ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Отступить не значит сдаться: федеральные торговые сети заняли треть рынка продуктов питания в Архангельской области


Ирина ФОКИНА | 10.06.2017 01:06:30
Отступить не значит сдаться: федеральные торговые сети заняли треть рынка продуктов  питания в Архангельской области

По данным министерства экономического развития, уже треть продовольственного рынка Архангельской области сегодня занимают крупные федеральные торговые сети. Такая тенденция приводит к вытеснению слабых игроков регионального и муниципального уровня. Заезжих ритейлеров не пугают сложности логистики: размах товарооборота позволяет им компенсировать издержки. Местные торговые сети сдаваться не собираются: уступая по финансовым возможностям, они ищут свои способы привлечь покупателя. Масштабными маневрами «федералов» обеспокоены и региональные органы власти.


«Крепкие дядьки»

«Отношений между федеральными и региональными торговыми сетями нет никаких, – говорит генеральный директор НП «Панорама Ритейл» («Дисма», «Пять шагов», «Сигма») Андрей БОЛДЫРЕВ. – Они пришли для того, чтобы нас поглотить или вытеснить с рынка. Договориться здесь невозможно. Представьте, к примеру, что вы живете в коммуналке, и вдруг появляются соседи, которые хотят вас выгнать. Попробуйте с ними договориться! Тем более если эти соседи – большие, крепкие дядьки». 

Даже сейчас, в период экономического кризиса, крупнейшие торговые сети страны увеличивают темпы роста на 20-30% ежегодно. Например, продуктовая розничная компания «X5 Retail Group», владеющая ТС «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», открывает по шесть магазинов каждый день! В Архангельской области уже 57 «Пятерочек», а к концу 2017 года компания планирует довести это число до сотни. 

«X5 Retail Group» очень активно развивается. Это мы открываем по шесть магазинов в день, а иногда и по десять», – рассказала генеральный директор федеральной ТС «Пятерочка» Ольга НАУМОВА на празднике по поводу появления еще одной торговой точки в Архангельске. 

Чем больше магазинов федеральной сети открывается в регионе, тем дешевле компании обходится решение проблем с логистикой, которая в Архангельской области довольно сложная. По данным «Делового Петербурга», средняя стоимость «продуктового» рейса «Пятерочки» в Архангельск почти в 14 раз превышает среднюю стоимость рейса в Центральном округе. Чтобы в этой ситуации сохранить максимально низкую себестоимость товара, а значит и конечную цену для покупателей, «X5» уделяет большое внимание оптимизации доставки и является одним из лидеров среди ритейлеров по количеству распределительных центров (РЦ). 

По словам директора по транспорту «X5 Retail Group» Тимура ПАРШИКОВА, Архангельск находится на расстоянии больше тысячи километров от ближайших распределительных центров компании, но в нашей области еще недостаточно магазинов для открытия отдельного РЦ. В таких местах торговая сеть создает кросс-докинговые площадки, до которых доставляет продукцию крупнотоннажным транспортом, а затем оттуда же развозит по магазинам. В нашей области они располагаются в Архангельске и Коряжме. 

«Федеральные сети будут только расширяться, пока не произойдет насыщение рынка. Та же «Пятерочка» объективно деньги сегодня не считает. Их задача открыть как можно большее количество торговых объектов, занять любые свободные площади, а экономику они будут анализировать через два-три года. Если вы обратили внимание, сегодня их магазины открываются даже на тех площадях, которые не интересны местным ритейлерам», – рассуждает Андрей Болдырев. 

Сами с усами

В таких рыночных реалиях региональным торговым сетям, доля которых в области составляет 28%, крайне непросто конкурировать с федеральными ритейлерами и в ценовой политике, и в масштабах товарооборота, и в размере торговых площадей. Поэтому местные розничные компании пересматривают свою стратегию развития и ищут способы удержаться на плаву. 

«В прошлом году мы очень остро ощутили продвижение «федералов» и решили открыть у себя два новых формата, – поделился Андрей Болдырев. – «Дисму» мы сделали более привлекательной в плане дизайна, комфортной для покупателей. В этих магазинах сделан акцент на группу товаров «хлебобулочные изделия»: в самих торговых залах выпекают хлеб, который продается по очень доступной цене. В «Пяти шагах» много разнообразной продукции собственного производства».

Как считает Михаил ЛАЧУГИН, PR-директор группы компаний «Двинские», владеющей ТС «Двинские продукты», работа по принципу «сам произвел и сам продал» – эффективный способ выжить в жесткой борьбе с крупными ритейлерами, которые, по его мнению, скоро «ликвидируют» небольших перекупщиков. Кстати, руководство «Двинских продуктов» не считает федеральные сети своими прямыми конкурентами. 

«Сети, которые заходят в Архангельск, не совсем нам конкуренты, как и мы им, – отмечает Михаил Лачугин. – Это же не какая-нибудь «Азбука вкуса», которая предлагает действительно эксклюзивные продукты, правда, по космическим ценам. «Пятерочка», «Лента», «Магнит» – для них важна максимально низкая цена на многие категории товаров. Мы все-таки немного другой стратегии придерживаемся: у нас на первом месте качество. Сети, к слову, этим очень часто пренебрегают. Поток клиентов у нас с ними почти не пересекается. У «Двинских продуктов» немало постоянных покупателей, которые не перестали приходить с появлением сетей. Наивно было бы надеяться, что крупные ритейлеры не станут лидерами во всех регионах. Но небольшие сети с продуктами собственного производства все равно были, есть и будут».

Разницу в принципах работы федеральных и региональных торговых сетей отмечает и минэкономразвития Архангельской области. В министерстве сделали вывод, что федеральные игроки предлагают в основном ассортимент от крупных производителей, способных поставлять свою продукцию во все торговые точки предприятия, независимо от региона и расстояния. Вместе с тем федеральные ритейлеры, стремясь установить как можно более низкие цены и не всегда имея возможность контролировать товары на всех этапах от закупки до доставки в магазин, действительно не могут гарантировать высокое качество. У региональных компаний розничной торговли цены на продукты выше, но им легче отслеживать их востребованность, свежесть и устранять недостатки. 

Минэкономразвития предлагает местным торговым сетям сделать цены для потребителей выгоднее путем создания закупочных союзов. Такие объединения позволят ритейлерам приобретать продукцию в большем объеме и получать от поставщиков ощутимые скидки. Высшей степенью интеграции могут стать кооперативы, если компании решатся объединять свои финансовые активы.

Запас прочности

«Мы живем на Севере: логистика здесь очень сложная, и никто не заинтересован в том, чтобы местная торговля закрывалась, потому что это влечет за собой продвижение федеральных сетей и, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводит. Региональные предприятия – наш запас прочности, наша продовольственная безопасность. Конечно, мы выстраиваем отношения и с федеральными участниками рынка, но прежде всего стараемся холить и беречь своих», – подчеркивает министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА.

Отчасти такое отношение органов власти связано с тем, что федеральные ритейлеры гораздо меньше, чем региональные, взаимодействуют с местными товаропроизводителями. 

«Объективно федеральным компаниям местные продукты не нужны, потому что индивидуальная настройка под каждый регион утяжеляет принципы их работы, – рассуждает Андрей Болдырев. – Это было отчетливо видно на примере торговой сети «Магнит». Придя в Архангельскую область, первое время она совсем не шла на контакт со здешними товаропроизводителями, пытаясь даже молоко закупать в Краснодаре. Я знаю примеры, когда «Магнит» из Ярославля возил хлеб в Вологду. Региональные сети как раз заинтересованы в продвижении местной продукции. Благодаря тому, что мы сформировали рынок, ориентированный на своих товаропроизводителей, сегодня их продукция попадает и на полки «федералов».

Антимонопольное законодательство ограничивает экспансию крупных розничных компаний: каждый ритейлер может занимать не более 25% рынка на отдельно взятой территории. Но эта норма не гарантирует безопасность местным торговым сетям, ведь «федералам» никто не мешает попросту поделить рынок между собой. В связи с этим набирающая популярность всероссийская мониторинговая группа «Честная цена» продвигает в регионах законопроект об ограничении развития федеральных сетей в рамках совокупного расчета на территории не более 50%.

Кстати

В 2016 году Управление Роспотребнадзора по Архангельской области активно проверяло магазины федеральных торговых сетей по обращениям граждан. Во время большинства проверок надзорный орган находил нарушения. Самые часто встречающиеся — продажа продукции с истекшим сроком годности, с неправильными маркировками (отсутствие сведений о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения продукции и т. д.), недопустимые условия хранения продуктов питания.

В итоге ООО «ТД Интерторг» («SPAR») было оштрафовано в сумме на 370 тысяч рублей, ООО «Агроторг» («Пятерочка») – на 310 тысяч рублей, АО «Тандер» («Магнит») – на 265 тысяч рублей.

В 2017 году сотрудники регионального Управления Роспотребнадзора вновь наведались в «Магнит»: нарушений не найдено. Чего нельзя сказать о торговой сети «SPAR», которая опять попалась на продаже товаров с истекшим сроком годности, за что получила штраф в размере 10 тысяч рублей.

Кроме того, в 2017-м Архангельское УФАС начало проверки торговых сетей в связи с вступлением в силу поправок к федеральному закону о торговле. К 1 января ритейлеры должны были привести свою договорную практику в соответствие с новыми нормами. Сотрудники ведомства побывали в нескольких региональных торговых сетях. В документах ТС «Петровский» и «Дисма» выявлены признаки нарушений, которые по предписанию управления устранены, до судов и штрафов дело не дошло.

Сейчас антимонопольной службе предстоит проверить документацию и у федеральных ритейлеров. Как отмечает руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ, это будет довольно сложно.

«Естественно, проще проверять местные торговые сети, потому что у федеральных все договоры хранятся в головном офисе. У «Магнита» он, например, в Краснодаре. Пока запрос сделаешь, пока получишь ответ - очень много времени уходит», − пояснил Денис Бугаев.





Возврат к списку

0
Гость
Еще несколько лет назад мы боролись с тем, чтобы местным предпринимателям в сельской местности не поднимали К-2, Но услышаны не были или не захотели нас услышать. Теперь и в деревни пришли торговые сети ( Пятерочка, Магнит) Нам надо было создать материальную и производственную заначку для  покупки нового оборудования. но власти решили, что мы и так жирно живем, не вдаваясь в проблемы. Мы смотрели в будущее  а  депутаты под ноги. Вот уже год, как я закрыла магазин, не вынеся налоговое бремя в зимний период, когда покупатели только немногочисленные местные жители. У кого есть возможность ездят в соседнее село в Магнит, хотя цены там тоже кусаются, так как отличаются от Архангельских. Власть наказала тех у кого не машин, средств и сил ездить  Нет поступлений в бюджет, потеряли работу 4 человека. Кому хорошо?? Вот такой политикой местные власти создают благоприятные условия для продвижения федеральных сете! Может кому-то это руки греет???
Имя Цитировать 0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5