы думаете, какое будущее ждёт этот ресторан, если в нём отсутствует профессиональная команда? Сумеет ли владелец франшизы изменить ситуацию при том, что такой источник денег, как персонал, имеет низкий профессиональный уровень, а специалистов на рынке мало?
Итак, мы рассмотрели как положительные, так и отрицательные стороны покупки франшизы. Решение за вами.