ИЛИМ-ПАЛП_2020
Альфа_регистрация
ВТБ
ПСБ_счет для бизнеса

Как QR-ограничения отразились на бизнесе в Архангельской области?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора и Алексея Липницкого | 30.11.2021 12:08:49
Как QR-ограничения отразились на бизнесе в Архангельской области?

Уже полтора месяца в Архангельской области доступ в точки общепита, организации сферы услуг, а также на массовые, досуговые, развлекательные и иные мероприятия возможен только при наличии QR-кода о прохождении вакцинации или заменяющих его документов. Ровно месяц назад эти ограничения стали действовать и для многих объектов розничной торговли. Это привело к снижению количества посетителей в торгово-развлекательных центрах.


«После падения трафика в 2020 году из-за пандемии и связанных с ней ограничений в этом году мы вышли на показатели, которые у нас были в 2019-м. Так что можно сказать, что все покупатели к нам вернулись. Но после введения новых ограничений в конце октября трафик вновь упал примерно на 30%, – рассказала «Бизнес-классу» генеральный директор ООО «Титан-Девелопмент» Ирина ФРОЛОВА. – Такая тенденция характерна не только для ТРК «Титан Арена», но и для других наших объектов. При этом все отделы работают, за исключением детских центров».

nordville_2.jpg

«Нордвиль» вновь был вынужден закрыться на неопределенный срок. В прошлую волну ограничений детские центры не работали почти 11 месяцев. Выдержать сложный период помогли арендные каникулы. В этот раз для таких организаций введены льготные арендные условия.

Высокие риски

Вход в торгово-развлекательные комплексы сегодня возможен только при наличии QR-кода, исключение сделано для тех объектов, где есть пункты вакцинации. В Архангельске это ТРК «Титан Арена», «Европарк» и «Соломбала молл», ТЦ «Вертикаль», а в Северодвинске – универмаг «Радуга», ЦУМ и ТЦ «Приморский». Однако, как показывает практика, даже при входе в эти ТРЦ могут попросить показать паспорт, чтобы проверить возраст. Это связано с другим ограничением – запретом на допуск несовершеннолетних без сопровождения взрослых.

«При входе в «Титан Арену» проводят термометрию, проверяют соблюдение масочного режима. QR-код и документ, подтверждающий личность, просят предъявить уже непосредственно в отделах. В магазинах федеральных и международных торговых сетей эта обязанность возложена на контролеров. Сложнее обстоят дела у местных предпринимателей, у которых в связи с новыми требованиями появилась дополнительная нагрузка. Зачастую многие не могут себе позволить нанять сотрудников, поэтому проверкой QR-кода занимаются продавцы, а они при этом должны показывать товар, общаться с клиентами и выполнять другие функции», – отметила Ирина Фролова.

titan_arena_pusto.jpg

В тех торговых центрах, где нет пунктов вакцинации, наличие QR-кодов у посетителей проверяют при входе. По словам гендиректора ООО «Титан-Девелопмент», в Центральном универмаге удалось организовать соблюдение всех требований без привлечения дополнительных работников.

Нередко сотрудникам торговых центров приходится принимать на себя негатив, идущий от посетителей, которые не хотят следовать установленным правилам.

«В «Титан Арене» были ситуации, когда из-за агрессивного поведения посетителей приходилось вызывать сотрудников Росгвардии. Но требования необходимо соблюдать, к тому же торгово-развлекательные центры Архангельска, как минимум раз в неделю, посещают контролирующие органы. К нам замечаний не было. Наши менеджеры проверяют соблюдение правил в отделах, общаются с арендаторами. Риски сегодня высоки, и при наличии серьезных нарушений проверяющие могут выдать предписание о закрытии торгового объекта», – добавила Ирина Фролова.

Обороты упали

Несмотря на то, что все магазины продолжают работать, в отличие от первой волны ограничений, многие ритейлеры столкнулись со снижением выручки.

«После введения QR-кодов посетителей стало в два раза меньше. Если до пандемии ежемесячная выручка составляла около одного миллиона, то сейчас нет и 500 тысяч рублей. По итогам осени показатели будут печальными, – рассказала владелица магазина «КОРЕЯ» Анастасия УХИНА. – Все еще много людей не привиты, и в связи с ужесточением ограничений у них меньше возможностей ходить в кафе, кино, стали не нужны и новые наряды. Мы практикуем бесконтактную выдачу товаров, но все равно ощущаем серьезное снижение спроса».

koreya_magazin.jpg

Анастасия Ухина в бизнесе с 2010 года: началось все с магазина «КОРЕЯ», который несколько лет назад разместился в ТРК «Титан Арена».

«Когда мы начали работать в «Титан Арене», почувствовали приток новых клиентов, начали активнее развиваться, чтобы успешно работать рядом с другими магазинами. Но затем во взятый нами курс вмешалась пандемия. И до этого были кризисы – обвал рубля, появление серьезных масс-маркетов, но со всем удавалось справляться: меняли поставщиков, пересматривали стратегию и двигались дальше, – продолжает Анастасия Ухина. – Даже в прошлом году в локдаун смогли перестроиться: я вывезла самые популярные позиции домой, собрала команду, и вместе мы запустили бесконтактную доставку. Но эта схема оказалась для нас нерабочей. Сегодня многим важно потрогать, померить товар, важна атмосфера, а ее невозможно заменить онлайн-торговлей».

«Зигзаги» в ритейле 

По словам владелицы магазина, в прошлом году хорошо выручили арендные каникулы от девелопера, также Анастасия дважды получила выплату от государства, была отсрочка по налогам. Однако сейчас меры поддержки не предусмотрены. Тем временем ситуация становится все неопределеннее.

«Пандемия изменила поведение покупателей. Если раньше в торговле была относительная стабильность, то сейчас ситуация меняется стремительно, сплошные «зигзаги». Очень тяжелой была весна: резко упали продажи, в то время как все ждали традиционное повышение спроса к 8 Марта. И не только у нас, я общаюсь и с другими предпринимателями, работающими в сфере торговли, – наблюдалась точно такая же ситуация. Видимо, сказалась общая тревога, – добавляет владелица магазина «КОРЕЯ». – На данный момент мы не знаем, что ждать дальше, каким окажется декабрь. Будем наблюдать за динамикой и интересом покупателей, анализировать данные. Всегда есть несколько вариантов: продолжать работать, закрыть магазин или что-то поменять. Подстраиваться под новые условия рынка и быть гибким – в этом и заключаются принципы предпринимательства».

Без концертов?

QR-ограничения ударили и по концертной деятельности. По словам местного концертного организатора Александра МОЧАЛОВА, спрос на культурные мероприятия серьезно снизился.

«До введения доступа на концерты по QR-коду билеты продавались активнее. Безусловно, пандемия изменила поведение посетителей: люди теперь предпочитают покупать билеты незадолго до самого мероприятия. Но до введения ограничений билеты все же продавались, сейчас ситуация хуже. Даже несмотря на наличие QR-кода, люди боятся идти на концерты, также по-прежнему много тех, кто еще не сделал прививку, - уверен Александр Мочалов. - Я общался с коллегами из Череповца: в этом городе процент вакцинировавшихся выше, но залы все равно практически пустые, концерты переносят или отменяют, билеты не продаются. Так что можно сказать уверенно: пандемия и ограничения, как в прошлом году, так и в этом, серьезно отразились на концертной индустрии, в которой в основном работает малый и средний бизнес. Организаторы и артисты потеряли аудиторию и деньги».

В середине ноября Правительство России внесло в Госдуму два законопроекта об обязательном введении QR-ограничений для поездок на транспорте, посещения кафе и магазинов. Однако рассмотрение закинициатив отложили на месяц.

В случае их принятия в общественные места, организации культуры, розничной торговли, учреждения общепита с 1 февраля можно будет попасть только тем, у кого есть QR-код, свидетельствующий о перенесенном заболевании или вакцинации. Ожидается, что мера будет действовать до 1 июня.

Другой законопроект, рассмотрение которого также отложили на месяц, касается междугородных и международных поездок на самолетах и поездах. Предполагается, что проверка QR-кодов будет проводиться при продаже билетов. Требования не затронут детей и подростков. Судя по всему, ситуация с QR-ограничениями только начинает развиваться...

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Лента событий

Новости компаний

Ваш успешный бизнес



alfa-ad



© 2003-2022 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей