ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Воскресенье, 28 апреля, 2024 16:17

Как справиться с кадровым голодом на потребительском рынке в Архангельской области?


Наталья МЧЕДЛИДЗЕ, директор по маркетингу ООО «Норд-Коммерц», бизнес-консультант | 06.07.2023 10:57:57
Как справиться с кадровым голодом на потребительском рынке в Архангельской области?

Потребительский рынок Архангельской области сегодня интенсивно развивается. Этому способствует вход федерального бизнеса в сферы розницы и общественного питания. Так, предприятий розничной торговли в регионе более 6000. Предприятий питания – 1180, бытового обслуживания – 3222. И все они испытывают острую потребность в кадрах, которые всё труднее и труднее находить.


Это серьёзная проблема, привлекающая, однако, мало внимания. Появление новых структур в сфере образования её не решает и не решит. Ресурсные центры, открываемые на базе начальной профессиональной школы, предлагают образовательные программы по уже существующим в профиле учебного заведения. Педагогический состав тот же. Привлечение практиков минимально.

О чём это говорит? Созданная структура неэффективна, поскольку «не обучена» разработкам новых и востребованных рынком труда образовательных программ. Развитием образования должно заниматься профильное министерство Архангельской области, взаимодействуя с отраслями и подчинёнными ему образовательными заведениями. Как это выглядит на деле? Расскажу на примере.

Министерство агропромышленного комплекса и торговли ежегодно проводит региональный торговый форум, целью которого является выявление слабых сторон местных игроков рынка, обмен опытом и внедрение новых технологий ведения бизнеса. В повестке каждого – проблемы с трудовыми ресурсами. Спикеры, в том числе приглашённые из Москвы, Санкт-Петербурга, делятся знаниями и опытом. Таких форумов проведено уже 16. Будучи постоянным модератором, только на одном из них я видела представителей министерства образования в той части, которая была посвящена кадровой проблеме.

Однако после завершения этого форума каких‑либо изменений в содержании работы по внедрению новых образовательных программ в учебных заведениях не произошло. Как можно развивать образовательную деятельность в регионе, не участвуя в мероприятиях, где встречаются заказчики образовательных услуг – работодатели? Почему отсутствуют те, кто должен решать возникающие у бизнеса проблемы в сфере кадрового потенциала?

В этой статье я хочу поделиться моим видением решения кадрового вопроса на потребительском рынке в Архангельской области, основываясь на своём большом опыте работы в бизнесе (26 лет) и образовании (более 40 лет).

На каких специалистов спрос?

Прежде всего следует провести оценку спроса на кадры по отраслям потребительского рынка. Эту работу могло бы выполнить агентство регионального развития по заказу министерства образования. Однако агентство отдаёт решение проблем в образовательной сфере Сколкову и университету «Синергия». Почему? Вероятно, так проще. Потому что не произведён анализ, не выявлен потенциал учебных заведений Архангельской области. Между тем на основе собранной информации о потребностях потребительского рынка было бы понятно, какие специалисты нужны, а на каких спроса нет или он минимален. Разумно бы тратился бюджет на образование.

Как показывает практика общения с региональным бизнесом, нет спроса, например, на товароведов-экспертов. Однако именно таких специалистов в большом количестве готовит сегодня начальная профессиональная школа.

Какие же специалисты нужны? В частности, для производителей товаров актуален бренд-менеджер: это специалист по разработке, созданию и запуску новых товаров. Нужны маркетологи, которые исследуют рынки, потребителей, конкурентов и разрабатывают программы продаж с целью привлечения внимания, дополняя функцию трейд- маркетолога.

Высок спрос на менеджеров по продажам. Кстати, такую образовательную программу разработали практики, выиграли конкурс и запустили её в САФУ. Стажировка участников программы проходит в компании «Метро», где они получают современные навыки продаж в трёх сферах: ритейл, оптовые продажи, предприятия питания. Готов второй выпуск.

Нужны мерчандайзеры, которые обеспечивают продажи произведённой продукции, обустраивая место для товаров на полочном пространстве торговых точек.

Продавец сегодня – это не имиджевая специальность, и обучаться ей молодёжь региона не желает. Наборы в учебные заведения проходят тяжело. Но поэтому и спрос на эту категорию сотрудников очень высокий.

Федеральные сети пытаются решать эту проблему, организуя обучающие программы, формируя у сотрудников ценности компании в обслуживании покупателей, предоставляя торговым предприятиям коллективно управлять, тем самым повышая имидж профессии. Местные игроки рынка этот вопрос прорабатывают слабо. Отсюда большая нехватка и текучесть персонала.

Как на эту ситуацию реагируют учебные заведения региона? День открытых дверей и экскурсии по учебным аудиториям как форматы привлечения будущих студентов устарели. Чтобы привлечь нынешних выпускников школ, требуются новые технологии взаимодействия со школами, высокая активность в интернете, интерактив и практика, показывающая, кем можно стать в той или иной профессии.

У нас же – стандартные сайты с минимальным количеством отзывов и сведений об учебном заведении. Лучше обстоит дело в социальных сетях, но там также очень мало информации о мероприятиях, связанных с будущей профессией студента.

Кроме продавцов, розничная торговля сегодня нуждается в таком специалисте, как категорийный менеджер, который функционирует как самостоятельная бизнес-единица, обеспечивающая результативность закупок и продаж товаров.

Есть потребность в трейд-маркетологах, разрабатывающих программы продаж на основе полученной обратной связи от покупателей, их поведения и трендов рынка.

Нужны байеры, специалисты fashion-индустрии по работе с элитными товарами. Менеджеры по работе на маркетплейсах. Специалисты по электронной коммерции, которые организуют работу интернет-магазина на всех этапах его функционирования: от исследования рынка до получения результатов продаж. Трейдеры – специалисты фондового, товарного, валютного рынков и рынка ценных металлов. Копирайтеры – специалисты по написанию «продающих» текстов с целью привлечения внимания к товарному предложению.

Но ни одно учебное заведение начальной профессиональной школы вышеперечисленных специалистов не готовит! Их отсутствие на потребительском рынке Архангельской области не позволяет местным игрокам повышать свою конкурентоспособность. А молодёжь покидает наш регион в поиске учебных заведений, где можно получить профессию, на которую есть спрос.

На рынке общественного питания – острая нехватка поваров, пекарей, управляющих предприятиями, и предприниматели решают эту проблему в основном путём переманивания сотрудников у конкурентов.

Если взять ателье по пошиву одежды – они остались на уровне 90‑х годов. Это говорит о том, что швея не изу­чает предпринимательскую деятельность в учебном заведении. Администрации этих ателье плохо представляют, какими они должны быть сегодня, как продвигать ателье и развивать продажи.

Чего не хватает преподавателям?

Слабой стороной профессионального образования, на мой взгляд, является связь теоретического и практического обучения. Как‑то раз меня попросили временно заменить преподавателя в одном из колледжей Архангельска. Я подготовила программу, рабочую тетрадь и пособие по предмету, построенные на практическом опыте.

Завершая обучение, всегда запрашиваю обратную связь от студентов, чтобы сделать образовательную программу лучше. Ребята отметили, что за три месяца учёбы у практика получили больше знаний, чем за 2,5 года обучения у педагогов. Как мог бы отреагировать руководитель заведения, получивший хороший результат? Усилил бы связь со специалистом-практиком, привлекая его к обучению преподавателей по специальным дисциплинам, которые не имеют такого опыта, написанию пособий, созданию образовательных программ, рабочих тетрадей… Что было фактически? Сказали «спасибо», заплатили 169 руб­лей за час работы, и на этом сотрудничество завершилось.

Другой пример. С преподавателем обсуждали вопрос: почему ребята не хотят учиться? Она посетовала на то, что студентам неинтересен предмет, важный в их профессии, но как решить проблему, не знает. Я была удивлена, что этот вопрос не поднимается на педагогическом совете учебного заведения, а обсуждается в кулуарах. Предложила свою помощь, так как компания, где я работала, занимается темой предмета, который не хотели учить студенты. Подготовила кейсы, посадила ребят группами, дала задания и в игровой форме показала значение предмета в их будущей профессии. И ситуация изменилась в лучшую сторону: студенты справились с контрольной работой и стали понимать, почему этот предмет так важен.

Не знаю, может быть, это только я имею отрицательный опыт взаимодействия теоретиков и практиков. Если есть иной опыт – делитесь.

В прошлом была хорошая практика: преподаватели специальных дисциплин проходили повышение квалификации по своим предметам на кафедрах учебных заведений в Москве. Тогда материал читали специалисты в области соответствующих наук. Сегодня повышение квалификации проходит в части педагогики и путём стажировки преподавателей на профильных предприятиях. Но при условии, что педагогике обучает Институт открытого образования Архангельской области, знания по специальным предметам остаются на уровне изученного в вузе, если сам преподаватель не вкладывается в собственное развитие. Стажировки носят формальный характер, и результативность их невелика.

Не проводятся совместные мероприятия – такие, к примеру, как воркшопы, где можно познакомиться с технологией создания образовательной программы на мастер-классе, с проведением интерактивных уроков, мозговых штурмов, стратегических сессией, посещением дискуссионных клубов по специальным предметам, на которых могли бы обсуждаться методики обучения, шёл обмен опытом.

Обмен опытом если и проводится, то только внутри учебного заведения начальной профессиональной школы, на уровне методических комиссий. Это неверно. Знания сегодня быстро устаревают.

На мой взгляд, на базе Института открытого образования можно было бы создать образовательные программы для преподавателей специальных дисциплин начальной профессиональной школы по трём направлениям: повышение квалификации, переподготовка и профессиональное обучение с использованием различных форм обучения (очное, дистанционное и т. д.). Позиционирование этих программ может быть построено по принципу «Профессии XXI века» – с использованием методов интерактивного обучения. Этот проект можно и нужно разработать, а затем внедрить с помощью местных педагогов и практиков под руководством министерства образования Архангельской области. Тогда педагогический потенциал в регионе будет профессионально расти и развиваться.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей